судья Гусельникова М.А. дело № 33-10972/2023 (№ 2-423/2023)
УИД 22RS0051-01-2023-000390-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 декабря 2023 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Шторхуновой М.В.,
судей Сачкова А.Н., Масликовой И.Б.,
при секретаре Тенгерековой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Тальменского района Алтайского края на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 15 сентября 2023 года по делу
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к администрации Тальменского района Алтайского края, обществу с ограниченной ответственностью «Каскад» об устранении нарушений водного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи Масликовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю) обратилось в суд с иском к администрации Тальменского района Алтайского края, обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Каскад» об устранении нарушений водного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование требований указано, что в нарушение установленных требований ООО «Каскад», оказывающее на территории Тальменского района услуги по водоснабжению с использованием имущества на основании концессионного соглашения, находящегося в собственности администрации Тальменского района, не выполнило обязанности по разработке проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения и водопровода питьевого назначения.
Оказывая населению услуги по обеспечению питьевой водой, ООО «Каскад» обязано обеспечить качество поставляемой воды, ее безопасность для жизни, здоровья потребителей, их имущества. Невыполнением требований санитарного законодательства ООО «Каскад» нарушаются интересы неопределенного круга лиц.
Разработка проектов зон санитарной охраны используемых ООО «Каскад» источников водоснабжения и расположенных на них объектов, получение на них санитарно-эпидемиологических заключений является обязанностью ООО «Каскад» и администрации Тальменского района Алтайского края, являющейся собственником объектов водоснабжения.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил возложить обязанность на ООО «Каскад», администрацию Тальменского района Алтайского края разработать проекты зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопровода питьевого назначения и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны в установленном законом порядке в соответствии с требованиями п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» до 31 декабря 2023 года с момента вступления решения в законную силу.
Решением Тальменского районного суда Алтайского края от 15 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
На администрацию Тальменского района Алтайского края возложена обязанность разработать проекты зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и расположенных на них водопроводных сооружениях (перечислен список источников водоснабжения) и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны в установленном законом порядке в соответствии с требованиями п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Установлен срок исполнения решения суда – в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация Тальменского района Алтайского края просит решение суда отменить и принять новое, которым в удовлетворении иска к администрации Тальменского района отказать.
В обоснование жалобы указывает, что добыча воды с использованием скважин и водонапорных башен производится из подземных вод, которые находятся в собственности Российской Федерации, поэтому администрация Тальменского района не может без поручения выполнять в отношении них полномочия собственника. Анализируя положения ст. 1, ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полагает, что обязанность по выполнению требований санитарных норм по обустройству зон санитарной охраны возлагается на организацию, владеющую и эксплуатирующую объекты водоснабжения, т.е. на ООО «Каскад», которое является гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории Тальменского района.
В суде апелляционной инстанции представитель истца возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует и судом установлено, что деятельность по водоснабжению на территории Тальменского района Алтайского края осуществляет ООО «Каскад», используя объекты водоснабжения на основании концессионного соглашения от 23 апреля 2020 года, заключенного между муниципальным образованием Тальменский район Алтайского края в лице администрации Тальменского района Алтайского края, ООО «Каскад» и субъектом Российской Федерации (Алтайский край) в лице Губернатора Алтайского края.
Объекты соглашения, включая их описание, в том числе технико-экономические показатели, указаны в приложении к концессионному соглашению (л.д.25-38 том 1).
Постановлением администрации Тальменского района *** от ДД.ММ.ГГ ООО «Каскад» наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Тальменского района.
Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю в ходе проведения проверки по вопросу соблюдения ООО «Каскад» санитарно-эпидемиологических требований к качеству питьевой воды, подаваемой населению Тальменского района, установлено, что ООО «Каскад» при обеспечении населения Тальменского района питьевой водой не соблюдаются санитарно-гигиенические требования к качеству подаваемой населению питьевой воды, поскольку в отношении используемых объектов водоснабжения не разработаны проекты зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологические заключения по ним не получены.
Факт отсутствия проектов зон санитарной охраны, заключений по ним ответчиками в ходе рассмотрения спора не оспаривался.
Собственником спорных объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Тальменского района Алтайского края, является муниципальное образование Тальменский район Алтайского края, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 11, 18, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 27, 43, 55 Водного кодекса Российской Федерации, установив, что на территории Тальменского района допускается поставка населению района питьевой воды, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям к ее качеству, администрацией Тальменского района как собственником объектов водоснабжения не приняты меры по разработке проектов зон санитарной защиты в отношении этих объектов, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов не получены, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию Тальменского района как собственника имущества обязанности по устранению выявленных недостатков исполнения санитарного законодательства.
Оснований для возложения вышеуказанных обязанностей на ООО «Каскад» как организацию эксплуатирующую объекты водоснабжения на основании концессионного соглашения суд первой инстанции не усмотрел.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах, представленных суду доказательствах и правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В п. 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со ст. 11 указанного федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В силу п. 1.15 указанных санитарных правил и норм санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
В соответствии с п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых данными СанПиН.
Пунктом 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 данного кодекса.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 27 названного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Исходя из изложенного нормативно-правового регулирования, обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, лежат на муниципальном образовании Тальменский район, исполнительно-распорядительным органом которого является администрация, осуществляющая полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.
Доводы жалобы о том, что спорные объекты находятся в собственности Российской Федерации, поэтому администрация Тальменского района не может без поручения выполнять в отношении них полномочия собственника, являются несостоятельными, поскольку объекты водоснабжения, переданные ООО «Каскад» на основании концессионного соглашения, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию Тальменский район, что следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН.
При заключении концессионного соглашения администрация Тальменского района также подтверждала наличие права собственности на спорные объекты водоснабжения выписками из ЕГРН, что следует из п. 2.2 названного соглашения.
При таких обстоятельствах, оснований считать, что администрация Тальменского района не располагает полномочиями собственника в отношении спорных объектов водоснабжения и лишена возможности на разработку проектов зон санитарной охраны и получения разрешений на них, у судебной коллегии не имеется.
Ссылка в жалобе о необходимости возложения обязанностей по разработке проектов зон санитарной охраны и получении разрешений на них на ООО «Каскад» как организацию эксплуатирующую объекты водоснабжения, необоснована.
Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
С учетом данных норм права судом первой инстанции обосновано возложены на администрацию Тальменского района как собственника спорных объектов водоснабжения обязанности по организации проведения работ по разработке проектов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и получению санитарно-эпидемиологических заключений на данные проекты зоны санитарной охраны.
Следует также отметить, что условиями концессионного соглашения обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны и получении заключений на них на ООО «Каскад» не возложены. Устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не может ставиться в зависимость от заключенного концессионного соглашения, поскольку его условиями предусмотрены обязанности ООО «Каскад» по созданию и реконструкции объектов водоснабжения, однако разработка проектов санитарных зон указанными понятиями не охватывается, следовательно, не могло являться предметом концессионного соглашения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении обязанностей на администрацию Тальменского района по разработке проектов зон санитарной охраны объектов водоснабжения и получению заключений на них, поскольку охрана объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, входит в полномочия органов местного самоуправления.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку не влияют на правильность выводов суда, которым установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана оценка всем представленным доказательствам в совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального права или норм процессуального права, допущенных судом в ходе разбирательства дела и повлиявших на исход дела, не установлено, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тальменского районного суда Алтайского края от 15 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика администрации Тальменского района Алтайского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 27.12.2023.