Дело №2-2383/2015
Решение
Именем Российской Федерации
06 августа 2015 года город Саратов
Заводской районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Московских Н.Г.,
при секретаре Михайловой Я.В.
с участием представителя истца помощника прокурора Заводского района г. Саратова Ганькина И.А.,
представителя ответчика администрации Заводского района г.Саратова - Никитиной О.В.,
представителя третьего лица комитета по управлению имуществом г.Саратова - Маркеловой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Заводского района города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Саратов», администрации Заводского района муниципального образования «город Саратов» о признании бездействия незаконным,
установил:
Первый заместитель прокурора Заводского района города Саратова обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация МО «Город Саратов»), администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация Заводского района МО «Город Саратов»), в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в неосуществлении контроля за сохранностью муниципальных жилых помещений <№>, расположенных в многоквартирном <адрес>у в г.Саратове, возложить на ответчиков обязанность инициировать процедуру, установленную п.п.42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 (далее - Положение), подготовить и представить документы, указанные в п.45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановление правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года, на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции для рассмотрения вопроса о признании аварийными и подлежащим сносу или реконструкции <адрес> <адрес> г.Саратова.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что территории Заводского района г.Саратова расположен многоквартирный <адрес> <адрес> г.Саратова, с признаками аварийности, в котором расположено 4 муниципальных жилых помещения (квартиры <№>).
Данный дом является двухэтажным, фундамент бетонный, стены кирпичные, перекрытия деревянные, кровля металлическая.
В ходе проверки выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, а именно: на конструкциях несущих стен имеются трещины, разрушения облицовки. Межэтажные перекрытия имеют отслоения штукатурки. Оконные блоки неисправны. Внутренние системы холодного водоснабжения и канализации поражены коррозией. Внутри жилых помещений имеются трещины на несущих стенах, следы протечек, разрушения штукатурного слоя потолков.
Также в ходе проверки выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390, на лестничных клетках допущена эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции, допущены эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями).
Кроме того, состояние вышеуказанного дома не соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10, поскольку имеются трещины, местами осыпается штукатурка, полы деформированы. Трещины имеются и в местах сопряжения стен и полов. Дверные и оконные проем перекошены.
Дальнейшее проживание лиц в указанном доме создает реальную угрозу жизни и здоровью.
В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г.Саратова Ганькин И.А. поддержал исковые требования в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Город Саратов», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился,
Представитель ответчика администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» Никитина О.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета по управлению имуществом г.Саратова, Маркелова Д.А., в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований в полном объеме.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу ст.ст.254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из ч.1 ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственного и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный <адрес> <адрес> г.Саратова введен в эксплуатацию в 1962 году, в нем расположены муниципальные жилые помещения.
В ходе осмотра прокуратурой Заводского района города Саратова с участием главного специалиста-эксперта Государственной жилищной инспекции Саратовской области в указанном доме выявлены многочисленные нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, а именно: на конструкциях несущих стен имеются трещины, разрушения облицовки. Межэтажные перекрытия имеют отслоения штукатурки. Оконные блоки неисправны. Внутренние системы холодного водоснабжения и канализации поражены коррозией. Внутри жилых помещений имеются трещины на несущих стенах, следы протечек, разрушения штукатурного слоя потолков.
В ходе осмотра прокуратурой Заводского района города Саратова с участием государственного инспектора г.Саратова по пожарному надзору в указанном доме выявлены многочисленные нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390, а именно: на лестничных клетках допущена эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции, допущены эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» №1860 от 11 июня 2015 года санитарное состояние жилого <адрес> <адрес> г.Саратова не соответствуют п.9..2 СанПиН 2.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
В силу ч.1 ст.1 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п.6 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Как следует из п.п.8, 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Положениями ч.4 ст.15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28 января 2006 года, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных ст.ст.12, 15 ЖК РФ, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления (п. 7).
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 08 августа 2006 года №212А создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Постановлением главы администрации города Саратова №36 от 29 января 2007 года (в редакции от 28 ноября 2013 года №3145) утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
В соответствии с п. п. 4.1.10 - 4.1.12, 4.4 Положения комиссия по окончании работы составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания и/или признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу по установленной форме. Направляет 1 экземпляр заключения комиссии и акт обследования (в случае его составления) в орган местного самоуправления для издания распоряжения согласно установленным требованиям. Передает по одному экземпляру заключения комиссии и Распоряжения органа местного самоуправления заявителю и собственнику жилого помещения в 5-дневный срок (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией). Организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляет администрация района муниципального образования «Город Саратов», на территории которой находится помещение (многоквартирный дом), в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания либо признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
По смыслу п. 42 Положения основанием для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещения установленным требованиям является либо заявление собственника помещения (в данном случае администрации муниципального образования), либо заявление гражданина (нанимателя), либо заключение органов государственного контроля и надзора.
Из содержания п.п.45, 45.1, 45.2 названного Положения обязанность по представлению в комиссию необходимых документов возложена как на собственников, так и на нанимателей жилых помещений. Комиссия принимает решение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям. Представление документов является обязательным условием для проведения комиссией оценки соответствия помещений установленным требованиям.
Несмотря на то, что вышеуказанный многоквартирный жилой дом имеет признаки физического износа, расположенные в нем жилые помещения не соответствуют правилам и нормам технической эксплуатации жилого фонда, администрация муниципального образования «Город Саратов» в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, неправомерно не обращалась в межведомственную комиссию.
Таким образом, администрация муниципального образования «Город Саратов» оценку соответствия жилого дома установленным требованиям до настоящего времени не провела, с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию не обратилась. Данное бездействие со стороны администрации следует признать недопустимым, поскольку установлено, что состояние <адрес> <адрес> г.Саратова неудовлетворительное, и проживание в указанном доме является опасным.
Администрация обязана обеспечивать сохранность жилых помещений, контролировать и обеспечивать их пригодность для проживания, создавать условия для осуществления прав нанимателей на жилище соответствующее требованиям жилищного законодательства. При этом как собственник муниципальных жилых помещений, администрация входит в число лиц, предусмотренных пунктом 42 Положения №47, по заявлениям которых межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и рассматривает вопрос о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Администрация также должна обращаться с такими заявлениями в межведомственную комиссию в целях защиты прав граждан на жилище, соответствующее установленным требованиям.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования «Город Саратов», как собственник муниципального фонда по данному адресу, обязана инициировать процедуру, установленную п.42-52 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года, подготовить в представить документы, указанные в п. 44, 45 Положения для принятия решения по вопросу о возможности дальнейшей эксплуатации жилого фонда.
Доказательств, опровергающих выводы суда и установленные обстоятельства, ответчиком администрацией муниципального образования «Город Саратов» суду не представлено в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований первого заместителя прокурора к администрации муниципального образования «Город Саратов».
На основании п.2 ст.314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Суд полагает возможным согласиться с доводами представителя истца об определении срока исполнения обязательства ответчиком по представлению необходимых документов на межведомственную комиссию в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ссылки в возражениях ответчика, что наниматели и иные собственники жилых помещений в доме имеют право самостоятельно обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания, не освобождают администрацию муниципального образования «Город Саратов», как орган местного самоуправления, от исполнения установленных требований законодательства по контролю за сохранностью муниципального жилищного фонда, своевременному принятию решений о признании жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и подлежащими сносу.
Доводы ответчика о том, что истцом не указано какое его право нарушено, также являются несостоятельными. Непринятие мер по своевременному выявлению и пресечению возможного разрушения жилого дома может повлечь наступление неблагоприятных последствий не только для истца, но и для неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился первый заместитель прокурора Заводского района города Саратова.
Довод о том, что удовлетворяя требования прокурора о понуждении к совершению действий, суд вмешивается в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, является необоснованным.
Согласно статей 2, 4, 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
При этом неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 258 ГПК РФ, пункт 28 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2).
С учетом изложенного не подлежат удовлетворению исковые требования первого заместителя прокурора Заводского района города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Заводского района муниципального образования «город Саратов» о признании бездействия незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №<№>, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> ░ ░.░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.42-52 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2006 ░░░░ №47 (░░░░░ - ░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░.45 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ № 47 ░░ 28 ░░░░░░ 2006 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> ░.░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░