Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2021 года дело №а-244/2021
<адрес>
Левашинский районный суд РД в составе председательствующего судьи Магомедалиева А.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» и МКОУ «Какамахинская СОШ» <адрес> РД об обязании устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РД в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» и МКОУ «Какамахинская СОШ» <адрес> РД о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции.
В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> РД проведена проверка, в ходе которой установлено, что предусмотренная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность о принятии мер по предупреждению коррупции, не исполнена, что является грубым нарушением действующего законодательства.
Выявленные нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершениекоррупционных правонарушений.
Согласно статье 13.3 Закона №-Ф3, организации обязаныразрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Между тем, вопреки содержащимся в ст. 13.3 Закона №-Ф3 требованиям в МКОУ «Какамахинская СОШ»: не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации; не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации; не принято положение о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов; не введена процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.
Администрация МР «<адрес>» не приняла меры в порядке контроля за исполнением подведомственным учреждением законодательства о противодействии коррупции.
При таких обстоятельствах, неисполнение органами местного самоуправления МКОУ «Какамахинская СОШ» <адрес> РД возложенных на них полномочий по осуществлению мероприятий по предупреждению коррупции является прямым нарушением требований закона.
Просят признать незаконным бездействие администрации МР «<адрес>» РД и МКОУ «Какамахинская СОШ» <адрес> РД в части не проведения мероприятий по предупреждению коррупции.
Обязать администрацию МР «<адрес>» и МКОУ «Какамахинская СОШ» <адрес> РД устранить нарушения требований вышеназванного законодательства, путем определения в названном образовательном учреждении должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, положение о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов и введения процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов, установив срок для устранения нарушений - 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 7 статьи 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм, в связи с неявкой в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Проверив и исследовав доказательства, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Предъявление иска в защиту неопределенного круга лиц возможно в случае, если таких лиц невозможно индивидуализировать, то есть определить.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12,14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно статье 13.3 Закона №-Ф3, организации обязаныразрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могутвключать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных запрофилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничествоорганизации с правоохранительными органами; разработку и внедрение впрактику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестнойработы организации; принятие кодекса этики и служебного поведенияработников организации; предотвращение и урегулирование конфликтаинтересов; недопущение составления неофициальной отчетности ииспользования поддельных документов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», в разработанных и утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методических рекомендациях (п. «б» ст. 25), предназначенных для использования всеми организациями, содержится примерный перечень антикоррупционных мероприятий, предусматривающий:
разработку и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
разработку и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов;
разработку и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки;
введение процедуры информирования работниками работодателя в случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов "обратной связи", телефона доверия и т.п.);
введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов;
введение процедуры защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций;
проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам;
проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, разработки соответствующих антикоррупционных мер;
ротацию работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском;
проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции;
проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
организацию индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур;
осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур;
осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учет;
осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам;
периодическое проведение внешнего аудита;
привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер;
проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;
подготовку и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.
Также, в трудовых договорах работников должны быть указаны как общие, так специальные обязанности работника в сфере предупреждения и противодействия коррупции.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 и ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой <адрес> РД в образовательных учреждениях района выявлены нарушения законодательства по предупреждению коррупции.
Так, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что старшим помощником прокурора <адрес> ФИО1 по заданию прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка, в результате которой установлено, что предусмотренная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность о принятии мер по предупреждению коррупции МКОУ «Какамахинская СОШ <адрес> РД, не исполнена, в частности, не определены в названном образовательном учреждении должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации, не разработано положение о конфликте интересов, декларация о конфликте интересов и введения процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов, что является грубым нарушением действующего законодательства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) одними из основных принципов противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Согласно ст.218 КАС РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст.227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», о принятии мер по предупреждению коррупции
Выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении законодательства о противодействии коррупции.
Принимая решение по иску, суд руководствуется пунктом 1 ст. 62 КАС РФ, в силу которого, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений.
При этом административный ответчик доказательств обратного (об отсутствии вышеназванных нарушений с его стороны) суду не предоставил и до настоящего времени выявленные нарушения не устранил.
Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, суд приходит к выводу об установлении МКОУ «Какамахинская СОШ <адрес> РД» <адрес> РД срока для исполнения решения суда - 1 месяц с момента вступления его в законную силу, что является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.150 ч.7, 175-180 227, 291-294 КАС РФ, суд
решил:
Заявление прокурора <адрес> РД в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации МР «<адрес>» и МКОУ «Какамахинская СОШ» <адрес> РД в части не проведения мероприятий по предупреждению коррупции.
Обязать администрацию МР «<адрес>» и МКОУ «Какамахинская СОШ» <адрес> РД устранить нарушения требований вышеназванного законодательства, путем:
- определения в названном образовательном учреждении должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- принятия кодекса этики и служебного поведения работников организации, положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов и введения процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов, установив срок для устранения нарушений - 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и прокурору <адрес> РД в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения в Верховный суд РД путем подачи апелляционной жалобы через Левашинский районный суд РД.
Председательствующий А.И. Магомедалиев
Решение изготовлено в совещательной комнате и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.