Дело №а-98/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> РД 20 марта 2019 года
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Ефремова Ю.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием административного истца начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО4,
представителя административного истца специалиста-эксперта Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО3, действующего на основании доверенности № от 0.03.2019 года,
представителя административного ответчика - администрации ГО «<адрес>» ФИО6 действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя административного ответчика – МКОУ «Кизлярская гимназия №», юриста МКУ УО <адрес>, ФИО7, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело по административному иску ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> к администрации ГО «<адрес>», МКОУ «Кизлярская гимназия №» об устранении нарушений требований санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО4 обратился в суд с иском к администрации ГО «<адрес>», МКОУ «Кизлярская гимназия №» об устранении нарушений требований санитарного законодательства, в обоснование своих требований указав, что в соответствии с п.9 ст.9 ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на основании плана плановых проверок 1 раз в 2 года проводятся плановые мероприятия по контролю за соблюдением требований санитарного законодательства в образовательных учреждениях, в том числе в МКОУ «Кизлярская гимназия №». По результатам проведенных плановых проверок выдаются предписания об устранении нарушений санитарного законодательства и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которые являются обязательными для исполнения. Однако, по результатам проверки исполнения предписания № от 26.01.2018г. установлено, что остаются невыполненными некоторые пункты предписания: на территориях хозяйственных зон отсутствуют специально оборудованные площадки для мусоросборников; для сбора твердых бытовых отходов непосредственно на земле установлены металлические контейнеры без крышек; на территории двора средней школы установлен надворный туалет: для девочек на 5 очков, для мальчиков на 5 очков; туалет не оборудован кабинами с дверями; отсутствует специально оборудованный гардероб для учащихся; вешалки для верхней одежды размещены в кабинетах; вешалки не оборудованы индивидуальными ячейками; не соблюдается норма площади на 1 обучающегося в учебных кабинетах начальной школы, учебных кабинетах №№, 29, 30, 35, 44, 46 средней школы (на 1 рабочее место приходится 1,2-1,6м2 при норме не менее 2,5м2); рабочие места в кабинете информатики оборудованы жесткими стульями и табуретами, не обеспечивающими поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ; кабинет химии и лаборантская не оборудованы вытяжными шкафами; объемно-планировочные и конструктивные решения помещений пищеблока в здании начальной школы не обеспечивают исключения встречных потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды; медицинская деятельность осуществляется без санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии на медицинскую деятельность. Невыполнение указанных пунктов предписания должностного лица, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является потенциальной угрозой к возникновению инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний среди детей, посещающих образовательное учреждение. В соответствии с п.2 ст.50, п.4 ст. 51 закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Предписание должностного лица, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, является обязательным для исполнения. В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся. В своем объяснении представитель юридического лица - директор МКОУ «Кизлярская гимназия №» ФИО5 пояснил, что так как школа является муниципальным казенным образовательным учреждением, учредителем и собственником МКОУ «Кизлярская гимназия №» является Администрация городского округа «<адрес>», учреждение собственных доходов не имеет, денежные средства на счет учреждения поступают из муниципального бюджета, то он неоднократно обращался к главе Администрации городского округа «<адрес>» с заявлениями о выделении средств для устранения вышеуказанных замечаний, однако средства до сих пор не выделены, следовательно, мероприятия, указанные в предписании, не выполняются.
Согласно ст.24 Федерального закона 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; согласно ст.28 Федерального закона 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.
Из преамбулы к Федеральному закону №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В статье 1 вышеназванного Федерального закона определено понятие «Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Из вышеприведенных правовых положений следует, что нарушение норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает угрозу здоровью человека.
Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении Администрацией городского округа «<адрес>» и МКОУ «Кизлярская гимназия №» законных интересов неопределенного круга потребителей, так как на территориях хозяйственных зон отсутствуют специально оборудованные площадки для мусоросборников; для сбора твердых бытовых отходов непосредственно на земле установлены металлические контейнеры без крышек; на территории двора средней школы установлен надворный туалет: для девочек на 5 очков, для мальчиков на 5 очков; туалет не оборудован кабинами с дверями; отсутствует специально оборудованный гардероб для учащихся; вешалки для верхней одежды размещены в кабинетах; вешалки не оборудованы индивидуальными ячейками; не соблюдается норма площади на 1 обучающегося в учебных кабинетах начальной школы, учебных кабинетах №№, 29, 30, 35, 44, 46 средней школы (на 1 рабочее место приходится 1,2-1,6м2 при норме не менее 2,5м2); рабочие места в кабинете информатики оборудованы жесткими стульями и табуретами, не обеспечивающими поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ; кабинет химии и лаборантская не оборудованы вытяжными шкафами; объемно-планировочные и конструктивные решения помещений пищеблока в здании начальной школы не обеспечивают исключения встречных потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды; медицинская деятельность осуществляется без санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии на медицинскую деятельность. Данные факты бездействия Администрации городского округа «<адрес>» и МКОУ «Кизлярская гимназия №» образуют нарушение санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, при условиях воспитания и обучения детей, установленных статьями 24, 28, 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3.7, 4.5, 4.9, 4.17, 4.25, 5.2, 5.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; пункта 2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; пунктов 9.6, 9.7 СанПиН 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; пункта 1.3 главы 1 CaнПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Согласно п.2. ч.1. ст.51 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с нормами ст.40 Закона РФ от 07.02.1992г. № «О защите прав потребителей», должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Просит признать незаконными бездействия Администрации городского округа «<адрес>» и МКОУ «Кизлярская гимназия №», выразившиеся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ч.1 ст.24, ч.1. ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, а именно в не оборудовании на территориях хозяйственных зон на расстоянии не менее 20м. от зданий школы контейнерных площадок с твердым водонепроницаемым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0м. во все стороны; не обеспечении на территории средней школы строительство новых туалетов отдельно для мальчиков и девочек из расчета в соответствии с требованиями п.4.25 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков; не оборудовании в туалетах кабин с дверями; не оборудовании в здании школы гардероба для учащихся с выделением мест для каждого класса; не приведении количества посадочных мест в учебных кабинетах в соответствие с нормой площади на 1 обучающегося (не менее 2,5 кв.м.; не обеспечении кабинета информатики подъемно-поворотными рабочими креслами с регулируемыми по высоте и углам наклона сиденьями и спинками, имеющими полумягкую поверхность с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений; не оборудовании в кабинете химии и лаборантской вытяжных шкафов; не проведении объемно-планировочных решений на пищеблоке здания начальной школы, не приведении набора помещений и оборудования пищеблока, работающего на сырье и (или) полуфабрикатах) или как буфет-раздаточная с учетом исключения встречных потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды; не обеспечении проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы помещений медицинского назначения и получения санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии на медицинскую деятельность.
Просит обязать Администрацию городского округа «<адрес>» и МКОУ «Кизлярская гимназия №» до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства, а именно:
- на территориях хозяйственных зон на расстоянии не менее 20м. от зданий школы оборудовать контейнерные площадки с твердым водонепроницаемым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0м. во все стороны; мусоросборники снабдить плотно закрывающимися крышками;
- на территории средней школы организовать строительство новых туалетов отдельно для мальчиков и девочек из расчета в соответствии с требованиями п.4.25 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков; площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1м2 на 1 обучающегося; в туалетах оборудовать кабины с дверями;
- в здании школы, оборудовать гардероб для учащихся с выделением мест для каждого класса; гардероб оснастить вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви;
- количество посадочных мест в учебных кабинетах привести в соответствие с нормой площади на 1 обучающегося (не менее 2,5м2);
- в кабинете информатики установить подъемно-поворотные рабочие кресла с регулируемыми по высоте и углам наклона сиденьями и спинками, имеющими полумягкую поверхность с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений, в соответствии с требованиями п.9.6, 9.7 СанПиН 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03;
- кабинет химии и лаборантскую оборудовать вытяжными шкафами;
- для организации горячего питания в здании начальной школы предусмотреть объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование пищеблока,, работающего на сырье и (или) полуфабрикатах) или как буфет-раздаточная с учетом исключения встречных потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды;
- организовать проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, помещения медицинского назначения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию на медицинскую деятельность.
Представитель административного истца ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> ФИО4 в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования и просил удовлетворить..
Представитель административного ответчика – администрации ГО «<адрес>» ФИО6 просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика МКОУ «Кизлярская гимназия №» ФИО7 в судебном заседании исковые требования административного истца не признал и представил возражения в которых указал, что с исковыми требованиями не согласен по следующим основаниям.
Как указано в исковом заявлении, по результатам проверки исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ остаются не выполненными несколько пунктов. Данный факт свидетельствует о том, что руководством Гимназии предприняты, в рамках имеющихся возможностей, действия по устранению выявленных нарушений. Таким образом, утверждение о бездействии не соответствуют действительности.
Считает, что не все выявленные нарушения, указанные в предписании соответствуют действительности.
Проводить санитарно-эпидемиологическую экспертизу помещения медицинского кабинета и получить лицензию не входит в компетенцию ни образовательной организации, ни Администрации <адрес>. Так, согласно ст. 41 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» организацию оказания медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ соискатель медицинской лицензии должен получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по всем местам фактического осуществления отдельных видов деятельности. С 2015 года, в штате МКОУ «Гимназии №» нет медицинской сестры, что подтверждается штатным расписанием. На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, медицинское обслуживание осуществляет ЦГБ <адрес> (копия договора прилагается) и согласно вышеприведенным нормам, именно ЦГБ является соискателем лицензии. Образовательное же учреждение предоставляет на безвозмездной основе помещение и соответствующее оборудование. Важно отметить, что аналогичную позицию выражает и Министерство Здравоохранения РД. Согласно Полученным разъяснениям от ДД.ММ.ГГГГ, заявителем на получение лицензии может быть только то лицо, в штате которого находится мед. персонал (копия прилагается). Согласно разъяснению филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РД по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, который непосредственно и выдает заключение, «заявителем о получении заключения и лицензирования мед. кабинета выступает ГБУ РД «ЦГБ <адрес>» (копия письма прилагается). Таким образом, данное требование, указанное в Предписании является необоснованным и противоречит нормам закона.
По факту выявленных нарушений по пищеблоку отмечаем, что согласно договору организацией питания осуществляет МУП «ПШРП», таким образом, технологический процесс приготовление, качество, ассортимент, наличие посуды отнесено в ведение данной организации на договорной основе. В связи с чем, считают, что установление данного нарушения является незаконным и необоснованным.
В части оставшихся нарушений отмечают, что государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", другими нормативными актами.
Согласно статье 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" именно органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В связи с этим важно отметить, что в соответствии со ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Согласно п.3 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений, осуществляющие финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений.
Согласно же бюджетной сметы <адрес> 2018 и 2019 г. года на данные цели средств не выделено (копия сметы прилагается), по уставу МКОУ Гимназия № <адрес> является получателем бюджетных средств согласно ст. 162 БК РФ.
Таким образом, финансовое и материальное обеспечение образовательной организации возлагается на учредителя, а не общеобразовательную организацию.
Касательно строительства и реконструкции туалетов считает, что руководство Гимназии № неоднократно обращалось к учредителю о выделении денежных средств. Более того, в связи с оказанием спонсорской помощи Гимназии №, руководство просило выделить данные деньги на реконструкцию и строительство новых туалетов. Однако, данный вопрос был не решен. Данный факт свидетельствует о том, что руководство гимназии предпринимало и принимает все необходимые действия по устранению имеющихся нарушений, следовательно, требования административного иска о бездействии в отношении Гимназии № не правомерны.
Более того, обращаем внимание суда на то обстоятельство, что устранение таких нарушений как несоблюдение нормы площади или оборудование соответствующего гардероба не могут быть выполнены по независящим от них и администрации города причинам.
Непосредственные требования регулируются Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Однако, здание Гимназии № введено в действие в 1991 году, за долго до принятия санитарных норм, следовательно, проводить реконструкцию согласно постоянно меняющимся правилам не возможно. Более того, начальная школа размещена в здании бывшего детского сада и применять нормы к не типовому зданию невозможно. Так проектная мощность учреждения составляет на 1070 человек, а фактическое количество учащихся 1064. Более того, необходимо учесть, что закон обратной силы не имеет. Важно так же отметить, что в случае безусловного приведения в соответствия площадь учреждения, согласно действующим нормам будет нарушено право на образование, так как количество учеников в большей степени необходимо будет сократить. Учитывая данные обстоятельства, реконструировать школу, приводить в соответствие с действующими нормами, не представляется возможным в силу объективных обстоятельств.
Также просят обратить внимание и на процессуальную сторону данного административного иска. Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регламентировано, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Так согласно статье 55 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дополнительно возможна только Гражданско-правовая ответственность за нарушение Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в силу статьи 57, только в виде возмещения причиненного вреда вследствие нарушения санитарного законодательства.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не предусматривает такого способа защиты права, который включает в себя понуждение к исполнению предписаний Роспотребнадзора по устранению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами выявленных данным органом нарушений в сфере обеспечения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в гражданско-правовом порядке. В случае неисполнения указанных предписаний виновные лица в силу Закона могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, но не более. При этом отмечаем, что согласно состоявшемуся делу о привлечении к административной ответственности МКОУ «Гимназия №» по тем же основаниям, что изложены в административном иске, мировым судьей дело прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
Таким образом, предъявленный иск направлен на трансформацию правоотношений, складывающихся в сфере административной юрисдикции за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства и неисполнение предписаний данного органа в сферу административного судопроизводства, что действующим законодательством не предусмотрено.
Просит суд в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать полностью.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> к администрации ГО «<адрес>», МКОУ «Кизлярская гимназия №» об устранении нарушений требований санитарного законодательства, подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению руководителя Управления Роспотребнадзора по РД была проведена плановая выездная проверка в отношении МКОУ «Кизлярская гимназия №» в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно предписанию должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № от ДД.ММ.ГГГГ, с целью устранения выявленных нарушений санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей МКОУ «Кизлярская гимназия №» предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ:
1. На территории хозяйственных зон на расстоянии не менее 20м. от здания школы оборудовать контейнерные площадки с твердым водонепроницаемым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0м. во все стороны; мусоросборники снабдить плотно закрывающимися крышками.
2. На территории средней школы организовать строительство новых туалетов отдельно для мальчиков и девочек из расчета в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков, площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв.м. на 1 обучающегося; в туалетах оборудовать кабины с дверями.
3. В здании школы оборудовать гардероб для учащихся с выделением мест для каждого класса; гардероб оснастить вешалками, крючками для одежды высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви.
4. Количество посадочных мест в учебных кабинетах привести в соответствие с нормой площади на 1 обучающегося (не менее 2,5 кв.м.).
5. Внутреннюю отделку помещений школы привести в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10; ликвидировать дефекты покрытия пола; отделку стен провести из материалов, выдерживающих обработку влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
6. В кабинете информатики установить подъемно-поворотные рабочие кресла с регулируемыми по высоте и углам наклона сидениями и спинками, имеющими полумягкую поверхность с нескользящим, слабо электризующим и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений, в соответствии с требованиями п. 9.6, 9.7 СанПиН 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03.
7. Кабинет химии и лаборантскую оборудовать вытяжными шкафами.
8. Помещения школы оборудовать системой холодного и горячего водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями главы VIII СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10; установить раковины с подводом горячей и холодной воды через сместители в кабинетах химии, физики, биологии, рисования, лаборантских, туалетах; имеющиеся раковины в помещениях школ и моечные ванны на пищеблоках оборудовать системой горячего и холодного водоснабжения через сместители; помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря оборудовать поддонами.
9. Оборудовать резервные источники холодного и горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения водой помещений пищеблоков, помещений медицинского назначения, умывальных, туалетов.
10. Для организации горячего питания в здании начальной школы предусмотреть объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование пищеблока, работающего на сырье и (или) полуфабрикатах) или как буфет-раздаточная с учетом исключения встречных потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды.11. Организовать проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы помещений медицинского назначения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию на медицинскую деятельность.
Ответственность за выполнение мероприятий возложена на МКОУ Кизлярская гимназия №», директора МКОУ «Кизлярская гимназия №».
Согласно представлению об устранении причин и условий способствовавших совершению административного правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении МКОУ «Кизлярская гимназия №» <адрес> вынесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений начальник ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> требует главе МО городского округа «<адрес>» ФИО8 рассмотреть представление и принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Информацию о принятых мерах представить в ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> в течении месяца со дня получения настоящего представления.
Согласно акту проверки №-в от ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения зам. руководителя Управления Роспотребнадзора по РД была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МКОУ «Кизлярская гимназия №», в ходе проведения проверки установлено, что невыполненными остались следующие пункты Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком до ДД.ММ.ГГГГ:
1. На территориях хозяйственных зон на расстоянии не менее 20м. от зданий школы оборудовать контейнерные площадки с твердым водонепроницаемым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м. во все стороны; мусоросборники снабдить плотно закрывающимися крышками.
2. На территории средней школы организовать строительство новых туалетов отдельно для мальчиков и девочек из расчета в соответствии с требованиями п. 4.25 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков, площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв.м. на 1 обучающегося; в туалетах оборудовать кабины с дверями.
3. В здании школы оборудовать гардероб для учащихся с выделением мест для каждого класса; гардероб оснастить вешалками, крючками для одежды высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви.
4. Количество посадочных мест в учебных кабинетах привести в соответствие с нормой площади на 1 обучающегося (не менее 2,5 кв.м.).
5. Внутреннюю отделку помещений школы привести в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10; ликвидировать дефекты покрытия пола; отделку стен провести из материалов, выдерживающих обработку влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
6. В кабинете информатики установить подъемно-поворотные рабочие кресла с регулируемыми по высоте и углам наклона сидениями и спинками, имеющими полумягкую поверхность с нескользящим, слабо электризующим и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений, в соответствии с требованиями п. 9.6, 9.7 СанПиН 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03.
7. Кабинет химии и лаборантскую оборудовать вытяжными шкафами.
8. Для организации горячего питания в здании начальной школы предусмотреть объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование пищеблока, работающего на сырье и (или) полуфабрикатах или как буфет-раздаточная с учетом исключения встречных потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды.
9. Организовать проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы помещений медицинского назначения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию на медицинскую деятельность.
Согласно договору на оказание медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РД «Кизлярская центральная городская больница» обязуется по заданию МКОУ «Кизлярская гимназия №» оказывать услуги на безвозмездной основе по обеспечению медицинского обслуживания детей данного учреждения в соответствии с действующими требованиями, предъявленными Органами исполнительной власти РФ в области здравоохранения и образования, а заказчик предоставляет помещение, по месту нахождения Учреждения, с необходимыми условиями для оказания медицинских услуг.
Согласно представленным договорам по организации горячего питания учащихся начальных классов МКОУ «КГ №» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, МКОУ «КГ №» поручает, а ПШРП <адрес> («Поставщик») обязуется оказывать услуги по организации горячего питания учащихся начальных классов в МКОУ «КГ №». Отпуск питания, готовых блюд, именуемых «Товар» производится «Поставщиком» через школьную столовую.
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ сдачи – приемки работ выполненных по договору № исполнителем ГБУ РД «Кизлярская ЦГБ» проведен медосмотр сотрудников МКОУ «КГ №» согласно списка. Указанные работы выполнены надлежащим образом, в установленный срок и в соответствии с иными требованиями и заданиями Заказчика.
В подтверждение того, что для устранения указанных ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> нарушений денежные средства не выделялись представителем административного ответчика МКОУ «КГ №» представлены суду бюджетные сметы за 2018, 2019 г.г. и плановые периоды 2019-2020г.г. и 2020-2021г.г..
Согласно представленным штатным расписаниям педагогического и обслуживающего персонала на ДД.ММ.ГГГГ, в штатном расписании МКОУ КГ № должность врача или медицинской сестры отсутствует.
Согласно служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ администрация МКОУ «Кизлярская Гимназия №» обращается к главе МО «<адрес>» ФИО8 с просьбой разрешить составить проект сметы на реконструкцию и ремонт имеющихся туалетов в соответствии с СанПиН и соблюдения температурного режима.
Согласно служебной записки от ДД.ММ.ГГГГ администрация МКОУ «Кизлярская гимназия №» обращается к руководителю финансового отдела ОО «<адрес>» ФИО9 с просьбой увеличить лимиты за счет спонсорской помощи, полученной от ОАО Концерн «КЭМЗ» в размере 100000 рублей, для реконструкции туалетов.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ администрация и родительский комитете МКОУ «КГ №» просят главу <адрес> «<адрес>» ФИО8 выделить денежные средства в сумме 757000 рублей на реконструкцию и ремонт, имеющихся туалетов в соответствии с СанПиН и соблюдением температурного режима.
В ходе судебного следствия установлено, что ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> в отношении МКОУ «Кизлярская гимназия №» была проведена плановая проверка в ходе которой были выявлены нарушения требований санитарного законодательства. Административному ответчику было выдано предписание об устранении нарушений санитарного законодательства и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которые являются обязательными для исполнения. При этом срок для устранения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Однако по результатам проверки исполнения предписания № от 26.01.2018г. установлено, что не выполнены некоторые пункты предписания, а именно: на территориях хозяйственных зон отсутствуют специально оборудованные площадки для мусоросборников; для сбора твердых бытовых отходов непосредственно на земле установлены металлические контейнеры без крышек; на территории двора средней школы установлен надворный туалет: для девочек на 5 очков, для мальчиков на 5 очков; туалет не оборудован кабинами с дверями; отсутствует специально оборудованный гардероб для учащихся; вешалки для верхней одежды размещены в кабинетах; вешалки не оборудованы индивидуальными ячейками; не соблюдается норма площади на 1 обучающегося в учебных кабинетах начальной школы, учебных кабинетах №№, 29, 30, 35, 44, 46 средней школы (на 1 рабочее место приходится 1,2-1,6м2 при норме не менее 2,5м2); рабочие места в кабинете информатики оборудованы жесткими стульями и табуретами, не обеспечивающими поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ; кабинет химии и лаборантская не оборудованы вытяжными шкафами; объемно-планировочные и конструктивные решения помещений пищеблока в здании начальной школы не обеспечивают исключения встречных потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды.
Согласно ст.24 Федерального закона 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; согласно ст.28 Федерального закона 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Из преамбулы к Федеральному закону №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В статье 1 вышеназванного Федерального закона определено понятие «государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.
В силу ст. 51 Закона РФ "Об образовании", образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
В рамках статьи 11 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность исключения условий для содержания, воспитания и образования детей, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями п. 2.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков", территория лагеря труда и отдыха должна быть благоустроена. На территории предусматриваются площадки для отдыха, занятий спортом, хозяйственная зона, контейнерная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием для мусоросборников. Расстояние от мусоросборников до здания, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м. и не более 100 м. В связи с чем требование административного истца о необходимости оборудовать контейнерные площадки на территориях хозяйственных зон на расстоянии не менее 20м. зданий школы с твердым водонепроницаемым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,9 м. во все стороны; мусоросборники снабдить плотно закрывающимися крышками, по мнению суда, подлежат удовлетворению.
В ходе судебного следствия установлено, что в здании школы не оборудованы теплые туалеты для детей, что является нарушением п. 4.25 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, из которого усматривается, что на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв.м. на одного обучающегося. Соответственно подлежат удовлетворению требования административного истца в части организации на территории средней школы строительства новых туалетов отдельно для мальчиков и девочек; 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков; площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв.м. обучающегося; в туалетах оборудовать кабины с дверями.
Также по мнению суда подлежат удовлетворению и требования административного истица о необходимости оборудовать гардероб для учащихся с выделением мест для каждого класса; гардероб необходимо оснастить вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся и ячейками для обуви, так как согласно требованиям п. 4.6 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, при строительстве и реконструкции зданий организации для обучающихся с ОВЗ гардеробы размещаются на первом этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками, крючками (шкафами с ячейками) для одежды и полками (ячейками) для обуви с учетом категории обучающихся и их росто-возрастных особенностей. При гардеробных предусматриваются скамейки.
Суд также находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования ТО «Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> о необходимости администрацией ГО «<адрес>» и МКОУ «КГ №» оборудовать рабочие места в кабинете информатики «МКОУ КГ №» рабочими креслами предусмотренными п.п. 9,6, 9.7 СанПин 2.2.2./2.41340-03 «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы, то есть рабочий стул (кресло) должно быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянии спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надлежащую фиксацию. Поверхность сиденья спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
В соответствии с требованиями п. 5.8 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами, в связи с чем указанные требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 32 ФЗ РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделения организации общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения.
Согласно требованиям п.п. 4.25. 4.26, 4.27 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13, при проектировании пищеблока, работающего на сырье, рекомендуется предусмотреть следующий набор помещений: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, загрузочная.
В горячем цехе допускается функциональное разделение помещения с выделением зон: переработки овощной, мясо-рыбной продукции и зоны холодных закусок при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к технологическим процессам приготовления блюд.
При проектировании пищеблока, работающего на полуфабрикатах, рекомендуется предусмотреть следующий набор помещений: загрузочная, доготовочный цех, горячий цех, холодный цех, раздаточная, помещение для хранения сыпучих продуктов, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, моечная кухонной посуды. Доготовочный, горячий и холодный цеха могут быть совмещены в одном помещении и разделены перегородкой.
На пищеблок, работающий на полуфабрикатах, должны поступать мытые и/или очищенные овощи, полуфабрикаты высокой степени готовности (мясные, рыбные).
В буфетах-раздаточных должны предусматриваться объемно-планировочные решения, помещения и оборудование, позволяющие осуществлять прием готовых блюд, кулинарных изделий и раздачу их по групповым ячейкам, а также приготовление горячих напитков и отдельных блюд (отваривание колбасных изделий, яиц, заправка салатов, нарезка готовых продуктов). В буфетах-раздаточных должны быть предусмотрены условия для мытья рук.
С учетом вышеуказанных норм, суд приходит к выводу о необходимости обязать административных ответчиков для организации горячего питания в здании начальной школы предусмотреть объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование пищеблока, работающего на сырье и (или) полуфабрикатов или как буфет-раздаточная с учетом исключения встречных потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды.
В удовлетворении заявленных требований в части обязания администрации ГО «<адрес>» и МКОУ «КГ №» количество посадочных мест в учебных кабинетах привести в соответствие с нормой площади на 1 обучающегося (не менее 2,5 кв.м.), а также в части обязания административных ответчиков организовать проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы помещений медицинского назначения, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию на медицинскую деятельность, суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.
Здание МКОУ «КГ №» введено в действие в 1991 года, начальная школа размещена в здании бывшего детского сада и применить нормы к не типовому зданию не представляется возможным. Проектная мощность учреждения составляет на 1070 человек, а фактическое количество учащихся 1064 человека, суд также считает необходимым учесть, что безусловное приведение в соответствие площади учреждения, согласно действующим нормам, может привести к нарушению права на образование, так как количество учеников в большей степени необходимо будет сократить, в связи с тем, что реконструировать здание МКОУ «КГ №» не представляется возможным. Следовательно, суд приходит к выводу о необходимости отказать административному истцу в удовлетворении требований в части приведения количество посадочных мест в учебных кабинетах в соответствие с нормой площади на 1 обучающегося (не менее 2,5 кв.м.).
Согласно п. 1.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10» «Санитарно-эпидемиологические требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ, Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности.
Однако, административным истцом не учтено, что медицинское обслуживание учащихся МКОУ «КГ №» согласно представленному административным ответчиком договору на оказание медицинских услуг от ДД.ММ.ГГГГ осуществляется ГБУ РД «Кизлярская центральная городская больница», которое оказывает услуги по обеспечению медицинского обслуживания учащихся МКОУ «КГ №» и обеспечивает необходимым медицинским персоналом. Согласно исследованным в судебном заседании штатным расписаниям педагогического и обслуживающего персонала на ДД.ММ.ГГГГ, в штатном расписании МКОУ «КГ №» должность врача или медицинской сестры отсутствует. Таким образом, судом установлено, что организация работает без лицензии, заключив гражданско-правовой договор с учреждением здравоохранения и сократив в штате медработников. С учетом изложенных обстоятельств суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в части организовать проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы помещений медицинского назначения, а также получить санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензию на медицинскую деятельность.
Доводы административного ответчика представителя МКОУ «КГ» № об отсутствии финансирования, суд признает несостоятельными, поскольку данный факт не является обстоятельством, имеющим значение для дела и может рассматриваться лишь как основание для заявления о применении отсрочки исполнения решения суда.
Из вышеприведенных правовых положений следует, что нарушение норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения создает угрозу здоровью человека.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая обстоятельства дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом исковых требований и о их частичном удовлетворении, так как создание условий для образования детей, является главной обязанностью образовательной организации. Нарушения санитарно-эпидемиологических норм, допущенные администрацией ГО «<адрес>» и МКОУ «КГ №» могут оказать отрицательное воздействие на детей и создать реальную угрозу их жизни и здоровью.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> к администрации ГО «<адрес>», МКОУ «Кизлярская гимназия №» об устранении нарушений требований санитарного законодательства – удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействия администрации городского округа «<адрес>» и МКОУ «Кизлярская гимназия №», выразившиеся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ч.1 ст.24, ч.1. ст.28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, а именно в не оборудовании на территориях хозяйственных зон на расстоянии не менее 20 м. от здания школы контейнерных площадок с твердым водонепроницаемым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м. во все стороны; не обеспечении на территории средней школы строительство новых туалетов отдельно для мальчиков и девочек из расчета в соответствии с требованиями п.4.25 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков; не оборудовании в туалетах кабин с дверями; не оборудовании в здании школы гардероба для учащихся с выделением мест для каждого класса; не обеспечении кабинета информатики подъемно-поворотными рабочими креслами с регулируемыми по высоте и углам наклона сиденьями и спинками, имеющими полумягкую поверхность с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений; не оборудовании в кабинете химии и лаборантской вытяжных шкафов; не проведении объемно-планировочных решений на пищеблоке здания начальной школы, не приведении набора помещений и оборудования пищеблока, работающего на сырье и (или) полуфабрикатах) или как буфет-раздаточная с учетом исключения встречных потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды.
Обязать администрацию городского округа «<адрес>» и МКОУ «Кизлярская гимназия №» до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения санитарного законодательства, а именно:
- на территориях хозяйственных зон на расстоянии не менее 20 м. от здания школы оборудовать контейнерные площадки с твердым водонепроницаемым покрытием, размеры которого превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м. во все стороны; мусоросборники снабдить плотно закрывающимися крышками;
- на территории средней школы организовать строительство новых туалетов отдельно для мальчиков и девочек из расчета в соответствии с требованиями п.4.25 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков; площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 кв.м. на 1 обучающегося; в туалетах оборудовать кабины с дверями;
- в здании школы, оборудовать гардероб для учащихся с выделением мест для каждого класса; гардероб оснастить вешалками, крючками для одежды, высота крепления которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учащихся, и ячейками для обуви;
- в кабинете информатики установить подъемно-поворотные рабочие кресла с регулируемыми по высоте и углам наклона сиденьями и спинками, имеющими полумягкую поверхность с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений, в соответствии с требованиями п.9.6, 9.7 СанПиН 2.2.2/ДД.ММ.ГГГГ-03;
- кабинет химии и лаборантскую оборудовать вытяжными шкафами;
- для организации горячего питания в здании начальной школы предусмотреть объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование пищеблока, работающего на сырье и (или) полуфабрикатах или как буфет-раздаточная с учетом исключения встречных потоков сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды.
В остальной части заявленных исковых требований ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Ю.А. Ефремов