Дело №
(УИД 25RS0№)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 года <адрес>
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе
председательствующего Рябец Т.В.
при секретаре Осиренко В.С.,
с участием старшего помощника прокурора г. Дальнегорска Пушкеля Л.А.
представителя ответчика - администрации Дальнегорского городского округа Алексеева М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Дальнегорска Быкова А.С., в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дальнегорского городского округа о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дальнегорска обратился в суд с настоящим иском, указав, что прокуратурой города проведена проверка реализации на территории Дальнегорского городского округа требований Закона Приморского края от <дата> №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных». В ходе проверки установлено, что в бюджете Дальнегорского городского округа на указанные цели предусмотрены денежные средства на сумму 615 207 рублей, однако на сегодняшний день они не освоены, полномочия фактически не исполнены. Согласно сведениям, предоставленных КГБУЗ «Дальнегорская ЦГБ», в учреждение за помощью после нападения бродячих собак в 2020 году обратилось 124 человека, из них 2 несовершеннолетних детей, в истекшем периоде 2021 года - 9 человек. Таким образом, принятие администрацией Дальнегорского городского округа мер в сфере организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев вызвано объективной необходимостью. В 2019, 2020 и истекшем периоде 2021 года мероприятия по отлову, содержанию и уничтожению (эвтаназии при наличии оснований) указанных животных на территории городского округа не проводились, договор «на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев» не заключался. В период 2019-2021 года муниципальные контракты в указанной сфере не заключались. Указанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении на территории городского округа переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, и являются недопустимыми, поскольку могут повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан в результате неконтролируемого поведения безнадзорных животных, а также распространению болезней, общих для человека и животных. По результатам рассмотрения представления об устранении нарушений от <дата>, внесенного Главе Дальнегорского городского округа, действенных мер по реализации переданных полномочий администрацией Дальнегорского городского округа не принято. Непринятие своевременных мер к прекращению незаконного бездействия ответчика может повлечь за собой необратимые последствия, создание аварийной или чрезвычайной ситуации, привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, и, соответственно, нарушению прав и законных.
Просил: обязать администрацию Дальнегорского городского округа провести мероприятия по обращению с животными без владельцев, а именно: организовать отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; умерщвление животных в случаях, установленных Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В своих возражениях администрация Дальнегорского городского округа просила в удовлетворении исковых требований отказать. Указали, что администрация Дальнегорского городского округа, в пределах своих полномочий, принимаются меры по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и обеспечению исполнения переданных государственных полномочий посредством размещения заказов на оказание услуг по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Дальнегорского городского округа. Данное обстоятельство подтверждается данными Единой информационной системы в сфере закупок находящимися в открытом доступе сети Интернет www.zakupki.gov.ru, согласно которых администрацией Дальнегорского юродского округа в целях проведения электронного аукциона по заключению на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в указанный период размещались соответствующие закупки. Однако ввиду отсутствия заявок со стороны участников электронного аукциона, муниципальный контракт на оказания услуг относящихся к предмету иска до настоящего времени, не заключен. Согласно данных Единой информационной системы в сфере закупок администрацией Дальнегорского городского округа закупка № была размещена <дата>. Срок окончания подачи заявок <дата>. Ввиду отсутствия заявок, аукцион не состоялся, контракт не заключен. В настоящее время подготавливается аукционная документация на проведение очередного аукциона по выбору поставщика услуг. Таким образом, администрацией Дальнегорского городского округа в рамках своих полномочий на постоянной основе принимаются все необходимые меры по заключению муниципального контракта, что не может расцениваться как бездействие. При подаче прокуратурой города в суд искового заявления к иску не приложены доказательства того, что на территории Дальнегорского городского округа отсутствуют организации и индивидуальные предприниматели, правомочные в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключать с органами местного самоуправления муниципальные контракты.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Дальнегорска Пушкеля Л.А. поддержала заявленные требования по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации Дальнегорского городского округа Алексеев М.В. просил в удовлетворения исковых требований отказать.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об ответственном обращении с животными), под животными без владельца понимается животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.
Частью 3 ст. 7 Закона об ответственном обращении с животными установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпунктам 49, 82 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от <дата> №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, решение вопросов осуществления полномочий в области организации мероприятий в области обращения с животными без владельцев отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 19 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от <дата> года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа.
В силу ст. 3 Закона Приморского края от <дата> №-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями Приморского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственные полномочия), которые включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; 6) умерщвление животных в случаях, установленных Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Мероприятия по реализации государственных полномочий могут проводиться: 1) организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими мероприятия на основании муниципальных контрактов, заключенных с органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 2) муниципальными организациями.
В случае отсутствия в муниципальном образовании организаций, индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, мероприятия по реализации государственных полномочий осуществляются организациями, указанными в пункте 2 части 2 настоящей статьи.
В соответствии с Закона Приморского края от <дата> №-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае» установлено расходное обязательство Приморского края по организации мероприятий при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по обращению с животными без владельцев, на территории края, которое осуществляется за счет предоставляемых органу местного самоуправления субвенций из краевого бюджета.
Таким образом, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Приморского края наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, их размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, умерщвление животных в случаях предусмотренных законом, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой г. Дальнегорска проведена проверка исполнения администрацией Дальнегорского городского округа законодательства об ответственном обращении с животными без владельцев.
В ходе проверки было установлено, что администрацией Дальнегорского городского округа Приморского края ненадлежащее реализуется переданные ч. 1 ст. 3 Закона Приморского края от <дата> №-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае» государственные полномочия в сфере организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В Бюджете Дальнегорского городского округа на реализацию государственных полномочий, определенных ч. 1 ст. 3 Закона Приморского края от <дата> №-КЗ в 2019 году было предусмотрено 715 691 рублей, в 2020 году 622 485 рублей, 2021 году 615 207 рублей.
В настоящее время договор на оказание услуг по реализации мероприятий по ответственному обращению с животными без владельцев не заключен, иных мер, направленных на реализацию полномочий, установленных законом Приморского края, не принято, в том числе не рассмотрен вопрос о создании муниципальной организации, осуществляющей деятельность в данной сфере.
Все доводы представителя ответчика о том, что администрацией в целях проведения электронного аукциона по заключению муниципального контракта неоднократно размещались соответствующие закупки, суд находит несостоятельными, поскольку соблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства, охрана прав и законных интересов граждан не может быть поставлена в зависимость от данного обстоятельства.
Непринятие мер по отлову и содержанию безнадзорных животных создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории Дальнегорского городского округа.
Согласно сведениям, предоставленных КГБУЗ «Дальнегорская центральная городская больница», в учреждение за помощью после нападения бродячих собак в 2020 году обратилось 124 человека, из них 2 несовершеннолетних детей, в истекшем периоде 2021 года - 9 человек.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявленные требования в части возложения обязанности подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, с учетом возможности ответчика по его исполнению, в течение одного года, что по мнению суда является разумным сроком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора г. Дальнегорска Быкова А.С., в интересах неопределенного круга лиц к администрации Дальнегорского городского округа о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать администрацию Дальнегорского городского округа провести мероприятия по обращению с животными без владельцев, а именно: организовать отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; умерщвление животных в случаях, установленных Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
председательствующий Т.В. Рябец
(мотивированное решение изготовлено - <дата>)