Решение по делу № 2а-5527/2021 от 29.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2021 г.                                                                                          <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в составе судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Артемьевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гурулева В. Ю. к МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию» Администрации <адрес> о признании распоряжения незаконным, устранении нарушений

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец просит признать распоряжение Комитета по управлению имуществом и землепользованию <адрес> –ПСО от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов незаконным и обязать ответчика повторно рассмотреть заявление в течение 30 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивированы тем, что во владении истца находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Для предоставления земельного участка, на котором расположен дом, истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность. Однако, оспариваемым распоряжением ответчиком в удовлетворении заявления истца отказано по мотивам прохождения по земельному участку воздушной линии электропередачи. В качестве правовых оснований указан пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. Принимая во внимание, что линия электропередачи, проходящая над истребуемом земельным участком относиться к объекту, размещенному в соответствии со ст. 39.3 ЗК РФ и входит в исключение, которое не препятствует предоставлению земельного участка с определенным режимом его использования, истец полагает данное распоряжение ответчика незаконным.

В судебное заседание административный истец Гурулев В.Ю. не явился, извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Бакатин Н.А. требования поддержал, против удовлетворения которых возражали представители ответчика Прокопьева И.В. и Буяев В.В., указав на невозможность использования земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости по назначению при наличии воздушной линии электропередач, а также закрепленный в ст. 39.20 ЗК РФ императивный запрет на предоставление в собственность земельных участков, занятые линейными сооружениями. Также обратили внимание, что в случае предоставления земельного участка в собственность истцу повлечет отказ собственнику линейного объекта на установление сервитута для обслуживания такого объекта. В связи с чем просили в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Сибири» Семенова Г.А. оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.«д» ч.1 ст.1 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ -III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» (далее - Закон -III) бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до ДД.ММ.ГГГГ, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся вне зон ограничения жилищного строительства в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации и свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных статьей 1.2.1 настоящего Закона.

В соответствии со ст.1.2.1 Закона -III для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданин подает непосредственно или через многофункциональный центр в уполномоченный орган заявление с приложением следующих документов: 1) копии документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица; 2) копии документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 3) декларации, содержащей сведения о земельном участке в материалах инвентаризации земель, проведенной в соответствии с Программой инвентаризации земель населенных пунктов в <адрес>, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ.             «О Программе инвентаризации земель населенных пунктов в <адрес>», подтверждающей, что факт использования этого земельного участка возник до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в случае обращения гражданина о предоставлении земельного участка в соответствии с абз.3 п.«д» ч.1 ст.1 настоящего Закона; 4) схемы расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Порядок и сроки принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка устанавливаются в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ (ч.6 ст.1.2.1).

        В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, приложив схему расположения земельного участка с координатами поворотных точек, удостоверяющие личность документы, доверенность на представителя, а также решение Железнодорожного районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., которым установлен факт пользования заявителем земельным участком в определенных границах согласно схеме расположения земельного участка.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> -ПСО от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В качестве основания отказа указаны пп.1,2 п.8 ст.39.15, п.4,5 ст.39.16, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ. При этом даны разъяснения по основаниям отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, согласно которым заявителю отказано в предоставлении земельного участка по мотивам прохождения по земельному участку воздушной линии электропередач.

Однако, суд не может согласиться с доводами административного ответчика о наличии оснований для отказа истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка по данным основаниям ввиду следующих обстоятельств.

Разрешая административный спор по данной категории дел, суд, в силу критериев, вытекающих из ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, должен оценивать оспариваемое решение уполномоченного органа с точки зрения его правомерности и обоснованности, чтобы в каждом конкретном случае не допустить несоразмерного ограничения прав, гарантируемых ст.36 Конституции Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в п.8 ст.39.15 ЗК РФ. Так, согласно указанной норме уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1 - 23 ст.39.16 настоящего Кодекса.

В силу требований п.17 ст.39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка. Однако, в нарушение указанных предписаний, оспариваемое распоряжение не содержит отказа в утверждении представленной истцом схемы расположения земельного участка.

Кроме того, проверяя каждое основание, указанное в оспариваемом распоряжении, суд приходит к выводам, что ни одно из них не может служить основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления.

Так, согласно п. 5 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

В силу требований ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Поскольку истцом не представлено доказательств размещения на испрашиваемом земельном участке здания, сооружения, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оснований для отказа в предварительном предоставлении земельного участка по указанным основаниям является необоснованным.

Подпункт 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ предусматривает в качестве самостоятельного основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

Согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В силу требований п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Из содержания распоряжение и пояснений представителей ответчиков в судебном заседании следует, что невозможность разрешенного использования расположенных на испрашиваемом истцом земельном участке объекта недвижимости обусловлено прохождением над спорным земельным участком воздушной линии электропередач. Между тем, суд также не может согласиться с указанными выводами ответчика по следующим основаниям. Положения Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 160 (далее - Правила), не устанавливают безусловный запрет на предоставление земельного участка в собственность граждан и строительство объектов недвижимости в охранной зоне. Согласно пункту 10 указанных Правил в пределах охранных зон строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений запрещаются только без письменного решения сетевых организаций о согласовании. Согласно п.п. 8,9 Правил само по себе предоставление земельного участка в собственность граждан не относится к действиям, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров. При таких обстоятельствах, отказ Комитета в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка также является незаконным.

В соответствии с п. 4 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из содержания п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ следует, что линии электропередач относятся к линейным объектам.

Согласно ст. 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, для размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.

В соответствии с ч. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, согласно п. 5 которого к таким объектам отнесены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Таким образом, поскольку в данном размещение линии электропередач относится к исключениям, указанным в п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ, отказ Комитета в предварительном согласовании предоставления истцу земельного участка в собственность по указанным основаниям также не может быть признан обоснованным. В связи с чем, доводы представителей ответчиков об обратном судом отклоняются, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Иных обстоятельств, препятствующих предварительному согласованию предоставления истцу земельного участка судом не установлено и на их наличие представители ответчика не ссылалась.

При таких обстоятельствах, вывод Комитета о том, что нахождение указанного земельного участка в охранной зоне воздушной линии электропередач представляет собой объективное препятствие, исключающее возможность предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность, противоречит приведенным нормам. В связи с чем оспариваемое распоряжение, принятое по указанным в нем основаниям, подлежит признанию незаконным и подлежащим отмене.

В соответствии со ст.227 КАС РФ при вынесении решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд должен возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Принимая во внимание, что в силу требований земельного законодательства предварительное согласование предоставления земельного участка входит в круг полномочий органа муниципальной власти, в качестве устранения нарушений прав истца суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления Гурулева В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Гурулева В. Ю. к МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> о признании распоряжения незаконным, устранения нарушений удовлетворить.

Признать Распоряжение МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. -ПСО об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов незаконным и отменить.

Обязать МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>» повторно рассмотреть заявление Гурулева В. Ю. о согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, поданное ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                Н.А. Кузубова

2а-5527/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Гурулев Владимир Юрьевич
Ответчики
Комитет пл управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ
Другие
ПАО "Россети Сибирь"
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Кузубова Н.А.
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
29.09.2021Регистрация административного искового заявления
29.09.2021Передача материалов судье
01.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2021Подготовка дела (собеседование)
12.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2021Судебное заседание
29.10.2021Судебное заседание
29.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее