Судья Сидорчук М.В.
Докладчик Кузьменок А.В. Дело № 33-7618/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кузьменка А.В.,
судей Плужникова Н.П., Братчиковой Л.Г.,
при секретаре Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 02 августа 2016 г. дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ – О. на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 10 мая 2016 г., которым постановлено:
«Исковые требования ВЮВ, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ВВС и ВАС, к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение жилья и постановке на учет нуждающихся в жилье - удовлетворить в полном объеме.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации поставить ВЮВ, ВВС и ВАС как членов семьи погибшего военнослужащего ВСА в соответствии с п.3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности с 21 февраля 2014 года.»
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузьменка А.В., объяснения представителя ВЮВ – В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ВЮВ. действуя в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ВВС и ВАС, обратилась в суд с иском Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с требованием признать за истцами, являющимися членами семьи военнослужащего, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, представляемого за счет средств Министерства обороны РФ.
В обоснование своих требований указала, что является вдовой ВСА, который в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на действительной военной службе, которую проходил по контракту в офицерских должностях. ДД.ММ.ГГГГ ВСА погиб при невыясненных обстоятельствах, при этом на момент гибели его общая продолжительность военной службы составила 19 лет 3 месяца 20 дней. Поскольку ВСА и члены его семьи на момент гибели военнослужащего не являлись нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не являлись собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения, но при этом имели все основания быть признанными нуждающимися в жилом помещении, они (истцы) имеют право на признание их нуждающимся в жилом помещении, в чем им ответчиком было необоснованно отказано, поскольку выслуга ВСА составила менее 20 лет, что и явилось основанием для обращения с данным иском в суд.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласилась представитель ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ – О.
В апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении требований ВЮВ, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ВВС., ВАС, отказать в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что в соответствии со ст.51 ЖК РФ, ст.ст. 24, 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» условиями наделения членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего правом на получение жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации, являются:
принятие военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма;
нуждаемость членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего в улучшении жилищных условий.
Суд исследовал только нуждаемость членов семьи умершего военнослужащего, указав на нормы права, закрепленные в статье 51 Жилищного кодекса РФ (проживание в служебном жилом помещении, сведения об отсутствии на праве собственности жилых помещений). Тогда как не было обращено внимание суда на то, что военнослужащий не был признан нуждающимся в получении жилых помещений по договору социального найма и не мог быть признан таковым при отсутствии юридически значимых обстоятельств.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст.2, п.2 ст.24 ФЗ от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции на момент возникновения спорных отношений социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются, в том числе для членов семей военнослужащих.
В силу п.3.1 ст.24 ФЗ «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 1, 16, 18 и 19 ст. 15 и ст. 15.1 указанного закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Как установлено судом, на основании договора найма служебного помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-35) ВСА было предоставлено жилое помещение - <адрес> в связи с прохождением военной службы на состав семьи: ВЮС (жена), ВВС (сын), ВАС (дочь).
ДД.ММ.ГГГГ ВСА погиб (свидетельство на л.д.19).
Из справки в/ч № следует, что на момент смерти ВСА его выслуга составила 19 лет 3 месяца 20 дней (л.д.21).
Решением 2-го отдела ФГКУ «Центррегионжилье» № от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье, представляемом на условиях договора социального найма, на основании поданного заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41, 42).
Из уведомления ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что у истцов отсутствуют жилые помещения на праве собственности (л.д.214,215,216), ВЮВ также не являлась собственником жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ (справка на л.д.217), истцы с ДД.ММ.ГГГГ состоят на регистрационном учете и фактически проживают в служебном жилом помещении - <адрес> (л.д.189).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 10, 51 ЖК РФ, ст.2, п.2 ст.24, п.3.1 ст.24 ФЗ от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно", исходил из того, что на момент смерти военнослужащего ВСА его супруга и несовершеннолетие дети, являющиеся членами семьи военнослужащего и имеющие специальные социальные гарантии, не были обеспечены жилым помещением на основании договора социального найма, при этом факт предоставления семье Выборцевых служебного жилого помещения не является основанием для освобождения ответчика от необходимости обеспечения истцов жилым помещением.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается.
Из содержания положений п.3.1 ст.24 ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Члены семьи погибшего военнослужащего имеют право на получение жилья за счет средств государства в силу самого факта гибели военнослужащего в период военной службы. Оговорок относительно стажа военной службы такого лица на день его смерти и причин смерти, от которых зависело бы право членов его семьи на обеспечение жильем за счет государства, в законе нет.
Доводы ответчика основаны на неправильном толковании норм права.
Из Постановления Правительства РФ от 29.06.2011 N512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" следует, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Жилые помещения предоставляются в собственность бесплатно военнослужащим - гражданам Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - военнослужащие), признанным нуждающимися в жилых помещениях, а также военнослужащим, необеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, или уполномоченных ими органов.
В случае смерти (гибели) военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) жилые помещения, указанные в пункте 1 настоящих Правил, предоставляются членам их семей.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, содержаться в ст.51 ЖК РФ.
Так, в силу п.2 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях являются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Факт нуждаемости истцов в жилье в порядке жилищного законодательства представителем ответчика в суде не оспаривался.
Учитывая изложенное, требования ВЮВ о признании права на получение жилья и постановке на учет нуждающихся в жилье правомерно удовлетворены судом.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом фактических обстоятельств дела, ошибочному толкованию норм материального права и не являются основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 10 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ – О. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи