Решение по делу № 2-825/2022 от 09.02.2022

11RS...-02

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Воркута Республики Коми <дата> г.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Гюлумян А.Г.

при секретаре судебного заседания Луниной М.В.,

с участием представителя истца Мочаловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску Воронцовой Е.Л. к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанностей установить тарифную ставку, произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и выплатить задолженность, производить начисление премии на часы сверхурочной работы, работы в праздничные и выходные дни, включить компенсационные и стимулирующие выплаты в расчёт за сверхурочную работу, работу в праздничные и выходные дни, взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

Воронцова Е.Л. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МУП «СТС») о возложении обязанностей установить ей тарифную ставку 18850,26 руб. с 1 января 2021 г., 20 538 руб. с 1 января 2022 г., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и выплатить задолженность по ним с 1 января 2021 г. в сроки, установленные для получения заработной платы, исходя из указанных тарифных ставок, производить начисление премии на все часы сверхурочной работы, работы в праздничные и выходные дни, включить все компенсационные и стимулирующие выплаты (кроме выплат за вредные условия труда), премиальные, выплаты за выслугу лет в расчёт оплаты труда за сверхурочную работу и работу в праздничные и выходные дни не на тарифную ставку, а на заработную плату с 1 января 2021 г., взыскании денежной компенсации морального вреда за предоставление недостоверной информации об условиях труда в размере 50 000,00 руб., за нарушение трудовых прав 25 000,00 руб.

В обоснование исковых требований истец указал, что работает в МУП «СТС» в должности аппаратчика химводоочистки 3 разряда с 29 марта 2021 г. работодателем установлен оклад в размере 9758 руб. 8 декабря 2016 г. между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения (далее ОООР ЖКК), выступающим от лица работодателей и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее Профсоюз жизнеобеспечения) - от лица работников заключено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг.» (далее ОТС). МУП «СТС» не представило в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере труда мотивированный письменный отказ присоединиться к ОТС. Согласно ОТС оклад работника определяется исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда с применением тарифного коэффициента, соответствующего разряду занимаемой должности. Приложением № 1 ОТС установлена месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда. Приказом Госстроя РФ от 31 марта 1999 г. № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие)» также установлена тарифная система оплаты труда и в основу заложена тарифная ставка рабочего первого разряда. В МУП «СТС» имеется коллективный договор на 2020-2022 гг. и Положение об оплате труда работников, согласованное председателем МУП «СТС» Каремовой Л.М., которые не подлежат применению, поскольку Каремова Л.М. является начальником отдела кадров, следовательно, представителем работодателя, работники тайным голосованием не наделяли полномочиями Совет трудового коллектива МУП «СТС», а равно и его председателя Каремову Л.М. от их имени вести переговоры с работодателем на предмет заключения коллективного договора. В приложении № 1 к Положению об оплате труда работникам МУП «СТС» установлена тарифная система оплаты труда, согласно которой для работников 3 разряда установлен тарифный коэффициент 1,11, однако согласно п. 2.1 раздела 2 Положения на предприятии применяется повременно премиальная система оплаты труда на основании должностных окладов, то есть указанные положения об оплате труда противоречат друг другу. Коллективный договор, Положение об оплате труда МУП «СТС» разработаны и приняты не на основании норм Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), ОТС, Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». Приказ Госстроя от 31 марта 1999 г. № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие)» (далее Приказ Госстроя № 81) является нормативно-правовым актом федерального органа исполнительной власти, содержащим нормы трудового права и подлежащим исполнению работодателем, согласно которому для работников 3 разряда установлен тарифный коэффициент 1.69. Согласно п. 2.8.2.1 ОТС доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда устанавливаются за сверхурочную работу - не менее чем в двойном размере. За совмещение профессий, расширение зоны обслуживания и так далее в МУП «СТС» устанавливаются доплаты за фактическое время исполнения обязанностей, размер указанных доплат определяется по решению работодателя. Начисление премии на оплату труда в МУП «СТС» за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится на одинарную оплату. В МУП «СТС» установлен помесячный учёт рабочего времени, следовательно, учёт сверхурочной работы и оплата должна производиться помесячно. Оплата труда за сверхурочную работу, работу праздничный и выходной день, за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания производится в повышенном размере и расчёт оплаты труда должен производиться не на тарифную ставку, а на заработную плату, помимо этого премия должна начисляться на все часы сверхурочной работы.

Ответчик представил возражения по иску, в которых указал, что исковые требования не признаёт в полном объёме, поскольку МУП «СТС» не является членом ОООР ЖКК, членом региональных объединений работодателей, не уполномочивало их от своего имени заключить ОТС. После официального предложения организациям ЖКХ присоединиться к ОТС в тридцатидневный срок мотивированный отказ от присоединения к ОТС в Минтруд России не представило. Пунктом 10.4 ОТС определено, что после заключения соглашения к нему могут присоединиться любые работодатели, в том числе добровольно, либо организации ЖКХ, на которые распространено действие ОТС. Такое присоединение оформляется по решению сторон соглашения, соглашением о присоединении в соответствии с установленным сторонами порядком. МУП «СТС» официального предложения от ОООР ЖКХ подписать соглашение о присоединении к ОТС со счётом на оплату целевого взноса не получало, оплата целевого взноса им не производилась. Персональное решение с заявлением о присоединении к ОТС не направляло, соглашение о присоединении к ОТС не подписывало, следовательно, оно не может быть включённым в реестр участников федерального ОТС. Кроме того, п. 10.9 ОТС определено, что в случае применения Соглашения в неприсоединившихся к нему организациях, работодатель несёт ответственность за несанкционированное использование интеллектуальной собственности Профсоюза жизнеобеспечения и ООР. Таким образом, при несоблюдении процедуры присоединения к ОТС, неоплаты целевых взносов и, как следствие, не включения МУП «СТС» в реестр участников федерального ОТС, отсутствием юридического значимого факта участия МУП «СТС» в реализации ОТС, исключается возможность предъявления для учёта в ценах и тарифах экономически обоснованных расходов на содержание персонала. Увеличение фонда заработной платы без включения затрат в тарифы необратимо приведёт к регулярным задержкам выплаты заработной платы работникам, невозможности осуществления ремонтной кампании котельных и тепловых сетей предприятия. Просил применить срок исковой давности, установленного для обращения за решением индивидуального трудового спора о неполной выплате заработной платы.

Третье лицо Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (далее Минтрудсоц РК) представило возражения на исковое заявление, указав, что исходя из заявленных исковых требований рассматриваемое дело, является индивидуальным трудовым спором, однако вопросы применения трудового законодательства в сфере труда оплаты труда и трудовых отношений не относится к его компетенции. 24 декабря 2019 г. МУП «СТС» представил коллективный договор № 3-К/2020, заявление о проведении его уведомительной регистрации, выписку из протокола от 12 ноября 2019 г. № 9 собрания работников организации МУП «СТС» о делегировании полномочий на представление интересов работников организации и подписание коллективного договора и оригинал протокола от 20 декабря 2019 г. № 10 собрания работников организации МУП «СТС» о принятии коллективного договора на 2020-2022 гг. В рамках осуществления уведомительной регистрации им проведён анализ коллективного договора № 3-К/2020 на предмет выявления положений, ухудшающих условия труда работников МУП «СТС» по сравнению с действующим трудовым законодательством. В разделе 3 коллективного договора № 3-К/2020 «Оплата труда» указано, что система оплаты труда, действующая в МУП «СТС» регулирует размеры заработной платы работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и устанавливается Положением об оплате труда работников МУП «СТС». Основой системы оплаты труда является схема должностных окладов по перечню профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих в соответствии с размерами должностных окладов, установленных в зависимости от минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда и тарифного коэффициента соответствующей профессии (должности). Положение об оплате труда работников МУП «СТС» ему не представлено. Действующим законодательством не установлена обязанность работодателя по предоставлению дополнительных локальных актов при осуществлении уведомительной регистрации коллективного договора. Минтрудсоц РК при проведении уведомительной регистрации не вправе требовать предоставления информации, раскрывающей детали существующих в МУП «СТС» форм, систем и размеров оплаты труда. Отсутствие ссылки на ОТС не свидетельствует о противоречии коллективного договора № 3-К/2020 трудовому законодательству. Согласно информации, указанной в протоколах №№ 9, 10, в связи с отсутствием в МУП «СТС» в период заключения коллективного договора № 3-К/2020 первичной профсоюзной организации полномочия на заключение коллективного договора № 3-К/2020 от имени работников МУП «СТС» делегированы на общем собрании работников МУП «СТС», состоявшемся 12 ноября 2019 г. председателю Совета работников Каремовой Л.М. 14 января 2020 г. им направлено письмо-уведомление о проведении уведомительной регистрации коллективного договора № 3-К/2020 без замечаний. Основания для признания уведомительной регистрации коллективного договора № 3-К/2020 недействительной отсутствуют

Третье лицо Комитет Республики Коми по тарифам представило отзыв на исковое заявление, в котором указало, что в 2022 г. МУП «СТС» осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения: производство тепловой энергии, теплоносителя потребителям пгт. Елецкий, пст. Сивомаскинский, пгт. Заполярный, услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя от тепловых источников ООО «Воркутинские ТЭЦ», АО «Воркутауголь». С 5 апреля 2021 г. МП «СТС» в мкр. Советский отпуск тепловой энергии осуществляется по нерегулируемым ценам, так как между МУП «СТС» и единственным потребителем тепловой энергии ООО «Водоканал» 7 октября 2021 г. заключён договор теплоснабжения по соглашению сторон от теплового источника котельной «мкр. Советский». Кроме регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения МУП «СТС» осуществляет строительную, торгово-коммерческую, посредническую и прочую деятельность. Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии МУП «СТС» от тепловых источников ООО «Воркутинские ТЭЦ», АО «Воркутауголь» на 2020-2024 гг., тарифы на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей МУП «СТС» на 2019-2021 гг., 2022-2026 гг. рассчитаны методом долгосрочной индексации на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относятся, в том числе, базовый уровень операционных расходов. ОТС предусмотрено, что система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера устанавливается непосредственно в организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам. Информация о действии ОТС в рамках дела по установлению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения от МУП «СТС» в адрес Комитета не представлена. При формировании тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, на тепловую энергию, теплоноситель для МУП «СТС» на первые годы долгосрочного периода регулирования фонд оплаты труда учтён на основании предложения регулируемой организации с учётом представленных обосновывающих документов. Использование тарифных ставок и тарифных коэффициентов в соответствии с ОТС приведёт к значительному росту расходов регулируемой организации на предоставляемые МУП «СТС» услуги. Расходы, отнесённые к операционным и понесённые МУП «СТС» в периоде регулирования 2020-2024 гг. могут быть рассмотрены только в 2025 г., в периоде регулирования 2022-2026 гг. – в 2027 г. Между тем, законодательно предусмотрена процедура приостановления действия ОТС для работодателя (л.д. 123-128).

Истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, свои интересы представлял через представителя.

Представитель истца на удовлетворении иска настаивал по доводам, изложенным в иске.

Ответчик, третьи лица Минтрудсоц РК, администрация муниципального образования городского округа «Воркута», Комитет Республики Коми по тарифам, каждый, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, истец и представитель ответчика просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным, в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело при существующей явке.

Выслушав представителя истца, изучив возражения ответчика, третьих лиц Минтрудсоц РК, Комитета Республики Коми по тарифам, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Разрешая требования истца о возложении обязанностей установить тарифную ставку, произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и выплатить задолженность по ним, а также о взыскании денежной компенсации морального вреда за нарушение его трудовых трав, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.

Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учётом условий труда и особенностей трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий; тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты; тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда.

Согласно ст. 45 ТК РФ соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли. Отраслевое соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства.

В соответствии с ч. 1-3 ст. 48 ТК РФ, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трёх лет. Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.

8 декабря 2016 г. ОООР ЖКК и Профсоюзом жизнеобеспечения заключено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы», действие которого продлено по 31 декабря 2022 г.

Основным видом деятельности МУП «СТС» является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха, дополнительными видами деятельности – производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей, торговля паром и горячей водой (тепловой энергией).

Из выписки из ЕГРЮЛ, размещенной на официально сайте Федеральной налоговой службы России следует, что основным видом деятельности МУП «СТС» является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха; дополнительными : обеспечение работоспособности тепловых сетей, торговля паром и горячей водой (тепловой энергией), управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе

При таких обстоятельствах, МУП «СТС» относится к организациям, осуществляющим деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Согласно ч. 8 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в порядке установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ МУП «СТС» не направляло.

С учётом письма Минтруда России от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835 «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы» опубликованного в Российской газете, 17 февраля 2017 г., Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации, 2017 г. № 3, в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, в отношении МУП «СТС»» действует ОТС, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости.

Из трудового договора от <дата>. № ... и приказа о приёме на работу от <дата> г. ... следует, что Воронцова Е.Л. принята на работу в МУП «СТС» на должность аппаратчика химводоочистки 3 разряда с окладом 8658 руб. в месяц. Заработная плата выплачивается работнику в денежной форме за первую половину месяца 30(31) числа текущего месяца ( в феврале-27), окончательный расчет по заработной плате производится 15 числа месяца, следующего за расчетным (л.д. 49,50).

Дополнительными соглашениями от 25 марта 2019 г., 1 апреля 2020 г., 29 марта 2021 г. к трудовому договору от 4 декабря 2018г., Воронцовой Е.Л. с 1 января 2019 г. был установлен оклад в размере 9030 руб., с 1 апреля 2020 г. – 9302,00 руб., с 1 апреля 2021 г. – 9758,00 руб. (л.д. 51-53).

Дополнительным соглашением от 25 марта 2019 г. стороны согласовали изменения п. 5.2 трудового договора, согласно которому заработная плата выплачивается работнику каждые полмесяца, за первую половину месяца 30 числа текущего месяца (в феврале – 28), окончательный расчёт по заработной плате проводится 15-го числа месяца, следующего за расчётным (л.д. 51).

Согласно представленным расчётным листкам работника заработная плата с января 2021 года выплачивалась ей исходя из оклада 9302 руб., с апреля 2021 г. – 9758 руб., (л.д. 61-74).

Исходя из п.п. 3.1, 3.2 Коллективного договора МУП «СТС» на 2020-2021 гг. система оплаты труда, действующая на предприятии, регулирует размеры заработной платы работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и устанавливается Положением об оплате труда работников предприятия; основой системы оплаты труда является схема должностных окладов по перечню профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих в соответствии с размерами должностных окладов, установленных в зависимости от минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальной условиях труда и тарифного коэффициента соответствующей профессии (должности) (л.д. 32-48).

В соответствии с п. 1.10 Положения об оплате труда работников МУП «СТС» заработная плата работников предприятия включает следующие выплаты из фонда оплаты труда: месячный (должностной) оклад, установленный в трудовом договоре (контракте) работника – фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; доплаты (надбавки), предусмотренные трудовым законодательством за особые условия труда (вредные, опасные, тяжёлые работы и иные особые условия труда), а также за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, в ночное время и другие); оплату работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; за работу в особых климатических условиях.

Согласно п.п. 2.1. Положения об оплате труда работников МУП «СТС» на предприятии имеется повременно-премиальная система оплаты труда на основе должностных окладов, предполагающая начисление премии к установленным в трудовых договорах (контрактах) работникам месячным (должностным) окладам на основании положения о премировании работников предприятия; основой системы оплаты труда является схема должностных окладов (месячных тарифных ставок» по перечню профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих в соответствии с размерами должностных окладов (месячных тарифных ставок), установленных в зависимости от минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда и тарифного коэффициента соответствующей профессии (должности), схема тарифных коэффициентов разработана и принята предприятием на основании 18-ти разрядной тарифной сетки (приложение № 1); месячные(должностные) оклады устанавливаются в трудовом договоре (контракте) в соответствии с действующим штатным расписанием персонально каждому работнику исходя из сложности возложенных функций, а также уровня квалификации и степени профессиональных навыков этого работника; размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда утверждается директором и составляет 8 135,00 руб. (л.д. 55-59).

Тарифной сеткой по оплате труда работников МУП «СТС» для 3 тарифного разряда установлен тарифный коэффициент 1,11 (л.д. 50 оборот).

В соответствии с пунктом 1.12 ОТС в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, а также рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников организаций жилищно-коммунального хозяйства, включающая тарифные коэффициенты для определения тарифных ставок, указаны в Приложениях № 1 и № 3 к ОТС.

В соответствии с пунктом 2.3. ОТС минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 г., в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения установлена в размере 10 303,00 руб.

Пунктом 2.3.1. ОТС установлено, что организации обеспечивают минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере МРОТ, установленного федеральным законом (без учёта районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

С учётом изложенного, положения п. 2.3. ОТС являлись обязательными при формировании оплаты труда работников МУП «СТС».

Таким образом, с учётом положения п. 2.3. ОТС (Приложение № 1) на 26 декабря 2019 г. минимальная месячная тарифная ставка (оклад) работника неквалифицированного труда первого разряда в организации коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2019 г. должна составлять 10 303,00 руб.

Согласно пункту 2.3.3. ОТС размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учётом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.

Исходя из абз. 3 п. 2.4 ОТС рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.

14 марта 2019 г. совместным письмом председателя Профсоюза жизнеобеспечения и президента ОООР ЖКК на основании ст. 134 ТК РФ и п. 2.4 ОТС «Об индексации минимального размера месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022 годы», рекомендованы минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с 1 января 2020 г. не ниже 10 746,00 руб., с 1 января 2021 г. – 11 154 руб. и с 1 января 2022 г. – 11 600,00 руб.

В связи с тем, что, по официальному сообщению Федеральной службы государственной статистики, сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в 2020 и 2021 годах значительно превысил плановый показатель 4%, размеры минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном хозяйстве, установленные ранее, требуют дополнительной корректировки для применения в 2022 году и на прогнозный период 2023 года, совместным письмом Профсоюза жизнеобеспечения № 01/172 и ОООР ЖКК от 2 декабря 2021 г. № 287-АК/2021 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2022 - 2023 годы» минимальная месячная тарифная ставка по оплате труда рабочих первого разряда в организации коммунального водоснабжения и водоотведения, в том числе организации, осуществляющий деятельность по дноочистке и дноуглублению очистных сооружений на 1 января 2022 г. устанавливается в размере 12 153,00 руб.

Как следует из Коллективного договора МУП «СТС», прошедшего уведомительную регистрацию в Минсоцтруда РК и Положения об оплате труда работников МУП «СТС», для работников 3 тарифного разряда установлен тарифный коэффициент 1,11

В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Приказом Госстроя РФ № 81 утверждены Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, из раздела 1 которых, следует, что в связи с переходом к рыночной экономике государство отошло от прямого централизованного регулирования оплаты труда большинства работников. Элементы государственного регулирования оплаты труда (с сохранением принципа неограничения максимального размера оплаты труда конкретного работника) сохранились в организациях, финансирование содержания которых осуществляется из бюджетов различных уровней. В соответствии с действующим законодательством все остальные предприятия и организации (в том числе государственные и муниципальные) самостоятельно определяют размеры тарифных ставок и должностных окладов, устанавливают виды стимулирующих доплат и надбавок. Государство прямо регулирует только размеры минимальной заработной платы. В ведении Правительства России остались также вопросы применения районных коэффициентов к заработной плате и надбавок за стаж работы на некоторых территориях. Все остальные условия оплаты труда определяются через систему тарифных соглашений (генерального, территориального и отраслевого) и коллективных договоров предприятий, а также на основании локальных нормативных актов, утверждаемых на предприятиях.

При таких, обстоятельствах указанные Методические рекомендации могут быть обязательны к применению лишь в организациях, финансирование содержания которых осуществляется из бюджетов различных уровней, и также не отменяют действие локальных нормативных актов, утверждённых на предприятиях.

Ответчик не относится организациям, финансируемым за счёт бюджетов, соответственно, Методические рекомендации не обязательны к применению при установлении условий оплаты труда, поскольку они носят рекомендательный характер.

Разрешая заявление ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением трудового спора, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске сроков по уважительным причинам они могут быть восстановлены судом.

Воронцова Е.Л. могла знать о нарушенном праве, получая заработную плату в установленный срок – каждого 15 числа месяца, следующего за расчётным, иск в суд предъявлен ею 5 марта 2022 г. (направлен почтой) следовательно, с требованием об установлении тарифной ставки с 1 января 2021 г. перерасчёте заработной платы, отпускных и выплате задолженности по ним за январь 2021г. истец обратился с пропуском срока установленного законом. При таких обстоятельствах в указанной части исковые требования Воронцовой Е.Л. удовлетворению не подлежат, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с данными требованиями ею не представлено.

Таким образом, поскольку заработная плата Воронцовой Е.Л. . с 1 апреля 2020 г. выплачивалась исходя из оклада 9302 руб., с 1 апреля 2021 г. – 9758 руб., исковые требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт по заработной плате, отпускным и выплатить задолженность по ним подлежат удовлетворению с 1 февраля 2021 г., исходя из тарифной ставки (оклада) 12 380,94 руб. (11 154,00 руб. х 1,11), с 1 января 2022 г. – 13 489,83 руб. (12 153,00 руб. х 1,11).

Разрешая требования истца о возложении обязанностей производить начисление премии на часы сверхурочной работы, работы в праздничные и выходные дни, включить компенсационные и стимулирующие выплаты, премиальные, выслугу лет в расчёт оплаты труда за сверхурочную работу и работу в праздничные и выходные дни (начислять не на тарифную ставку, а на заработную палату), суд приходит к следующему.

Исходя из п.п. 2.9, 2.12.2, 2.11.7.2.3 Положения об оплате труда помимо должностных окладов работодатель имеет право применять стимулирование работников в виде выплаты премии, а также иных доплат и надбавок. Указанные выплаты не являются постоянными и фиксированными, и могут производиться на усмотрение работодателя в соответствии с Положением; начисление премии на оплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится на одинарную оплату; начисление премии на оплату первых двух часов сверхурочной работы.

Из приведённых норм следует, что работодатель не ограничен в праве самостоятельно определять размер премии, основания и порядок её начисления.

Истцом не указаны суммы, месяцы спорного периода, в которые перечисленные выплаты были произведены ответчиком с нарушением, не представлен их расчёт, наличие указанных нарушений основано на предположениях истца, которые при отсутствии сравнительных расчётов, сведений о наличии спора по ним, не свидетельствует о том, что при расчёте заработной платы за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни в них не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты, премиальные, оплаты за выслугу лет, следовательно, при фактическом отсутствии спора оснований полагать, что при начислении указанных выплат работодателем нарушаются права истца, не имеется, в связи с чем, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объёма и характера причинённых работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку судом не установлены факты, предоставления ответчиком истцу недостоверной информации об условиях труда в МУП «СТС», требование истца о взыскании денежной компенсации морального вреда за указанное нарушение не подлежит удовлетворению.

Поскольку судом установлено нарушение трудовых прав истца при определении размера тарифной ставки, учитывая объём и характер причинённых ей нравственных страданий, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда в размере 5 000,00 руб.

Согласно п. 8 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. Исходя из удовлетворённых требований, с ответчика в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 руб.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Воронцовой Е.Л. к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» удовлетворить частично.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Воронцовой Е.Л. с 1 февраля 2021 г. тарифную ставку (оклад) 12 380,94 руб., с 1 января 2022 г. – 13 489,83 руб., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных с 1 февраля 2021г. и выплатить задолженность.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Воронцовой Е.Л. денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Воронцовой Е.Л. к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (27 мая 2022г.)

Председательствующий А.Г.Гюлумян

2-825/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Воронцова Елена Леонидовна
Ответчики
МУП "Северные тепловые сети" МО ГО "Воркута"
Другие
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
Мочалова Елена Владимировна
Комитет Республики Коми по тарифам
Администрация МО ГО "Воркута"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Гюлумян Армине Григорьевна
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
09.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2022Передача материалов судье
15.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.04.2022Предварительное судебное заседание
24.05.2022Судебное заседание
24.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее