.
.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2024 года город Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Коншу М.А.,
при секретаре Юдиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1831/2024 по иску Гребенникова Ю. Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Гребенников Ю.Н. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении в страховой стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, просил включить в страховой стаж периоды работы с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в должности рабочего, с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в должности электрослесаря, с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в должности водителя, с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в должности водителя, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.10 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.03.2024 года. В обоснование требований указал, что 10.01.2024 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 10.04.2024 года ответчик решением <№> исключил из страхового стажа истца периоды работы и отказал ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого специального стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 25 лет. Согласно вышеуказанному решению из страхового стажа истца исключены, в том числе, следующие периоды работы: - с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в качестве рабочего; - с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в качестве электрослесаря; - с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в качестве водителя; - с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в качестве водителя. Ответчик исключил указанные периоды работы, так как трудовая книжка заведена не своевременно, а также периоды работы после <Дата> не учитываются в страховой стаж, поскольку Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. прекратило свое действие с 01.01.2023 г. Истец, не согласившись с позицией пенсионного органа, обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца Гребенникова Ю.Н., действующая на основании нотариальной доверенности- Севостьянова М.И. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Солдатова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Суд, изучив основания заявленных требований, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с гражданским законодательством суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела на основе доказательств.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Судом установлено, что истец 10.01.2024 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При обращении представил трудовую книжку от <Дата> серии <№>, аттестат об образовании <№> от <Дата>, архивные справки <№> от 06.07.2022, <№> от 26.05.2022 и иные документы.
Решением <№> от 10.04.2024 г. истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа работы.
Истец 04.03.2024 года повторно обратился в пенсионный орган с заявлением по тому же основанию.
Решением <№> от 04.06.2024 г. истцу было отказано в назначении досрочной пенсии.
Согласно решению ответчика от 04.06.2024, документально подтвержденный специальный стаж заявителя на дату обращения за назначением досрочной пенсии составил 20 лет 0 месяцев 3 день, страховой стаж составил 23 года 8 месяцев 0 дней, что не дает истцу права на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 10 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в возрасте 62 года из-за отсутствия требуемого страхового стажа работы не менее 25 лет.
В страховой стаж истца не включены периоды работы с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в качестве рабочего; - с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в качестве электрослесаря; с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в качестве водителя; с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в качестве водителя, так как трудовая книжка заведена не своевременно, а также периоды работы после <Дата> не учитываются в страховой стаж, поскольку Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. прекратило свое действие с 01.01.2023 г.
Разрешая требования истца Гребенникова Ю.Н., относительно спорных периодов работы, которые истец, просит включить в страховой стаж, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии с 1 января 2015 года устанавливает Федеральный закон № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Так, в силу пункта 10 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в редакции, действующей на дату обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона № 400-ФЗ, целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В силу части 2-3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ, страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Закона № 400-ФЗ.
Согласно части 1 статье 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктами 11 - 17 данных Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (пункт 11 Правил).
Когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичное положение было предусмотрено Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, Утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 и Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденным приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работников. По записям в трудовой книжке устанавливается общий трудовой стаж, с которым законы связывают возможность реализации пенсионных прав.
Порядок заполнения трудовой книжки, установлены Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 г. № 69 (ред. от 31.10.2016) «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек».
В результате утверждения вышеуказанного порядка, Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г № 162 после 30.11.2003 г. не применяется.
Согласно пункту 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительств РФ от 16.04.2003 г. № 225 ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя. За нарушение установленного настоящими Правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Факт принадлежности истцу трудовой книжки от <Дата> серии <№> ответчиком не оспаривается.
То обстоятельство, что трудовая книжка истца оформлена с нарушениями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, не может влиять на включение в стаж периодов его работы и на его право на назначение страховой пенсии, так как ведение трудовых книжек возложено законодателем на работодателя.
Факт вины истца в ненадлежащем оформлении трудовой книжки отсутствует и ответчиком не доказан.
С учетом изложенного выше, включению в страховой стаж истца подлежат периоды работы с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в качестве рабочего, с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в качестве электрослесаря, с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в качестве водителя.
Согласно статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 названного Федерального закона указаны иные периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона.
Как следует из анализа вышеуказанных норм права, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ранее вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств были урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указывалось, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Россия и Узбекистан являлись участниками указанного Соглашения.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следовало, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до его распада - 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
В соответствии с положениями Федерального закона от 11.06.2022 N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения",Соглашение от 13 марта 1992 года Федеральным законом «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 11.06.2022 № 175-ФЗ, с 01.01.2023 года прекратило свое действие для Российской Федерации 31.12.2022 года. Начиная с 01.01.2023 года периоды работы в государствах-участниках Соглашения СНГ за периоды работы после 01.01.1991 года не учитываются в страховой стаж.
Таким образом, периоды работы истца с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в должности водителя, с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в должности водителя не подлежат включению в страховой стаж.
Гребенников Ю.Н. обратился повторно в пенсионный орган с соответствующим заявлением 04.03.2024 года, в возрасте 62 года. Право на досрочную пенсию по п. 10 ч. 1 ст. 30 Закона № 400 возникает при достижении возраста 55 лет и наличии специального стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 25 лет.
С учетом включенных судом периодов, на момент возникновения права специальный стаж истца составит более 20 лет, а страховой стаж более 25 лет, что дает истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в возрасте 62 лет, с даты обращения за пенсией, а именно с 04.03.2024 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Гребенникова Ю. Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости– удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Самарской области включить в страховой стаж Гребенникова Ю. Н., <Дата> рождения, периоды работы с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в должности рабочего, с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в должности электрослесаря, с <Дата> по <Дата> в <данные скрыты> в должности водителя, назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.10 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.03.2024 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 23.09.2024 года.
Судья /подпись/ М.А. Коншу
.