Судья Хазиева Э.И. УИД 16RS0010-01-2023-000507-88
Дело № 2-449/2023
№33-989/2024 (№ 33-20526/2023)
Учет 069г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
4 апреля 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Прытковой Е.В. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола помощником судьи Земдихановым Н.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Прытковой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Чупанова Ю. М. на решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 5 сентября 2023 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований Чупанова Ю. М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Татарстан о признании решений пенсионного органа незаконными и включении в стаж периодов работы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Чупанова Ю.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Чупанов Ю.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконным отказа ответчика в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии за работу в сельском хозяйстве, возложении на ответчика обязанности по включению в стаж работы в сельском хозяйстве периода работы с 16 июля 1982 года по 10 ноября 1985 года в качестве водителя в Ципьинской участковой ветлечебнице Балтасинской ветеринарной станции.
Исковые требования мотивированы тем, что отказ ответчика во включении в стаж работы в сельском хозяйстве указанного в просительной части иска периода работы является необоснованным.
На основании изложенного, ссылаясь на необоснованное исключение из специального стажа, дающего право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», истец просил: признать решение ответчика от 4 мая 2023года незаконным; возложить на ответчика обязанность по включению в сельский стаж истца период работы с 16 июля 1982 года по 10 ноября 1985 года в качестве водителя в Ципьинской участковой ветлечебнице Балтасинской ветеринарной станции.
Определением Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 3 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное бюджетное учреждение «Балтасинское районное государственное объединение» (далее – ГБУ «Балтасинское РГВО»).
В судебном заседании суда первой инстанции истец Чупанов Ю.М. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание суда первой инстанции не явился, представил отзыв на исковые требования.
Представитель третьего лица ГБУ «Балтасинское РГВО» в судебном заседании суда первой инстанции своего мнения по существу заявленных требований не выразил.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в выше приведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец Чупанов Ю.М., выражая несогласие с принятым по делу решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе приводит доводы, аналогичные изложенным в качестве обоснования предъявленного иска, настаивая на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что его требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Чупанов Ю.М. решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении требований.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте его рассмотрения по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд не явились.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для его отмены не находит в связи со следующим.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1441 (далее по тексту - Правила № 1441), при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 (далее – Список №1440).
Из пункта 3 Правил № 1441 следует, что в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Согласно пункту 6 Правил № 1441 при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Чупанов Ю. М., <дата> года рождения, является получателем страховой пенсии по старости.
Согласно трудовой книжки серии АТ-I №6538676 имеются следующие записи о работе истца, 16 июля 1982 года Чупанов Ю.М. принят на должность шофера в ДУК (дезинфекционная установка) «Ципьинской участковой ветлечебницы» Балтасинской ветстанции, 3 января 1983 года переведен шофером легковой автомашины Ципьинской участковой ветлечебницы Балтасинской ветстанции, 10 ноября 1985 года освобожден от занимаемой должности по собственному желанию.
Из справки, выданной ГБУ «Балтасинское районное государственное ветеринарное объединение» № 322 от 26июля 2023 года усматривается, что в вышеназванные периоды истец работал в Балтасинской ветстанции по борьбе с болезнями животных в должности шофера Ципьинской УВЛ.
28 апреля 2023 года истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отдела установления пенсий № 8 Отделения пенсионного фонда России по Республике Татарстан за № 287970/23 от 4 мая 2023 года в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» истцу отказано и в стаж работы в сельском хозяйстве не включены периоды работы шофером в ДУК «Ципьинской участковой ветлечебницы» Балтасинской ветстанции с 16 июля 1982 года по 10 ноября 1985 года, поскольку в сельскохозяйственный стаж включаются периоды работы в должностях и профессиях ветеринарного обслуживания в организациях и учреждениях, которые осуществляют ветеринарное обслуживание сельскохозяйственных животных для производства животноводческой продукции.
Общий стаж работы истца в сельском хозяйстве по состоянию на 4 мая 2023 года составляет 27 лет 0 месяцев 15 дней.
7 июня 2023 года ГУ - Отделением пенсионного фонда РФ по Республике Татарстан дан ответ об отсутствии правовых оснований для установления истцу повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что работа истца не проходила в определенных условиях труда, поименованных в Списке и Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1441.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с указанными Правилами № 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (подпункт «а» пункта 3).
Согласно пунктам 2 и 6 вышеназванных Правил при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве применяется Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440; при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных актов, включению в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, подлежат не все периоды работ в сельском хозяйстве, а только те, которые предусмотрены указанным Списком, с учетом соблюдения Правил исчисления такого стажа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.
Устанавливая правовые основания для повышения размера фиксированной выплаты для отдельных категорий граждан, занятых на работах в сельском хозяйстве, законодатель изначально полагал, что не все работники сельского хозяйства за свой длительный стаж могут рассчитывать на повышение фиксированной выплаты к пенсии, а только те, чья работа в данной отрасли была сопряжена с неблагоприятными воздействиями различного рода факторов, обусловленными спецификой и характером труда в сельском хозяйстве.
Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанными в соответствующих разделах Списка.
Разделом 2 Списка предусмотрено, что в стаж, необходимый для установления повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона о страховых пенсиях, включается работа в должности водителя автомобиля (шофера) (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности является сельское хозяйство, а также структурного подразделения животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство).
Пунктом 4 Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышенный размер фиксированной выплаты, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года № 1440, предусмотрено, что в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности засчитывается работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории РФ (бывшей РСФСР) до 1 января 1992 года.
Балтасинская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных 26 августа 1991 года переименована в Балтасинское районное государственное ветеринарное объединение. В последующем, 29 августа 2008 года указанное учреждение переименовано в ГУ «Балтасинское районное государственное ветеринарное объединение», 30 марта 2012 года переименовано на ГБУ «Балтасинское районное государственное ветеринарное объединение».
Согласно ответам, поступившим по запросу судебной коллегии, Главное Управление Ветеринарии кабинета Министров Республики Татарстан, ГБУ «Балтасинское районное государственное ветеринарное объединение» не располагают уставом Балтасинской ветеринарной станции по борьбе с болезнями животных за спорный период времени.
Согласно уставу ГБУ «Балтасинское районное государственное ветеринарное объединение» за 2012 год, основными целями деятельности учреждения являются: реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита здоровья населения от болезней, общих для человека и животных; охрпана территории Балтасинскорго муниципального района от заноса болезней животных из-за пределов Республики Татарстан.
Согласно пункту 2 Типового положения о районной ветеринарной станции (станции по борьбе с болезнями животных), утвержденному Министерством сельского хозяйства СССР 20 мая 1971 года, районная ветеринарная станция (станция по борьбе с болезнями животных) является центральным учреждением государственной ветеринарии в районе. Станция имеет в своем составе ветеринарную лечебницу, противоэпизоотический и дезинфекционный отряды в соответствии с типовыми штатами, утвержденными в установленном порядке. Основными задачами районной ветеринарной станции являются:
организация ветеринарной службы в районе;
организация и проведение лечебно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий, обеспечивающих сохранение поголовья животных, его ветеринарно-санитарное благополучие, создание здоровых стад, а также повышение продуктивности животных и увеличение производства продуктов животноводства в колхозах, совхозах (включая специализированные комплексы) и других хозяйствах и организациях района;
охрана населения от болезней, передающихся от животных человеку.
По смыслу пункта 2 Типового положения о районной ветеринарной станции (станции по борьбе с болезнями животных), утвержденного Министерством сельского хозяйства СССР 20 мая 1971 года, Балтасинская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных, в структурное подразделение которой – Ципьинскую участковую ветеринарную лечебницу был принят шофером (водителем) Чупанов Ю.М., являлась учреждением государственной ветеринарии в районе и ее основной деятельностью являлось не сельское хозяйство, а государственный ветеринарный надзор.
С учетом изложенного, нельзя согласиться и с тем, что структурным подразделением - Дезинфекционной установкой Ципьинской участковой ветеринарной лечебницей осуществлялось животноводческое направление деятельности Балтасинской ветеринарный станции по борьбе с болезнями животных, основным видом деятельности которой не являлось сельское хозяйство, поскольку из содержания раздела 2 Списка следует, что животноводство подразумевает под собой следующие производства сельского хозяйства - (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство), молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство), которыми Балтасинская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных очевидно не занималась.
В силу положений Списка № 1440 и Правил № 1440, для того, чтобы подтвердить занятость в сельском хозяйстве на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР) до 1 января 1992 года, следует установить, что такая работа (деятельность) осуществлялась: в колхозах, на машино-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности.
После 1 января 1992 года водитель автомобиля (шофер) должен работать в колхозе, совхозе, крестьянском (фермерском) хозяйстве, сельскохозяйственном кооперативе, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурном подразделении животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство.
Таким образом, применительно к настоящему спору в стаж работы в сельском хозяйстве, дающей право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, включаются периоды работы водителем в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, либо работа водителем в структурном подразделении животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство.
Перечень «Наименование работ, производств сельского хозяйства» в разделе «Животноводство» Списка № 1440 предусматривает разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.
Ветеринарная деятельность подлежит зачету в стаж работы в сельском хозяйстве в должностях, предусмотренных Списком № 1440, при условии занятости ветеринарным обслуживанием сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. При этом должность водителя в организации, занятой ветеринарным обслуживанием сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов, в названном списке не предусмотрена. В стаж работы в сельском хозяйстве подлежит зачету работа в ветеринарной службе организаций, основным видом деятельности которых является животноводство, то есть непосредственно занимающихся выращиванием животных.
Организации, основным видом деятельности которых является не животноводство, а ветеринарная деятельность, к сельскохозяйственным организациям в целях установления повышения за стаж работы в сельском хозяйстве не относятся.
Довод апелляционной жалобы о том, что должность «водитель» предусмотрена Списком № 1440, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как сам по себе факт работы в указанной должности не дает права на повышение размера фиксированной выплаты.
С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения периодов работы истца с 16 июля 1982 года по 10 ноября 1985 года в качестве водителя на Дезинфекционной установке Ципьинской участковой ветлечебнице Балтасинской ветеринарной станции в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, являются верными.
Поскольку продолжительность стажа Чупанова Ю.М., дающего право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости без учета оспариваемого периода на дату обращения с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости составила менее требуемых 30 лет, пенсионный орган обоснованно отказал истцу в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого стажа работы в сельском хозяйстве.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, изложенную в качестве обоснования предъявленного иска, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основанием к его отмене, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 5 сентября 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Чупанова Ю. М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд обшей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной 11 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи