Решение по делу № 33-866/2021 от 22.03.2021

Председательствующий Канзычакова Т.В.

УИД 19RS0001-02-2020-008140-94

Дело № 33-866/2021 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 апреля 2021 года                             г. Абакан

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Шалгинова С.Н.,

судей Пархомович Г.П., Хлыстак Е.В.,

при секретаре – помощнике судьи Бедненко И.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя акционерного общества «Красноярсккрайгаз» Ильченко И.В. на решение Абаканского городского суда от 19 января 2021 года, которым удовлетворены исковые требования Прокопьевой О.Г. к акционерному обществу «Красноярсккрайгаз» о возложении обязанности совершить определенные действия, компенсации морального вреда, штрафа.

Заслушав доклад председательствующего, выслушав представителя акционерного общества «Красноярсккрайгаз» Кокову М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокопьева О.Г. обратилась с иском к акционерному обществу «Красноярсккрайгаз» (далее - АО «Красноярсккрайгаз») о возложении обязанности совершить действия по отключению внутриквартирного газового оборудования в квартире по адресу: <адрес>, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Требования мотивированы тем, что истец является собственником вышеуказанной квартиры, которая присоединена к внутридомовому газовому оборудованию. В связи с отсутствием необходимости в потреблении поставляемого ресурса через газовую сеть Прокопьева О.Г. обратилась к ответчику с заявлением о расторжении договора поставки газа. Получив ответ о необходимости оплаты работ по демонтажу газовой плиты, оплатила стоимость данных работ в размере <данные изъяты> рублей, однако ответчиком работы по отключению внутриквартирного газового оборудования от внутридомового газового оборудования в установленный в заявлении срок до 1 августа 2020 года выполнены не были.

Определением суда по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ №2».

Суд постановил вышеприведенное решение, которым обязал АО «Красноярсккрайгаз» совершить действия по отключению внутриквартирного газового оборудования квартиры по адресу: <адрес> от внутридомового газового оборудования. Взыскал с АО «Красноярсккрайгаз» в пользу Прокопьевой О.Г. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, штраф в размере <данные изъяты> рублей, также взыскал в доход местного бюджета государственную пошлину <данные изъяты> рублей.

С решением не согласилась представитель АО «Красноярсккрайгаз» Ильченко И.В. В апелляционной жалобе ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда. Полагает, что истцом не представлено доказательств оплаты работ по демонтажу газовой плиты, поскольку представленная истцом квитанция не содержит указания на основание платежа и расторжение договора поставки газа. Считает, что судом не дана оценка доводам ответчика о необходимости представить документы от органа местного самоуправления, подтверждающие соблюдение процедуры переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в связи с установкой стационарной электроплиты взамен газовой плиты, а работы по отключению газоснабжения проводятся на участке газопровода, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, ответственность за которое несет управляющая организация.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы истец Прокопьева О.Г. выражает согласие с решением суда, просит жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя АО «Красноярсккрайгаз» Коковой М.А., проверив в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, с 3 апреля 2017 года Прокопьева О.Г. является собственником квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 20-24).

АО «Красноярсккрайгаз» осуществляет поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в многоквартирный жилой дом по адресу по адресу: <адрес>

Управляющей организацией многоквартирного дома - обществом с ограниченной ответственностью «ЖЭУ № 2» согласовано отключение собственником квартиры № 18 Прокопьевой О.Г. газовой трубы (л.д. 36).

23 июня 2020 года Прокопьева О.Г. направила в АО «Красноярсккрайгаз» заявление о расторжении договора газоснабжения, просила в срок до 1 августа 2020 года осуществить работы по отключению внутриквартирного газового оборудования квартиры по адресу: <адрес> от внутридомового оборудования (л.д. 8).

Письмом от 7 июля 2020 года АО «Красноярсккрайгаз» сообщило Прокопьевой О.Г. о том, что расторжение договора поставки газа по инициативе абонента возможно при соблюдении следующих условий: полная оплата задолженности, отключение внутриквартирного газового оборудования от сети, отсутствие нарушения прав иных собственников жилого дома, с указанием стоимости работ по демонтажу газовой плиты в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 9).

17 июля 2020 года Прокопьева О.Г. направила в АО «Красноярсккрайгаз» заявление с просьбой произвести работы по демонтажу газовой плиты с установкой заглушки на сварке, предоставила квитанцию об оплате стоимости работ в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 11, 37).

Каких-либо доказательств наличия задолженности у Прокопьевой О.Г. за потребленный газ АО «Красноярсккрайгаз» не представляло, о наличии задолженности не заявляло, представитель АО «Красноярсккрайгаз» Кокова М.А. подтвердила отсутствие задолженности у Прокопьевой О.Г.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что праву потребителя в любое время расторгнуть договор поставки газа корреспондирует обязанность поставщика газа осуществить работы по отключению внутриквартирного газового оборудования от внутридомового газового оборудования. Установив, что у истца отсутствует задолженность за потребленный ресурс, истец заявила о расторжении договора поставки газа, оплатила расходы по отключению, а ответчик обязанность по отключению внутриквартирного газового оборудования от внутридомового газового оборудования не исполнил, суд обязал последнего совершить указанные действия, взыскал с него компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Абзацем первым пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.

Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549, регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (абзац первый пункта 1 Правил).

Согласно пункту 51 данных Правил абонент вправе в любое время расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии, если он полностью оплатил поставщику газа потребленный газ и расходы, связанные с проведением работ по отключению внутридомового газового оборудования от газораспределительной (присоединенной) сети, или расходы, связанные с проведением работ по отключению внутриквартирного газового оборудования от внутридомового газового оборудования. Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, заключенным абонентом со специализированной организацией. Договор признается расторгнутым со дня отключения внутридомового газового оборудования от газораспределительной (присоединенной) сети либо со дня отключения внутриквартирного газового оборудования от сети, входящей в состав внутридомового газового оборудования, что подтверждается актом об отключении внутридомового или внутриквартирного газового оборудования соответственно от газораспределительной (присоединенной) сети или от сети, входящей в состав внутридомового газового оборудования, подписываемым сторонами с обязательным указанием даты отключения.

Исходя из приведенного правового регулирования, абонент (потребитель) вправе в одностороннем порядке в любое время расторгнуть договор энергоснабжения (поставки газа), уведомив об этом энергоснабжающую организацию (поставщика газа), при условии, если он полностью оплатил потребленный газ и расходы, связанные с проведением работ по отключению внутриквартирного газового оборудования от внутридомового газового оборудования.

В свою очередь энергоснабжающая организация (поставщик газа) обязана осуществить оплаченные потребителем работы по отключению внутриквартирного газового оборудования от внутридомового газового оборудования.

В данном случае истцом выполнены все необходимые условия для расторжения договора энергоснабжения: она уведомила ответчика о расторжении договора, у нее отсутствует задолженность за потребленный ресурс, она оплатила расходы по отключению внутриквартирного газового оборудования от внутридомового газового оборудования.

Ответчик же обязанность по осуществлению работ по отключению внутриквартирного газового оборудования от внутридомового газового оборудования не исполнил.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств оплаты работ по демонтажу газовой плиты, поскольку представленная истцом квитанция не содержит указания на основание платежа и расторжение договора поставки газа, являются несостоятельными.

Как следует из материалов дела, 23 июня 2020 года истец потребовала у ответчика документы на оплату работ по отключению внутриквартирного газового оборудования от внутридомового газового оборудования, 7 июля 2020 года ответчик направил ответ с указанием стоимости данных работ в размере <данные изъяты> рублей, 16 июля 2020 года истец оплатила ответчику стоимость работ в указанном размере, 17 июля 2020 года направила в адрес ответчика платежный документ вместе с заявлением о демонтаже газовой плиты с установкой заглушки.

Судебная коллегия приходит к выводу, что истец действовала последовательно и непротиворечиво, ее поведение соответствует разумному ожидаемому поведению добросовестных участников правоотношений, материалы дела содержат доказательства оплаты поставщику газа расходов, связанных с проведением работ по отключению внутриквартирного газового оборудования от внутридомового газового оборудования.

Несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о том, что истец должен был представить ответчику документы от органа местного самоуправления, подтверждающие соблюдение процедуры переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в связи с установкой стационарной электроплиты взамен газовой плиты, а работы по отключению газоснабжения проводятся на участке газопровода, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, ответственность за которое несет управляющая организация.

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей определены статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В данном случае гражданские права и обязанности возникли у сторон частных правоотношений, возникших из договора энергоснабжения (поставки газа).

Ни договором энергоснабжения, ни законом и иными правовыми актами не предусмотрена обязанность истца предоставить ответчику документы от органа местного самоуправления, подтверждающие соблюдение процедуры переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, для совершения работ по отключению внутриквартирного газового оборудования от внутридомового газового оборудования.

Гражданские права и обязанности при переустройстве и перепланировке помещения в многоквартирном доме возникают у сторон публичных правоотношений - собственника данного помещения и органа местного самоуправления, наделенного властными полномочиями по отношению к первому, в то время как ответчик стороной таких правоотношений не является, каких-либо прав и обязанностей по отношению к истцу у него не возникает.

Более того, материалы дела не содержат доказательств переустройства и (или) перепланировки истцом помещения в многоквартирном доме или намерения произвести такие действия, в том числе установить стационарную электроплиту; не представлено доказательств совершения истцом действий, запрет на совершение которых предусмотрен пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, в частности, несанкционированное подключение оборудования к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, внесения изменений во внутридомовые инженерные системы.

В соответствии с абзацами четвертым-седьмым пункта 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 410, абзацем четвертым пункта 2, пунктом 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, абзацем третьим пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, внутриквартирное газовое оборудование не относится к общему имуществу в многоквартирном доме.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Абаканского городского суда от 19 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя акционерного общества «Красноярсккрайгаз» Ильченко И.В. – без удовлетворения.

Председательствующий                     Шалгинов С.Н.

Судьи                                 Пархомович Г.П.

                                    Хлыстак Е.В.

33-866/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокопьева Ольга Георгиевна
Ответчики
АО "Красноярсккрайгаз"
Другие
ООО "ЖЭУ-2"
ПРОКОПЬЕВ АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Шалгинов Станислав Николаевич
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
22.03.2021Передача дела судье
22.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2021Передано в экспедицию
22.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее