Дело №2-169/2020
УИД 22RS0002-01-2020-000107-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 августа 2020 года с. Алтайское
Алтайский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Банниковой Ю.Б.,
при секретаре: Крестьяниновой Е.Ю.,
с участием истца Федотовой Л.А., представителя ответчика Бобровской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотовой Л.А. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Алтайском районе (межрайонное) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Федотова Л.А. обратилась в суд с названным иском к ГУ – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное), указывая на то, что работала в качестве главного бухгалтера в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеет общий трудовой стаж более 30 лет, из них 7 лет 10 месяцев 15 дней – в районах Крайнего Севера. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в Управление ПФ РФ по <адрес> о назначении досрочной пенсии на основании п.6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях». ДД.ММ.ГГГГ истец получила решение об отказе в назначении страховой пенсии, в связи с тем, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 01 месяц 8 дней) не засчитаны в льготный и общий страховой стаж, поскольку в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствует указанный период работы. С решением пенсионного органа истец не согласна.
Ссылаясь на изложенное, просит обязать ответчика включить в ее льготный и общий страховой стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главного бухгалтера в ООО «Тутаул», и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости по Списку № с момента обращения в ГУ УПФР в Алтайском районе Алтайского края, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Федотова Л.А. заявленные требования поддержала, подтвердив изложенные в иске обстоятельства, просила назначить ей досрочную пенсию за работу в районах Крайнего Севера. Пояснила также, что в период рассмотрения дела судом она обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной пенсии, каковая назначена ей с ДД.ММ.ГГГГ. Решение о назначении пенсии не оспаривает, однако заявленные требования поддерживает в полном объеме, поскольку в случае включения спорных периодов в ее стаж пенсия должна быть ей назначена на четыре месяца раньше.
Представитель ответчика ГУ – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором ответчик указывает на то, что спорный период имел место после регистрации истца в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, соответственно стаж может быть принят к учету только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, однако в них отсутствуют сведения об указанном периоде работы истца. Пояснила также, что в период рассмотрения данного дела пенсия назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ, при ее назначении спорный период работы истца пенсионным органом не учитывался как страховой или льготный стаж.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с приложением N 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий") в 2019 году по достижению возраста возникновения права на страховую пенсию наступает увеличение пенсионного возраста на 12 месяцев.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, лицам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ, которым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполнится 55 (мужчинам) и 50 (женщинам) лет, пенсия моет быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного приложением 6.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
В трудовой книжке истца Федотовой Л.А. имеется запись о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в <данные изъяты>», расположенном в <адрес>, в качестве главного бухгалтера (л.д.10-15).
ДД.ММ.ГГГГ Федотова Л.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (л.д.40-44).
Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии в соответствии с п.6 ч.3 ст.32 ФЗ №400-ФЗ от 28.12.2013, так как не прошло шесть месяцев после достижения возраста выхода на пенсию. В данном решении указано, что право на страховую Пенсию у Федотовой Л.А. возникнет не ранее 16.03.2020 (л.д.8-9).
Как следует из упомянутого решения, в страховой и льготный стаж истцу засчитаны периоды работы, имевшие место до даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования (ДД.ММ.ГГГГ), в том числе период работы в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды, отраженные в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе период работы в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Принятый к учёту пенсионным органом стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, составил 10 лет 6 месяцев 1 день, при переводе в стаж РКС – 7 лет 10 месяцев 15 дней, что с учетом имеющегося общего страхового стажа истицы давало ей право на назначение страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Период работы Федотовой Л.А. в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен ответчиком в льготный и общий страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и Местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, так как в выписке из лицевого счета застрахованного лица отсутствует указанный период работы.
Истица с отказом не согласна.
Разрешая спор, суд исходил из следующего.
В п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения закреплены в п. 1 ст. 11, п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из материалов дела, сведений индивидуального (персонифицированного) учета истицы о ее работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>», не имеется.
Между тем, судом достоверно установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>», находившемся в <адрес>, который Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1029 включен в <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Данное обстоятельство подтверждается следующими доказательствами:
записями в трудовой книжке истца;
показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, предъявивших трудовые книжки и подтвердивших, что в спорном периоде они совместно с истцом работали на упомянутом предприятии (протоколы судебных заседаний – л.д.92,118);
показаниями допрошенного в данном судебном заседании свидетеля ФИО7, показавшей, что она являлась в спорном периоде работником Тындинского отделения Пенсионного фонда, в который истица сдавала отчетность в качестве главного бухгалтера <данные изъяты>»;
сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, содержащими, в том числе, сведения о спорном периоде (л.д.67-75).
Перечисленные доказательства ответчиком не опровергнуты.
Суд также принимает во внимание, что периоды работы истца в <данные изъяты>», имевшие место как непосредственно до, так и после спорного периода, включены ответчиком в льготный и страховой стаж истца, при этом обстоятельств, указывающих на перерыв работы истца в указанной организации судом не установлено.
Из изложенного следует, что в отношении истца в период ее работы в <данные изъяты>» работодателем не были представлены в пенсионный орган сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно отсутствуют сведения о начислении (уплате) за указанный период страховых взносов.
Между тем, данное обстоятельство, по мнению суда, не должно повлечь для истца неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения.
Так, приведенная норма п. 1 ст. 10 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ признана Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. При этом Конституционный Суд Российской Федерации обязал государство впредь до установления надлежащего правового регулирования принять на себя исполнение обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств для обеспечения пересмотра размеров страховой части трудовых пенсий в соответствии с Постановлением от 10.07.2007 N 9-П.
Таким образом, факт непредставления работодателем индивидуальных сведений о работе истца в спорные периоды не позволяет исключить их из страхового стажа истца, поскольку отсутствие указанных сведений само по себе не может являться основанием для возложения на него неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения права на зачет спорных периодов работы в страховой стаж, так как действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременное и правильное отражение сведений о специальном и страховом стаже либо ставили в зависимость от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
В силу статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обязанность своевременного и надлежащего предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых вносятся сведения, на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, возложена на работодателя.
Из смысла данной нормы закона в совокупности с указанными разъяснениями Верховного Суда РФ следует, что ненадлежащее исполнение работодателем обязанности как по начислению (то есть предоставлению информации), так и по уплате страховых взносов не может повлечь неблагоприятные последствия для работника и служить основанием к невключению в страховой и общий трудовой стаж истца спорных периодов работы.
По смыслу действующего законодательства, непредставление работодателем (страхователем) в пенсионный орган сведений индивидуального (персонифицированного) учета, равно как и неуплата страхователем в установленный срок, уплата не в полном объеме или без указания специальных кодов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц, – в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами – должна быть обеспечена, в том числе, в порядке принудительного взыскания.
Следовательно, суд вправе удовлетворить требования истца о включении в ее общий страховой стаж и льготный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и Местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главного бухгалтера <данные изъяты>».
Между тем требование истца о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, не подлежит удовлетворению, в силу следующего.
Судом установлено, что в период рассмотрения дела, ДД.ММ.ГГГГ Федотова Л.А. повторно обратилась в ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) с заявлением об установлении пенсии, каковая была установлена ей с указанной даты решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ на основании п.6 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ.
Как следует из пояснений представителя ответчика, спорный период при установлении пенсии не учтен.
Между тем указанное решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истицей не оспаривается.
В связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена возможность назначения нескольких пенсий по одному основанию, –требование истца о назначении ей пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, при наличии назначенной по тому же основанию пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, не может быть удовлетворено, при этом указанное не препятствует истцу защищать свои права иным способом.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Приведенное правило о частичном возмещении судебных расходов не применяется к случаям частичного удовлетворения требований неимущественного характера. Понесенные по таким делам судебные расходы подлежат возмещению в полном объеме лицу, требования которого удовлетворены частично.
Истцом в ходе рассмотрения дела были понесены расходы по уплате государственной пошлины в сумме 400 рублей.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, подлежит уплата государственной пошлины в сумме 300 рублей; указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Сумма государственной пошлины в размере 100 рублей является излишне уплаченной, в связи с чем подлежит возврату истцу.
Hа основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. , ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░