РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 30 января 2015 года
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Филатовой Е.С.
при секретаре Татарских К.И.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой С.М., представителя заинтересованного лица Михиевской Ю.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Пермского края о признании недействующими положений Административного регламента Государственной ветеринарной инспекции Пермского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора, утвержденного приказом Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 12.05.2014 №СЭД-49-01-10-77,
установил:
Приказом Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 12.05.2014 №СЭД-49-01-10-77 утвержден Административный регламент Государственной ветеринарной инспекции Пермского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора (далее Административный регламент). Данный приказ опубликован на официальном сайте Государственной ветеринарной инспекции Пермского края invet.permkrai.ru.
Исполняющий обязанности прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением об оспаривании указанного Административного регламента в части, с учетом уточнения требований просил признать недействующими п. 1.5 в части слова «экологического»; п.п. «б» п.1.7 в части невключения граждан в качестве субъектов, которым выдается предписание об устранении нарушений в случае выявления при проведении проверки нарушений в области ветеринарии; п. 2.2.3; п.3.2.5.3.1 в части слов «в области охраны окружающей среды»; п. 3.2.5.3.6.2 в части слов «судьи, органа», «судьи, состава коллегиального органа»; п. 3.2.5.3.7.1 в части предложения «Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения»; п. 3.2.5.3.7.2 в части невключения в предложение «Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления» указания на то, что копия постановления выдается кроме перечисленных лиц также представителю физического лица; п.3.2.5.3.8.3 в части предложений «При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в пункте 3.2.5.3.8.2 настоящего Административного регламента, должностное лицо Инспекции, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством», «Копия протокола об административном правонарушении направляется мировому судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола»; п. 3.3.3.1.1 в части слов «юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем»; п.п. «а» п. 3.3.3.1.2 в части невключения в качестве основания для проведения внеплановой проверки факта поступления информации, содержащей сведения о возникновении угрозы причинения вреда либо причинении вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации; абз. 3 п. 3.3.3.4 в части невключения в качестве основания для проведения внеплановой проверки факта причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации; абз. 4 – 5 п. 5.3 Административного регламента Государственной ветеринарной инспекции Пермского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора.
Определением Пермского краевого суда от 30.01.2015 прекращено производство по гражданскому делу в части всех заявленных требований, за исключением требования о признании недействующим п. 3.2.5.3.1 Административного регламента в части слов «в области охраны окружающей среды» не имеется, поскольку в иные оспариваемые положения внесены изменения и дополнения, которыми нормативный правовой акт приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В судебном заседании участвующая в деле прокурор Сысоева С.М. на удовлетворении оставшегося требования настаивает.
Представитель заинтересованного лица Михиевская Ю.В. с требованиями заявителя согласилась.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, суд полагает, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению.
Согласно п. 3.2.5.3.1 Административного регламента в случае выявления по результатам проверки признаков административного правонарушения в области охраны окружающей среды в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя на основании Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: возбуждается дело об административном правонарушении; проводится административное расследование; составляется протокол об административном правонарушении; выносится постановление по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, Административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора разработан в целях повышения качества осуществления регионального государственного ветеринарного надзора и определения последовательности действий (административных процедур) и их сроков (п.1.1 Административного регламента).
Статья 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии» под ветеринарией понимает область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
Одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации являются в силу приведенной нормы осуществление государственного ветеринарного надзора.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности (далее по тексту - федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора) во взаимодействии с ветеринарными службами других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации…
В соответствии с п.1 ст.8 Закона РФ14.05.1993 №4979-1 под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями… и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Пунктом 2 ст.8 Закона РФ «О ветеринарии» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора.
Согласно п.4 ст.1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Компетенция исполнительных органов государственной власти Пермского края определена Законом Пермского края от 07.09.2007 №107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» и положениями об исполнительных органах государственной власти Пермского края (ст. 19 названного Закона).
В силу п.п. 2.2.4, 3.1 утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 13.03.2008 №45-п Положения о Государственной ветеринарной инспекции Пермского края последняя является органом государственной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление регионального ветеринарного надзора. Полномочия по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Пермского края возложены на иные органы государственной власти края, в частности на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края (Положение о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденное постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 №756-п; Положение о Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, утвержденное постановлением Правительства Пермского края от 16.04.2012 №212-п).
С учетом вышеизложенного к компетенции Государственной ветеринарной инспекции Пермского края осуществление функций по экологическому надзору не относится.
Дела об административных правонарушениях, по которым должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, уполномочены составлять протоколы по делам об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях перечислены в ч.1 ст.23.14, ч.1 ст.28.3, п.21 ч.2 ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Перечисленные в указанных нормах категории дел к области охраны окружающей среды не относятся.
В силу ч.3 ст.28.7 КоАП РФ, административное расследование может проводиться должностным лицом, уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях соответствующих категорий.
Исходя из приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченной лишь на осуществление ветеринарного надзора, не вправе возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемая и.о. прокурора Пермского края норма противоречит положениям как федерального законодательства, так и нормативным правовым актам Пермского края, имеющим большую юридическую силу, требование заявителя является обоснованным, пункт 3.2.5.3.1 утвержденного приказом Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 12.05.2014 №СЭД-49-01-10-77 Административного регламента Государственной ветеринарной инспекции Пермского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора в части слов «в области охраны окружающей среды» в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ч.2 ст. 253, ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункта 3.2.5.3.1 утвержденного приказом Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 12.05.2014 №СЭД-49-01-10-77 Административного регламента Государственной ветеринарной инспекции Пермского края по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора в части слов «в области охраны окружающей среды».
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 04 февраля 2015 года.
Судья – подпись
Решение не вступило в законную силу.