Решение по делу № 2-1610/2021 от 07.10.2021

Дело № 2-1610/2021 18 ноября 2021 года

УИД 29RS0022-01-2021-001834-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Приморский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Сараевой Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Шумиловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Приморского районного суда Архангельской области в городе Архангельске гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации сельского поселения «Лисестровское» о возложении обязанности по организации питьевого водоснабжения жителей частных жилых домов д.Исакогорка Приморского района Архангельской области,

установил:

    

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области) обратилось в суд с иском к администрации сельского поселения «Лисестровское» (далее - администрация СП «Лисестровское») о возложении обязанности по организации питьевого водоснабжения жителей частных домов д.Исакогорка Приморского район Архангельской области. В обоснование требований указало, что Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области в рамках рассмотрения обращения К., направленного Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора установлено, что администрацией СП «Лисестровское» Приморского района Архангельской области допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению населения питьевой водой, а именно: в деревне Исакогорка Приморского района Архангельской области не организовано водоснабжение населения питьевой водой. В нарушение положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, на территории деревни Исакогорка Приморского района Архангельской области отсутствует централизованное (сеть водоразборных колонок) и децентрализованное водоснабжение (нет общественных колодцев) для жителей частных жилых домов, что подтверждается информацией администрации СП «Лисестровское» Приморского района Архангельской области от 04.08.2021 и от 19.08.2021 ). На территории деревни Исакогорка Приморского района Архангельской области расположен 91 частный жилой дом, численность постоянно зарегистрированных граждан составляет 102 человека (письмо администрации от 19.08.2021 ). Таким образом, жители частных жилых домов деревни Исакогорка Приморского района Архангельской области не обеспечены питьевой водой в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей граждан, что в свою очередь приводит к ущемлению их законных прав на питьевое водообеспечение. Просит суд обязать администрацию сельского СП «Лисестровское» организовать питьевое водообеспечение (водоснабжение) для жителей частных жилых домов деревни Исакогорка Приморского района Архангельской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации    и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 в срок до 01.03.2022.

    В судебном заседании представитель истца Заленски Е.Ф. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика администрации СП «Лисестровское» Шарина Е.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась в части установления срока, поскольку в районе частных домов д.Исакогорка отсутствуют водопроводные сети, требуется разработать проект и построить водопроводные сети. Требуется также время на решение вопроса по организации подвоза жителям деревни питьевой воды. ООО «РВК» обеспечивает подвоз воды к пос. Динамо, который находится за д. Исакогорка. На территории Архангельска имеется ближайшая водоразборная колонка на ул. Тяговой. К тому же в деревне имеется ограниченный участок дороги шириной 3 метра, рядом с дорогой находится забор собственников земельных участков по всей протяженности дороги, что усложняет организацию водообеспечения. В деревне зарегистрировано около 100 граждан, но фактически проживает 10 человек. Полагала заявленный срок устранения нарушений до 01.03.2022 не достаточным для выполнения соответствующих мероприятий. Просила установить срок устранения нарушения до 31.12.2023.

    Представитель третьего лица администрации МО «Приморский муниципальный район» Щипакова О.В. в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями в части срока организации водообеспечения, просила установить срок до 31.12.2023. Указала, что районом предложено поселению установить колонку. Работы по установке колонки и проектированию водопровода – работы в рамках строительства, а также установления сервитута, требуют длительных временных затрат.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    В силу положений п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

    Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

    Таким образом, вопросы водоснабжения населения относятся к вопросам местного значения муниципального района.

    В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании Соглашения от 05.10.2015 администрацией муниципального образования «Приморский муниципальный район» полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по организации водоснабжения, переданы администрации муниципального образования «Лисестровское».

    В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

    На основании п. 3 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

    Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

    В силу ч. 1 п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1. ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) принятие мер по организации водоснабжения на соответствующих территориях относится к полномочиям органов местного самоуправления.

    Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

    В соответствии с п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий») качество и безопасность питьевой воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

    Требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, составу и свойствам воды нецентрализованного водоснабжения установлены СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

    Согласно п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения), в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

    Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры (п. 72 Правил).

    В соответствии с п. 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению № 3 указанных Правил.

    Согласно приложению № 3 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, минимальные нормы водообеспечения при водоснабжении населения путем подвоза воды для климатической зоны I составляют 31/33 дм на человека в сутки, для климатической зоны II - 42,5/45 дм3 на человека в сутки (в числителе указаны нормы водообеспечения взрослого населения и подростков (от 14 лет и старше), в знаменателе - нормы для детей от 1 года до 14 лет и кормящих женщин).

    На основании климатических параметров, представленных в таблицах Б.1, Б.2, 3.1, 5.1 свода правил СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01-99*. Строительная климатология», утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.11.2018 № 763/пр д. Исакогорка Приморского района Архангельской области относится к климатическому району II.

    Как установлено в судебном заседании, Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области в ходе рассмотрения обращения К., на территории деревни Исакогорка Приморского района Архангельской области отсутствует централизованное (сеть водоразборных колонок) и децентрализованное водоснабжение (нет общественных колодцев) для жителей частных жилых домов, что подтверждается информацией администрации СП «Лисестровское» от 04.08.2021 и 19.08.2021. На территории деревни Исакогорка Приморского района Архангельской области расположен 91 частный жилой дом, численность постоянно зарегистрированных граждан составляет 102 человека, что подтверждается сообщением администрации СП «Лисестровское» от 19.08.2021.

    Таким образом, жители частных жилых домов деревни Исакогорка Приморского района Архангельской области не обеспечены питьевой водой в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей граждан, что в свою очередь приводит к ущемлению их законных прав на питьевое водообеспечение.

На момент рассмотрения дела ответчиком вопрос об обеспечении населения питьевой водой путем ее подвоза не решен, договор с организациями не заключен, ближайшая водоразборная колонка установлена на ул.Тяговая в г.Архангельске.

    Руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей обязанность суда определить срок, в течение которого решение должно быть исполнено, суд считает необходимым определить срок для исполнения решения суда – до 01.03.2023, что будет соответствовать принципам разумности и справедливости, не нарушит баланс прав всех участников рассматриваемых правоотношений.

    Определяя данный срок исполнения решения суда, суд учитывает действия, которые необходимо совершить ответчику для организации питьевого водоснабжения, в том числе, необходимость разработки проекта и строительства водопроводных сетей. В заявленный истцом срок – до 01.03.2022 совершить действия по организации питьевого водоснабжения объективно не возможно.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области к администрации сельского поселения «Лисестровское» о возложении обязанности по организации питьевого водоснабжения жителей частных жилых домов д.Исакогорка Приморского района Архангельской области - удовлетворить.

    Обязать администрацию сельского поселения «Лисестровское» в срок до 01.03.2023 организовать питьевое водообеспечение (водоснабжение) для жителей частных жилых домов деревни Исакогорка Приморского района Архангельской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации    и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

    Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий                  Н.Е. Сараева

2-1610/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Архангельской области
Ответчики
Администрация сельского поселения "Лисестровское"
Другие
Щипакова Ольга Владиславовна
Шарина Елена Валерьевна
Вешняков Владимир Алексеевич
Шишина Ольга Петровна
Администрация МО "Приморский муниципальный район"
Заленски Екатерина Федоровна
Суд
Приморский районный суд Архангельской области
Судья
Сараева Наталия Егоровна
Дело на странице суда
primsud.arh.sudrf.ru
07.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2021Передача материалов судье
08.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.10.2021Предварительное судебное заседание
01.11.2021Судебное заседание
18.11.2021Судебное заседание
25.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее