Решение по делу № 66а-664/2021 от 09.04.2021

Дело № 66а-664/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Сочи                                     7 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Катанаевой А.С. и Анфаловой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1/2021 (УИД 26OS0000-04-2019-000217-79) по административному исковому заявлению Зениной Ирины Викторовны и коллективному административному исковому заявлению Легкобитова Георгия Георгиевича, Сусловой Елены Сергеевны, Филатовой Галины Юрьевны, Величкиной Валентины Ивановны, Ивановой Нины Ивановны, Прокошевой Светланы Сергеевны, Лунёвой Надежды Викторовны, Рамазановой Сайгибат Халидовны, Саркисяна Рафаэля Михайловича, Титарь Валентины Викторовны, Соляниковой Натальи Сергеевны, Пащенко Анны Павловны, Шерудило Романа Викторовича, Гущина Сергея Владимировича, Должникова Виктора Григорьевича, Должниковой Галины Платоновны, Поповой Ольги Олеговны, Сергеенко Сергея Никитовича, Коган Алексея Владимировича, Селиванова Юрия Геннадьевича, Прокопенко Татьяны Ивановны, Ефремова Александра Георгиевича, Сторчак Игоря Геннадьевича, Величкина Максима Алексеевича, Берген Марии Ивановны, Проскурнина Эрика Ивановича, Проскурниной Надежды Тихоновны, Серебряковой Людмилы Александровны, Котова Андрея Александровича, Котовой Светланы Александровны, Щербаковой Валентины Ивановны, Должниковой Юлии Алексеевны, Кучеренко Анатолия Васильевича, Кучеренко Анны Александровны, Лищенко Светланы Ивановны, Рамалдановой Зульфии Магамедовны, Молева Юрия Валерьевича, Басановой Алены Викторовны, Басанова Сергея Сергеевича, Выродова Сергея Сергеевича, Магомедовой Хадижат Азизовны, Семушина Александра Алексеевича, Липлишевского Александра Ярославовича, Крылова Андрея Ивановича, Ибрагимова Дениса Николаевича, Борович Екатерины Михайловны, Кирсик Людмилы Ефимовны, Федоровой Любови Александровны, Баруткиной Татьяны Владимировны, Юрьевой Анны Никитовны, Юрьева Василия Васильевича, Самойленко Владимирова Ивановича, Колесниковой Светланы Валерьевны, Самойленко Ивана Владимировича, Пономарева Евгения Михайловича, Пономаревой Людмилы Владимировны, Осиповой Антонины Алексеевны, Сырьяновой Елены Николаевны, Лабуз Петра Ивановича, Доля Раисы Федоровны, Прутян Татьяны Владимировны, Саливон Василия Григорьевича, Фокина Андрея Николаевича, Волохова Николая Афанасьевича, Волоховой Любови Андреевны, Снегиревой Галины Павловны, Владимировой Нины Николаевны, Васильева Евгения Петровича, Хоршевой Татьяны Викторовны, Тюменцева Сергея Сергеевича, Селиной Лидии Алексеевны, Москаленко Валентины Михайловны, Сидоренко Геннадия Павловича, Шуваловой Елены Владимировны, Алехиной Ирины Георгиевны, Бугримова Николая Константиновича, Бугримова Андрея Николаевича, Лавренко Владимира Николаевича, Лавренко Валентины Никитичны, Кашуба Евгения Владимировича, Бокарева Станислава Михайловича, Дудниковой Нины Владимировны, Безлюдного Игоря Григорьевича, Неутратовой Светланы Александровны, Серебренниковой Анастасии Сергеевны, Мисюрина Николая Михайловича, Кучеровой Зинаиды Петровны, Кучерова Николы Ивановича, Грабельникова Виктора Ивановича, Волкодав Романа Владимировича, Голдиной Екатерины Александровны, Сорокиной Ирины Олеговны, Грабельниковой Ольги Александровны, Калашникова Григория Михайловича, Калашниковой Валентины Кузьминичны, Гиря Инны Анатольевны, Фисенко Лилии Ивановны, Фисенко Семена Александровича, Бритикова Виктора Александровича, Ивановской Любови Константиновны, Луневой Лидии Ивановны, Сухомлиновой Татьяны Алексеевны, Прасоловой Светланы Алексеевны, Майбош Любови Лаврентьевны, Остапенко Екатерины Геннадьевны, Могилевской Ирины Николаевны, Стриженко Антонины Ивановны, Стриженко Анастасии Андреевны, Леонтьевой Елизаветы Михайловны, Архипенко Ирины Юрьевны, Юдиной Валентины Андреевны, Саленко Елены Владимировны, Бочкаревой Галины Васильевны, Воронина Вячеслава Ивановича, Аванесянц Эдуарда Михайловича, Кравченко Татьяны Николаевны, Бурляевой Любови Михайловны, Семенченко Евгения Анатольевича, Петренко Галины Борисовны, Шабанова Рамиза Исламовича, Ходзинской Елены Валерьевны, Самойловой Ирины Владимировны, Зинченко Светланы Николаевны, Зинченко Вадима Владимировича, Череванина Геннадия Павловича, Шибзуховой Радимы Резуановны, Ильиной Елены Анатольевны, Семисильной Марии Сергеевны, Сухаревой Анастасии Александровны, Леонова Алексея Анастасовича о признании не действующим в части постановления Правительства Ставропольского края от 24 июня 2019 г. № 276-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» и постановления Правительства Ставропольского края от 30 января 2020 г. № 38-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский»

по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 14 января 2021 г., которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., объяснения представителя Правительства Ставропольского края, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Мироновой Ю.С., представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Лысенко С.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения административного истца и представителя административных истцов по коллективному иску Легкобитова Г.Г., административного истца Величкиной В.И., заключение прокурора третьего отдела управления Главного гражданско-судебного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Правительством Ставропольского края 28 июня 2016 г. принято постановление № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» на территории Минераловодского района, Предгорного района, города-курорта Железноводска, города Лермонтова, города-курорта Пятигорска Ставропольского края, которым также утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский» (далее также – постановление № 249-п), опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 июня 2016 г.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 24 июня 2019 г. № 276-п (далее также – постановление № 276-п) в постановление № 249-п (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2018 г. № 154-п) внесены изменения в части площади и границы государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский».

Данный документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 июня 2019 г.

30 января 2020 г. Правительством Ставропольского края принято постановление № 38-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 года № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» (далее также – постановление № 38-п), которым внесены изменения в Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский»: исключено указание о том, что заказник состоит из 9 участков, площадь заказника установлена в размере - 10386, 86 гектаров.

Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 января 2020 г.

Зенина И.В. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просила признать не действующим постановление № 276-п в части, а именно:

- пункт 1.2. абзац 1 изменений: «3. Общая площадь заказника составляет 10400,18 гектара, в том числе:

- пункт 1.2. абзац 4 «площадь участка № 3 заказника – 2485,09 га»;

- пункт 1.2. абзац 4 «площадь участка № 4 заказника – 1542,97 гектара».

Участок № 3, номера характерных точек границы государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» в части: 376; 375; 374; 369; 368; 365; 363; 357; 359; 352; 343; 342; 340; 337;323; 971; 985; 774; 766; 966; 962; 958; 950.

Участок № 4, номера характерных точек границы государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» в части: 1260; 1005; 1003; 1000; 999; 996; 994.

Заявленные требования Зениной И.В. обоснованы тем, что оспариваемое постановление № 276-п противоречит положениям Федеральных законов от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которыми не предусмотрено упразднение, изменение границ, в результате которых исключаются территории, ранее входящие в состав особо охраняемых природных территорий или изъятие части особо охраняемых природных территорий регионального значения. Исключение оспариваемым постановлением территории, ранее входившей в состав особо охраняемой природной территории, затрагивает права административного истца на благоприятную окружающую среду.

Помимо указанного в Ставропольский краевой суд поступил коллективный иск о признании не действующим постановления Правительства Ставропольского края от 24 июня 2019 г. № 276-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 года № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», мотивированный тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком с превышением полномочий, противоречит вышеприведенным федеральным законам и влечет нарушение прав административных истцов на благоприятную окружающую среду.

Уточнив административные исковые требования, административные истцы по коллективному административному исковому заявлению просили признать не действующим полностью со дня принятия постановление Правительства Ставропольского края от 30 января 2020 г. № 38-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 года № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», как не соответствующее закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Определением Ставропольского краевого суда от 25 ноября 2019 г. административные дела по вышеуказанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство.

Решением Ставропольского краевого суда от 14 января 2021 г. административные исковые заявления удовлетворены.

Судом признаны не действующими со дня принятия:

- постановление Правительства Ставропольского края от 24 июня 2019 г. № 276-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 года № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» в части, а именно:

«- пункт 1.2. абзац 1 изменений: «3. Общая площадь заказника составляет 10400,18 гектара, в том числе:

- пункт 1.2. абзац 4 «площадь участка № 3 заказника – 2485,09 га»;

- пункт 1.2. абзац 4 «площадь участка № 4 заказника – 1542,97 гектара».

Участок № 3, номера характерных точек границы государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» в части: 376; 375; 374; 369; 368; 365; 363; 357; 359; 352; 343; 342; 340; 337; 323; 971; 985; 774; 766; 966; 962; 958; 950.

Участок № 4, номера характерных точек границы государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» в части: 1260; 1005; 1003; 1000; 999; 996; 994»;

- постановление Правительства Ставропольского края от 30 января 2020 г. № 38-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский».

Не согласившись с решением суда, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края подало на него апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как незаконный и необоснованный, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает на то, что оспариваемые постановления № 276-п и № 38-п соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права и законные интересы административных истцов не нарушают.

Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом и представителем административных истцов по коллективному иску Легкобитовым Г.Г., прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора третьего отдела управления Главного гражданско-судебного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования и охраны окружающей среды относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Отношения в области охраны окружающей среды урегулированы Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее также - Закон об особо охраняемых природных территориях), Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды), другими законами и нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона об особо охраняемых природных территориях законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения (статья 26.3).

Аналогичная норма содержится и в статье 6 Закона об охране окружающей среды.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 58, пунктам 1 и 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Хозяйственная и иная деятельность, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и ведущие к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещаются. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Преамбулой Закона об особо охраняемых природных территориях установлено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Целью правового регулирования является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Особо охраняемые природные территории различаются по категориям исходя из особенностей их режима, в том числе выделяются государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения, могут иметь различный профиль, в том числе могут быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях (пункты 1 и 3, подпункт «б» пункта 4 статьи 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).

В силу пунктов 1, 3 статьи 24 названного федерального закона на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

На основании пункта 2 статьи 23 Закона об особо охраняемых природных территориях создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 этого же федерального закона.

В Ставропольском крае отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого местного значения регулируются Законом Ставропольского края от 6 мая 2014 г. № 33-кз «Об особо охраняемых природных территориях» (далее также - Закон № 33-кз).

Создание особо охраняемых природных территорий краевого значения, утверждение границ таких территорий осуществляется Правительством Ставропольского края в устанавливаемом им порядке в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 4 Закона № 33-кз).

В целях реализации Закона № 33-кз постановлением Правительства Ставропольского края от 28 октября 2009 г. № 280-п утвержден Порядок принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае (далее – Порядок).

Из материалов административного дела следует, что постановлением Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. № 249-п создан государственный природный заказник краевого значения «Бештаугорский» (далее также - Заказник) на территории Минераловодского района, Предгорного района, города-курорта Железноводска, города Лермонтова, города-курорта Пятигорска Ставропольского края; утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский» (далее также - Положение).

Согласно Положению о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский» Заказник включает в себя земли лесного фонда в лесных кварталах, состоит из 6 участков, общей площадью - 10276,26 гектаров. Площадь земель сельскохозяйственного назначения на территории заказника составляет - 1982,95 гектаров, площадь земель населенных пунктов – 4772,14 гектаров, площадь земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения – 5,76 гектаров, площадь земель лесного фонда – 3515,41 гектаров.

В Положении о Заказнике установлено, что он создан без ограничения срока действия и без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников. Земельные участки, расположенные в границах заказника и не находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, ограничены в обороте (пункты 5, 6 Положения).

Основными задачами Заказника являются: 1) сохранение и восстановление степного и лесостепного природных комплексов Минераловодской наклонной равнины; 2) сохранение природных лечебных ресурсов; 3) сохранение биологического разнообразия, в том числе объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ставропольского края, и объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении, и среды их обитания; 4) сохранение и рациональной использование охотничьих ресурсов; 5) содействие в проведении научно-исследовательских работ; 6) содействие в развитии экологического туризма и экологического просвещения (пункт 10).

На территории заказника действует режим особой охраны территории Заказника (раздел 3), в пункте 11 перечислены работы и мероприятия, запрещенные на территории заказника.

Этим же Положением установлены Границы государственного природного Заказника краевого значения «Бештаугорский» с указанием координат характерных точек границы по каждому из 6 участков.

Частью 8 статьи 4 Закона № 33-кз, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, устанавливались случаи, когда особо охраняемые природные территории краевого значения могли утратить свой правовой статус, одним из которых являлась утрата природными комплексами и природными объектами особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения.

Исключение из состава особо охраняемой природной территории краевого значения части территории в связи с утратой природными комплексами и природными объектами особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения, для охраны которых была создана особо охраняемая природная территория краевого значения, является основанием для принятия Правительством Ставропольского края решения об изменении площади, границы особо охраняемой природной территории краевого значения (пункт 4.1, подпункт 3 пункта 4.3 прим.1 Порядка).

В связи с установлением указанных оснований постановлением Правительства Ставропольского края от 24 июня 2019 г. № 276-п внесены изменения в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2018 г. № 154-п) в части изменения площади и границы государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский».

В соответствии с данным постановлением из площади Заказника исключена территория общей площадью 299,24 га и включена другая территория общей площадью 423,16 га, что привело в целом к увеличению площади заказника на 123,9 га. Общая площадь заказника составила – 10400,18 гектаров, вместо 6 участков заказника сформировано 9 участков.

30 января 2020 г. Правительством Ставропольского края принято постановление № 38-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», которым внесены изменения в Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский»: исключено указание о том, что заказник состоит из 9 участков, площадь заказника установлена в размере - 10386,86 гектаров без земельного участка особо охраняемой природной территории, исключенной из Заказника постановлением № 276-п.

Таким образом, изменяя площадь и границы государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», Правительство Ставропольского края произвело изменение режима особой охраны части территории данного Заказника, в отношении которой оспариваемыми постановлениями утверждены изменения.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 6 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, положение о котором утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219.

В данном случае из материалов административного дела следует, что в нарушение норм пункта 6 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях проекты оспариваемых постановлений Правительства Ставропольского края утверждены без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, что является существенным нарушением порядка принятия указанных нормативных правовых актов.

Из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 июня 2019 г. в адрес Губернатора Ставропольского края (т. 2, л.д. 151-152) следует, что Минприроды России рассмотрело и не согласовало проект постановления Правительства Ставропольского края «О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 г. № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский», предусматривающий изменение границ, а также изъятие земельного участка площадью 203 га из состава заказника «Бештаугорский». Законодательством Российской Федерации упразднение, изменение границ, в результате которого исключаются территории, ранее входящие в состав особо охраняемой природной территории, или изъятие части особо охраняемой природной территории регионального значения не предусмотрено. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается.

Сведений о согласовании Правительством Ставропольского края с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации проекта постановления № 38-п материалы административного дела, в том числе дополнительно представленные суду апелляционной инстанции, не содержат.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с правильным по существу выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований и признания оспариваемых положений нормативных правовых актов не действующими.

Доводы апелляционной жалобы об обоснованности изменения площади и границ особо охраняемой природной территории по причине того, что территория заказника площадью 203,1 га обладает незначительным биологическим и ландшафтным разнообразием, включенные в границы заказника земли общего пользования представляют собой антропогенную территорию, не имеют в составе природных объектов, обладающих научной, культурной и эстетической ценностью, для сохранения которых и создан заказник, не соответствуют целям и задачам, возложенным на заказник, не исключают необходимость соблюдения установленного законом порядка принятия соответствующих решений об изменении режима особой охраны Заказника.

Поскольку Заказник, являясь особо охраняемой природной территорией, имеет особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное значение, то исключение оспариваемыми нормативными правовыми актами территории, ранее входившей в состав особо охраняемой природной территории, повлечет за собой снятие режима ее особой охраны, ограничений хозяйственной деятельности, создает угрозу сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, и, тем самым, вопреки доводам апелляционной жалобы, затрагивает права административных истцов на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия.

Ссылка автора апелляционной жалобы на соответствие оспариваемых постановлений вышеприведенному подпункту 3 пункта 4.3 прим. 1 Порядка подлежит отклонению как несостоятельная.

Согласно пункту 4.4 Порядка, действовавшему на момент принятия оспариваемых постановлений, признание особо охраняемой территории краевого значения утратившей правовой статус особо охраняемой природной территории краевого значения осуществляется в случаях, установленных Законом Ставропольского края «Об особо охраняемых природных территориях».

Часть 8 статьи 4 Закона № 33-кз, устанавливавшая такие случае, в том числе при наличии ситуации утраты природными комплексами и природными объектами особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения признана не действующей со дня принятия апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26 ноября 2020 г.

В данном апелляционном определении содержится вывод суда о том, что оспариваемая часть 8 статьи 4 Закона № 33-кз в системном единстве с положениями Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае не соответствует общеправовому критерию формальной определенности и устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, исключая, по сути, сферу спорных правоотношений из предмета совместного ведения субъекта Российской Федерации и Российской Федерации, позволяя субъектовым органам власти в более упрощенном порядке, нежели создание такой зоны и определение границ ее охраны, решать вопрос об утрате такого статуса. Такое правовое регулирование также противоречит положениям части 6 статьи 2 Закона № 33-ФЗ, согласно которой решение об изменении режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

С учетом изложенного судебная коллегия, исследовав представленные материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального законодательства, не находит оснований для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи 310 КАС РФ.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Ставропольского краевого суда от 14 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

    Мотивированное апелляционное определение составлено 21 июня 2021 г.

Председательствующий

Судьи

66а-664/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Поминова Ирина Яковлевна
Зенина Ирина Викторовна
Михайлова Наталья Борисовна
Берген Мария Ивановна
Кашуба Евгений Владимирович
Хилько Ирина Владимировна
Зайцева Светлана Евгеньевна
Пономарев Евгений Михайлович
Круглов Виктор Михайлович
Кашуба Татьяна Александровна
Малюшина Наталья Николаевна
Фокин Андрей Николаевич
Самойленко Иван Владимирович
Кучеренко Анатолий Васильевич
Фомина Антонина Алексеевна
Прокуратура Ставропольского края
Резванова Татьяна Александровна
Ковжого Андрей Борисович
Лукьянов Иван Васильевич
Колесников Александр Григорьевич
Кашуба Людмила Владимировна
Юрьев Василий Васильевич
Рыжик Максим Андреевич
Быковский Владимир Ильич
Безлюбный Игорь Григорьевич
Панаэтов Владимир Стнпанович
Тимофеева Т.В.
Баруткин роман Сергеевич
Юрьева Анна Никитовна
Иванова Елена Евгеньевна
Тавгириев Умар Халилович
Винникова Вера Семеновна
Грошева Людмила Александровна
Шершавов Михаил Сергеевич
Мисюрин Николай Михайлович
Паскомкина Елена Вл.
Соболева Юлия Дмитриевна
Нас Эльмира Асамбиевна
Ивахненко Ольга Михайловна
Альховцева Елена Владимировна
Кириленок Людмила Владимировна
Грагова Светлана Георгиевна
Минаева Ольга Васильевна
Безлюдная Наталья Геннадьевна
Безрукова Ева Викторовна
Парахина Антонина Юрьевна
Бондарь Н.Ф.
Дьякова Татьяна Владимировна
Труханова Елена Юрьевна
Измайлова Татьяна Тимофеевна
Лобанова Любовь Анатольевна
Колесникова Людмила Викторовна
Баруткина Татьяна Владимировна
Пустовалова Зоя Владимировна
Гайваронский Николай Алексеевич
Московченко Татьяна Владимировна
Величкин Максим Алексеевич
Ткаченко Марина Александровна
Чвалов Сергей Иванович
Блинникова Людмила Алексеевна
Разумков Константин Григорьевич
Величкина Валентина Ивановна
Кадиев Сайдселах Сайдиевич
Юсупова Валерия Львовна
Чеснокова Татьяна Николаевна
Парахина Алина Романовна
Воевода Наталья Брониславовна
Владимирова Нина Николаевна
Барисовский Владимир Александрович
Гунариди Мария Викторовна
Петросян Роза Рачиковна
Высочанская Лидия Ивановна
Лищенко Светлана Ивановна
Индарова Петимат Усмановна
Ковжого Валентина Алексеевна
Баруткин Владимир Сергеевич
Галдина Екатерина Александровна
Пономарева Людмила Владимировна
Колесникова Светлана Валерьевна
Сидоренко Геннадий Павлович
Подпорный Антон Александрович
Сырьянова Елена Николаевна
Божков Таисия Ивановна
Кучеренко Анна Александровна
Дзебисова Екатерина Борисовна
Труханов Александр Игоревич
Матвиенко Сергей Михайлович
Безлюдный Олег Григорьевич
Целых Виталий Викторович
Сарма Антонина Николаевна
Самойленко Владислав Иванович
Ответчики
Правительство Ставропольского края
Другие
АО "Кавминкурортресурсы"
Легкобитов Георгий Георгиевич
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Гылкэ Дмитрий Иванович
Дело на странице суда
3ap.sudrf.ru
09.04.2021Передача дела судье
12.05.2021Судебное заседание
03.06.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2021Передано в экспедицию
07.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее