Решение по делу № 2а-576/2019 от 05.08.2019

Дело № 2а-576/2019

УИД 33RS0010-01-2019-001076-26

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 августа 2019 года                                                                                         город Киржач

Киржачский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи                                                                   Антипенко Р.П.,

при секретаре судебного заседания                                                            Кучиновой Т.Г.,

с участием Гусевой Т.Ю., Гомзиной И.А., Красноштан М.А., Голованова А.А., Корнишова С.В., старшего помощника прокурора Киржачского района Холодовой Е.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусевой Татьяны Юрьевны к Территориальной избирательной комиссии Киржачского района Владимирской области о признании незаконным и подлежащим отмене Постановления №295 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17 Гусевой Татьяны Юрьевны», возложении обязанности принять решение о регистрации Гусевой Татьяны Юрьевны кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17,

УСТАНОВИЛ:

Гусева Т.Ю. обратилась в суд к Территориальной избирательной комиссии Киржачского района Владимирской области (далее - ТИК Киржачского района) с вышеуказанными требованиями.

В обоснование заявленных требований указала, что 24 июля 2019 года в 12 часов 24 минуты представила в ТИК Киржачского района документы для уведомления о выдвижении и регистрации её кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17. Административный ответчик 02 августа 2019 года вынес обжалуемое постановление, установив, что на момент выдвижения кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва Киржачским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - КПРФ) Гусева Т.Ю. являлась членом политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (далее - ЛДПР). Поскольку ещё до выдвижения кандидатом в депутаты Гусева Т.Ю. вступила 11 июля 2019 года в члены КПРФ, её членство в ЛДПР автоматически прекращается на основании п.4.12. Устава ЛДПР, в связи с чем обжалуемое постановление является незаконным и подлежит отмене, так как нарушает право административного истца на участие в выборах 08 сентября 2019 года в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17. В административном исковом заявлении просила решение суда обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании Гусева Т.Ю. просила суд удовлетворить заявленные требования по основаниям указанным в административном иске.

Представители административного ответчика - председатель ТИК Гомзина И.А., а также по доверенности Красноштан М.А. просили суд отказать в удовлетворении административного иска по основаниям указанным в письменных возражениях, поскольку административный истец вступила в члены КПРФ, не прекратив предварительно членство в ЛДПР. Считают обжалуемое постановление законным и обоснованным, указав, что 02 августа 2019 года в ТИК поступило заявление от кандидата в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17 ФИО5 и справка от 30 июля 2019 года, из которых следует, что Гусева Т.Ю. является членом ЛДПР, в связи с чем она не могла быть выдвинута кандидатом в депутаты от КПРФ.

Представитель заинтересованного лица координатор Владимирского РО ЛДПР Корнишов С.В. просил суд отказать в удовлетворении административного иска, пояснив о том, что Гусева Т.Ю. является членом ЛДПР и состоит на партийном учете Киржачского местного отделения с 09.07.2012 года, а решение о её выходе (исключении) из ЛДПР не принималось.

Представитель заинтересованного лица первый секретарь Киржачского местного отделения КПРФ Голованов А.А. просил суд удовлетворить заявленные требования по основаниям указанным в отзыве на административное исковое заявление. Пояснил, что в соответствии с Уставом КПРФ и на основании личного заявления, Гусева Т.Ю. была принята 11 июля 2019 года в члены КПРФ и 13 июля 2019 года её выдвинули от КПРФ кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17. Поскольку в п.4.12. Устава ЛДПР указано, что членство в партии прекращается в случае вступления её члена в другую политическую партию, какого-либо решения уполномоченного органа ЛДПР или личного заявления Гусевой Т.Ю. не требуется.

Старший помощник прокурора Киржачского района Холодова Е.Ю. в заключение полагала, что имеются основания для удовлетворения административного иска.

На основании ст.150 и ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее - КАС РФ) суд определил рассмотреть дело при установленной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).

В соответствии с ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).

Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются поименованным законом.

На основании п.6 ст.76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ в качестве основания для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, названо несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ).

В силу п.1 ст.36 Федерального закона N 95-ФЗ политические партии участвуют в политической деятельности и обладают правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти Российской Федерации.

Пунктом 3.1 статьи 36 Федерального закона N 95-ФЗ установлено, что политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

Нарушение этого требования закона, а именно наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением, кандидата, являющегося членом иной политической партии, в силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 "Федерального закона N 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Согласно пп. «б» п.231 ст. 33 Закона Владимирской области от 13.02.2003 N 10-ОЗ "Избирательный кодекс Владимирской области" основаниями отказа в регистрации кандидата являются для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 30 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.2 ст. 30 Избирательного кодекса Владимирской области выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Киржачского района от 03.06.2019 №15 полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 1 - 20 на выборах депутатов Совета народных депутатов Киржачского района седьмого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Киржачского района.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Киржачского района от 18.06.2019 №32 установлено время приема избирательных документов, представляемых кандидатами в Территориальную избирательную комиссию Киржачского района в период подготовки и проведения выборов депутатов в представительные органы местного самоуправления на территории Киржачского района в единый день голосования 8 сентября 2019 года: в рабочие дни - с понедельника по пятницу, с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00 часов; 24 июля 2019 - до 18.00. Выходные дни с 10.00 до 14.00 часов.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Киржачского района от 18.06.2019 №33 утвержден Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва, депутатов Совета народных депутатов муниципального образования Горкинское пятого созыва, депутатов Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Кипревское Киржачского района Владимирской области пятого созыва, депутатов Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области пятого созыва и дополнительных выборов депутата Совета народных депутатов города Киржача Киржачского района четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 в единый день голосования 8 сентября 2019 года.

Материалами дела подтверждается, что Гусева Т.Ю., являясь гражданкой Российской Федерации, в соответствии с п.5.12 Устава КПРФ и на основании личного заявления от 07.07.2019 года была принята в члены политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», что подтверждается протоколом Бюро Киржачского местного отделения КПРФ №15 от 11.07.2019 года об утверждении решения первичной партийной организации микрорайона Красный Октябрь от 10.07.2019 года и выданной Гусевой Т.Ю. партийным билетом КПРФ .

13.07.2019 года вторым этапом шестидесятой Конференции Киржачского местного отделения политической партии КПРФ Гусева Т.Ю. выдвинута кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17.

24.07.2019 года в 12 часов 24 минуты Гусева Т.Ю. представила в ТИК Киржачского района документы для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением Киржачским местным отделением политической партии КПРФ на выборах депутатов Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17.

02.08.2019 года в ТИК Киржачского района поступило заявление кандидата в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17 ФИО5 с приложением справки № б/н от 30.07.2019 года из которой следует, что Гусева Т.Ю. с 09.07.2012 года по настоящее время является членом политической партии ЛДПР, зарегистрирована во Владимирском региональном отделении ЛДПР, состоит на партийном учете Киржачского местного отделения.

Постановлением ТИК Киржачского района от 02.08.2019 года №295 отказано Гусевой Т.Ю. в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17, выдвинутой избирательным объединением Киржачским местным отделением политической партии КПРФ, по основанию, предусмотренному пп."б" п.24 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ, пп.«б» п.231 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, в связи с несоблюдением требований к выдвижению кандидата, предусмотренных п.3.1 ст.36 Федерального закона N 95-ФЗ, выразившееся в том, что на момент выдвижения Киржачским местным отделением политической партии КПРФ, административный истец являлся членом другой политической партии - ЛДПР (далее - Постановление №295 от 02.08.2019 года).

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно Федеральному закону N 95-ФЗ членство в политической партии является добровольным и индивидуальным (пункт 1 статьи 23). Гражданам Российской Федерации гарантируется право беспрепятственного выхода из политической партии (статья 2). Конкретные условия и порядок утраты членства в партии предусматриваются в уставе партии (подпункт "в" пункта 2 статьи 21).

Устав ЛДПР предусматривает несколько способов прекращения членства в этой партии: добровольный выход из партии (пункт 4.11.), прекращение членства в связи с наступлением, указанных в Уставе юридических фактов (пункт 4.12.); исключение из членов партии за совершение поступков, предусмотренных Уставом (пункт 4.13.).

В силу пункта 4.12. Устав ЛДПР членство в партии прекращается в случае: смерти гражданина, утраты гражданства Российской Федерации, вступление в другую политическую партию, вступление в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным.

Как уже указано выше, суд установил, что с 11.07.2019 года Гусева Т.Ю. является членом КПРФ.

Таким образом, Гусева Т.Ю. выполнила условие, предусмотренное пунктом 4.12. Устава ЛДПР для её выхода из партии связи с наступлением указанного в Уставе ЛДПР юридического факта (вступление в другую политическую партию - КПРФ).

Следовательно, в соответствии с пунктом 4.12. Устава ЛДПР и в силу пп."в" п.2 ст.21 Федерального закона N 95-ФЗ членство Гусевой Т.Ю. в политической партии ЛДПР было прекращено.

Доводы Корнишова С.В. о том, что прекращение членства Гусевой Т.Ю. в политической партии ЛДПР при вышеприведенных обстоятельствах возможно только со дня принятия решения об этом уполномоченного органа политической партии ЛДПР (Координационного Совета регионального отделения), являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм Федерального закона N 95-ФЗ и Устава ЛДПР.

Выдвижение Гусевой Т.Ю. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17 имело место 13.07.2019 года, то есть в то время, когда Гусева Т.Ю. уже перестала быть членом политической партии ЛДПР, в связи с чем Киржачским местным отделением политической партии КПРФ при выдвижении Гусевой Т.Ю. кандидатом в депутаты не было допущено нарушение требований п.3.1 ст. 36 Федерального закона N 95-ФЗ и пп.«б» п.231 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области.

Положения Устава ЛДПР и Устава КПРФ имеются в общем доступе и следовательно должны быть известны всем заинтересованным лицам, но члены избирательной комиссии ТИК Киржачского района, вопреки вышеприведенным нормам Федерального закона N 95-ФЗ, не приняли во внимание положение Устава ЛДПР и единогласно проголосовали за принятие обжалуемого Постановления №295 от 02.08.2019 года, что подтверждается выпиской из протокола заседания ТИК Киржачского района №24 от 02.08.2019 года.

Доводы Гомзиной И.А., Красноштан М.А., Корнишова С.В. о том, что Гусевой Т.Ю. следует отказать в удовлетворении заявленных требований являются несостоятельными на основании следующего.

Федеральный закон N 95-ФЗ, конкретизируя вытекающее из статей 1 (часть 1), 3 (часть 2), 13 (часть 3) и 30 (часть 1) Конституции Российской Федерации право граждан на объединение в политические партии, устанавливает, что оно включает в себя также право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий (статья 2).

Из анализа приведенных выше положений закона, а также части 1 статьи 17 и статьи 30 Конституции Российской Федерации следует, что член политической партии вправе в любое время беспрепятственно выйти из данной партии, однако такое прекращение членства в партии должно быть осуществлено в порядке, предусмотренном уставом соответствующей партии.

Таким образом, представленные Корнишовым С.В. заявление Гусевой Т.Ю. с просьбой принять в ряды ЛДПР от 14.03.2012 года и справка от 08.08.2019 года выводы суда не опровергают.

С учетом изложенного, выводы ТИК Киржачского района в оспариваемом Постановлении, о нарушении требований Федерального закона N 95-ФЗ (пункта 3.1 статьи 36) при выдвижении Гусевой Т.Ю. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Постановление №295 от 02.08.2019 года противоречит нормам пп."в" п.2 ст.21, п.3.1 ст.36 Федерального закона N 95-ФЗ, а основания для его принятия, предусмотренные подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, пп.«б» п.231 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области, отсутствовали.

Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ч.1 ст.244 КАС РФ и п.6 ст.76 Федерального закона N 67-ФЗ, для признания оспариваемого Постановления №295 от 02.08.2019 года незаконным и его отмены.

Из представленных документов и объяснений представителей ТИК Киржачского района следует, что других оснований для отказа в регистрации кандидата Гусевой Т.Ю. не было. Иных оснований для отказа в регистрации кандидата Гусевой Т.Ю. в судебном заседании не установлено. Поэтому, принимая решение, имеются основания для возложения на ТИК Киржачского района обязанности зарегистрировать Гусеву Т.Ю. в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17, выдвинутого избирательным объединением Киржачским местным отделением политической партии КПРФ. Возложение такой обязанности согласуется с разъяснениями, содержащимися в абз.6 п.40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда, в связи с чем имеются основания для взыскания с административного ответчика в пользу административного истца расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В соответствии с ч.3 ст.298 КАС РФ апелляционные жалобы, представления на решение по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Гусевой Татьяны Юрьевны к Территориальной избирательной комиссии Киржачского района Владимирской области удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление Территориальной избирательной комиссии Киржачского района Владимирской области №295 от 02.08.2019 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17 Гусевой Татьяны Юрьевны».

Обязать Территориальную избирательную комиссию Киржачского района Владимирской области принять решение о регистрации Гусевой Татьяны Юрьевны кандидатом в депутаты Совета народных депутатов Киржачского района Владимирской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №17.

Обязать Территориальную избирательную комиссию Киржачского района Владимирской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения в Киржачский районный суд Владимирской области и Гусевой Татьяне Юрьевне.

Взыскать с Территориальной избирательной комиссии Киржачского района Владимирской области в пользу Гусевой Татьяны Юрьевны возмещение судебных расходов на оплату государственной пошлины 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья                                                                      Р.П.Антипенко

Мотивированное решение составлено 12 августа 2019 года

Судья                                                                                                               Р.П.Антипенко

2а-576/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
В.В. Баранов
Гусева Татьяна Юрьевна
Ответчики
территориальная избирательная комиссия Киржачского района
Другие
Корнишов Сергей Викторович
Гомзина Ирина Александровна
Киржачское местное отделение политической партий КПРФ
Красноштан Мария Анатольевна
Владимирское региональное отделение ЛДПР
Голованов Андрей Александрович
Суд
Киржачский районный суд Владимирской области
Дело на сайте суда
kirzhachsky.wld.sudrf.ru
29.03.2020Регистрация административного искового заявления
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2020Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее