Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР” ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
в„– 88Р°-21393/2020
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
5 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР° Рі. РњРѕСЃРєРІР°
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую в суд первой инстанции 18 августа 2020 года кассационную жалобу представителя Правительства Москвы Тетериной Е.В. на решение Московского городского суда от 26 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Товарищества собственников недвижимости «Студия 8» об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 3а-6263/2019).
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Р•.Р”., выслушав объяснения представителя административного истца РўРЎРќ «Студия 8В» Булгаковой Рљ.Рђ., представителя административного ответчика Правительства РњРѕСЃРєРІС‹ Снегиревой Рђ.Р., заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Остарковой Рў.Рђ., судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованное 2 декабря 2014 года в издании «Вестник Мэра и правительства Москвы» № 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций».
Постановлениями Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786-ПП, 29 ноября 2016 года № 789-ПП, от 28 ноября 2017 года № 911-ПП, 27 ноября 2018 года № 1425-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП» перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2016 года, 1 января 2017 года, 1 января 2018 года и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Под пунктами 2586, 21277, 21797, 23413 в Перечни на 2016, 2017, 2018, 2019 годы соответственно включено здание с кадастровым номером №, площадью 6693,5 кв.м., расположенное по адресу: г. <адрес>, <адрес>.
Товарищество собственников недвижимости «Студия 8», представляя интересы собственников на основании соответствующего решения, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими пунктов 2586, 21277, 21797, 23413 Перечней на 2016, 2017, 2018, 2019 годы, мотивируя требования тем, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Решением Московского городского суда от 26 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года, признаны недействующими пункты 2586, 21277, 21797, 23413 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786-ПП, 29 ноября 2016 года № 789-ПП, от 28 ноября 2017 года № 911-ПП, 27 ноября 2018 года № 1425-ПП, с Правительства Москвы в пользу ТСН «Студия 8» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
В кассационной жалобе представителя Правительства Москвы Тетериной Е.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций,
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
Судами установлено, что основанием для включения спорного здания в Перечни на 2016, 2017, 2018, 2019 годы послужило фактическое его использование, основанное на трех актах Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы:
- от 4 августа 2015 года № 9078204, согласно которому 100% площади здания используется для размещения офисов;
- РѕС‚ 9 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° в„– 9091529/РћР¤Р, согласно которому 97, 91% площади здания используется для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания;
- 26 декабря 2017 года № 9091540, согласно которому 95,86% здания используется для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив упомянутые акты применительно к постановлению Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения», проанализировав их содержание, и с учетом того, что в нарушение пунктов 1.3, 3.4- 3.6 названного Порядка акт от 4 августа 2015 года был составлен без доступа в спорное здание, содержащийся в нём вывод об офисном характере использования сделан на основании визуального осмотра фасада здания, т.е. по формальным обстоятельствам, при этом подтверждений об обращении инспекторов за разрешением для прохода в здание ввиду действия на объекте пропускного и внутриобъектового режима не представлено; акты от 9 ноября 2017 года и 26 декабря 2017 года составлены с доступом в спорное здание, но была обследована лишь незначительная часть торговых помещений, фотографии которых приложены к акту, пришли к правильному и обоснованному выводу о невозможности признания их допустимыми доказательствами по административному делу.
В то же время, приняв во внимание представленные административным истцом документы о фактическом использовании здания в спорные периоды, свидетельствующие об использовании большей части здания (4571,8 кв.м.) в качестве апартаментов для проживания граждан, оборудованных согласно фотоснимкам кухнями, санузлами, бытовой мебелью, предметами домашнего обихода, и не предполагающие использование помещений для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, не оборудованных стационарными рабочими местами, местами для хранения документов и их обработки, приема клиентов, оргтехникой (подпункт 4 пункта 1.4 Порядка), проверив расчет площадей помещений, используемых в спорные периоды, суды нижестоящих судебных инстанций сделали правомерный вывод о том, площадь помещений, используемых в офисных целях, для осуществления торговой деятельности, не превышала 20%.
Приводимые РІ кассационной жалобе РґРѕРІРѕРґС‹ Рѕ том, что СЃСѓРґС‹ первой Рё апелляционной инстанций РЅРµ дали надлежащую оценку доказательствам, содержащимся РІ актах Госинспекции РѕС‚ 4 августа 2015 РіРѕРґР°, 9 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° Рё 26 декабря 2017 РіРѕРґР°, критически РЅРµ отнеслись Рє документам (договорам аренды) Рё расчетам, представленным административным истцом, Р° также повторяющиеся РґРѕРІРѕРґС‹ относительно расположенных РІ СЃРїРѕСЂРЅРѕРј здании помещений кондитерской студии «Сливки&Ваниль» (используемых для проведения мастер-классов РїРѕ изготовлению кулинарных Рё кондитерских изделий), студии маникюра «Всея Р СѓСЃРёВ» (оказывающей образовательные услуги РїРѕ обучению маникюру), РЅРµ являющихся торговыми объектами, РћРћРћ В«РР” «Припресс Рнтернэшнл», осуществляющего деятельность, связанного СЃ обеспечением производственной деятельности организации РїРѕ печати книжных изделий, Органик клуба «М2В», открывшегося РІ апреле 2019 РіРѕРґР°, направлены РЅР° переоценку доказательств, представленных СЃСѓРґСѓ, Рё РЅР° несогласие СЃ выводами судебных инстанций РїРѕ результатам РёС… оценки, что РІ соответствии СЃ частью 3 статьи 329 РљРђРЎ Р Р¤ РІ полномочия СЃСѓРґР° кассационной инстанции РЅРµ РІС…РѕРґРёС‚ Рё основанием для отмены обжалуемых судебных актов РІ кассационном РїРѕСЂСЏРґРєРµ являться РЅРµ может.
Указанные доводы являлись предметом тщательной проверки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается, в связи с чем они не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы.
Содержащаяся РІ жалобе ссылка РЅР° акт обследования РѕС‚ 12 февраля 2020 РіРѕРґР° в„– 9093359/РћР¤Р, как РЅР° доказательство факта использования здания РїРѕРґ цели, связанные СЃ налогообложением РѕС‚ кадастровой стоимости, также РЅРµ может быть принята РІРѕ внимание, поскольку указанный акт РЅРµ относится Рє спорным периодам.
Кассационная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя административного ответчика Правительства Москвы оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 26 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Москвы Тетериной Е.В. – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
РЎСѓРґСЊРё: Р•.Р”. РЎРјРёСЂРЅРѕРІР°
РЎ.Р’. РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.