Судья Бурова Е.В. Дело № 33-11001/2021
Докладчик Дронь Ю.И. (№2-4131/2021)
УИД 54RS0006-01-2021-002261-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Дроня Ю.И.
судей Мащенко Е.В., Рыбаковой Т.Г.
секретаря Митрофановой К.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 16 ноября 2021 года гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Кравца С.А. – Ултургашева О.А., Эйслера А.А. на решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 05 августа 2021 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Кравца С.А. к ООО «Строительный трест №43» о признании обязательств по оплате инвестиционного взноса, предусмотренного п. 4.1 договора на участие в долевом строительстве №183/101-7 от 15.05.2018, исполненными в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Дроня Ю.И., объяснения Ултургашева О.А., Эйслера А.А., Войтенко В.А., представителя ответчика Назаровой К.Л., судебная коллегия
установила:
Кравец С.А. обратился в суд с иском к АО "Строительный трест № 43", где, с учетом уточнения исковых требований (л. д. 97), просил суд признать обязательства по оплате инвестиционного взноса, предусмотренного п. 4.1 договора на участие в долевом строительстве № от 15.05.2018 г., исполненными в полном объеме.
В обоснование исковых требований указал, что 15.05.2018 г. между АО «Строительный трест № 43» и ООО «Триан» был заключен договор № на участие в долевом строительстве двухкомнатной <адрес> (строительный), расположенной в осях 1-6/Ж-М на втором этаже строящегося жилого <адрес> (по генплану) – II этап строительства многоквартирных многоэтажных домов, автостоянок, канализационной насосной станции, трансформаторной подстанции по адресу: <адрес> стр.
29.06.2018 г. между ООО «Триан» и Кравцом С.А. было заключено соглашение № 1 об уступке прав и обязанностей по договору № на участие в долевом строительстве от 15.05.2018 г.
Согласно п. 1 соглашения № 1 участник долевого строительства с согласия застройщика уступил правопреемнику участника долевого
2
строительства, а правопреемник участника долевого строительства принял права и обязанности по договору № на участие в долевом строительстве от 15.05.2018 года.
В соответствии с п. 3 соглашения № 1 уступка прав и обязанностей является возмездной.
Правопреемник участника долевого строительства уплатил участнику долевого строительства денежную сумму в размере 2 500 000 рублей, из которых 29.06.2018 г. Кравец С.А. оплатил наличными денежными средствами первоначальный взнос в размере 628 000 рублей, оставшаяся сумма 1 872 000 руб. были перечислены ООО «Триан» платежным поручением от 06.07.2018 г. №.
В соответствии с п. 10 соглашения № 1, подписывая настоящее соглашение, застройщик подтвердил, что обязательства участника долевого строительства по внесению инвестиционного взноса, предусмотренного п. 4.1 договора № на участие в долевом строительстве от 15.05.2018 исполнено в полном объеме.
06.07.2018 г. соглашения № 1 об уступке прав и обязанностей по договору № на участие в долевом строительстве от 15.05.2018 было зарегистрировано Управлением Росреестра по Новосибирской области в установленном законом порядке.
25.11.2020 г. Кравец С.А. обратился в ООО «Строительный трест № 43» с просьбой подписать соглашение № 2 об уступке прав и обязанностей, однако получил ответ, из которого следует, что оплата в установленный договором срок участником долевого строительства произведена не была.
Таким образом, обязательства участника долевого строительства по договору не исполнены.
30.11.2020 г. между Кравцом С.А. и Эйслер А.А., Войтенко В.А. было заключено соглашение № 2 об уступке прав и обязанностей по договору № на участие в долевом строительстве от 15.05.2018 года.
11.01.2021 г. Кравец С.А. совместно с Эйслер А.А., Войтенко В.А. обратились в МФЦ «Зыряновский» для государственной регистрации соглашения № об уступке прав и обязанностей по договору № на участие в долевом строительстве от 15.05.2018 года, однако 22.01.2021 г.
Управление Росреестра по Новосибирской области приостановило государственную регистрацию, в связи с тем, что не приложен документ, подтверждающий уплату инвестиционного взноса.
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением не согласились представитель Кравца С.А. – Ултургашев О.А., Эйслер А.А.
В апелляционной жалобе представитель Кравца С.А. – Ултургашев О.А. просил решение суда отменить, принять новое, которым требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указал, что подписывая соглашение №1 АО «Строительный трест №43» подтвердил факт оплаты
3
инвестиционного взноса.
Ссылаясь на ст. 10 ГК РФ, полагает, что АО «Строительный трест №43» злоупотребляли своими правами, подписав, указанное соглашение Матвеев А.В. взял на себя риск всех неблагоприятных последствий.
В апелляционной жалобе Эйслер А.А. просил решение суда отменить, принять новое, которым требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указал, что является третьим лицом по делу, полагает, что судом не надлежащим образом проведена подготовка по делу.
Кроме того, приводит доводы о злоупотреблении правом АО «Строительный трест №43», аналогичные доводам представителя Кравца С.А. – Ултургашева О.А.
Проверив материалы дела, на основании ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п.2).
Судом первой инстанции установлено, что 15.05.2018г. между АО «Строительный трест № 43» (застройщик) и ООО «Триан» (участник долевого строительства) был заключен договор участия в долевом строительстве № 183/101-7 о приобретении двухкомнатной <адрес> строящемся жилом <адрес> (по генплану) - II этап строительства многоквартирных многоэтажных домов, автостоянок, канализационной насосной станции, трансформаторной подстанции по адресу: <адрес> стр. (л. д. 11 -15).
Подпунктом 3.2.2 договора предусмотрено, что участник долевого строительства вправе уступить права требования по договору третьим лицам, только после уплаты им цены договора или одновременно с переводом долга на нового участника долевого строительства, при условии получения письменного согласия застройщика.
Цена договора сторонами была определена в п. 4.1. договора в сумме 2 958 300 рублей.
Согласно п. п. 4.2 договора внесение цены договора производится участником долевого строительства в течение 30 дней после государственной регистрации договора в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Участник долевого строительства уплачивает цену договора путем перечисления денежных средств на расчетный счет застройщика, указанный в разделе 10 настоящего договора, путем внесения наличными денежные средства в кассу застройщика или иным не запрещенным законодательством РФ способом.
4
29.06.2018 г. между ООО «Триан» (участник долевого строительства) и Кравцом С.А. (правопреемник участника долевого строительства) было
заключено соглашение № 1 об уступке прав и обязанностей по договору № на участие в долевом строительстве от 15.05.2018 г.
Согласно договору цессии ООО «Триан», с согласия застройщика АО «Строительный трест № 43», уступило Кравцу С.А. право требования к АО «Строительный трест № 43» получения в собственность после ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома двухкомнатной <адрес> (строительный), расположенной в осях 1-6/Ж-М на втором этаже строящегося жилого <адрес> (по генплану) - II этап строительства многоквартирных многоэтажных домов, автостоянок, канализационной насосной станции, трансформаторной подстанции по адресу: <адрес> стр. (л. д. 16 - 17).
Подпунктом 10 договора цессии предусмотрено, что подписывая настоящее соглашение, застройщик подтверждает, что обязательство участника долевого строительства по внесению инвестиционного взноса, предусмотренного п. 4.1. договора № об участии в долевом строительстве от 15.05.2018 г., исполнено в полном объеме.
Цессионарием произведена оплата по договору цессии ООО «Триан» в сумме 2 500 000 рублей (л. д. 18 -19).
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в данном кодексе.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1 ст. 384 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые
5
законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В силу ч. 4 ст. 5 Закона об участии в долевом строительстве в случае, если в соответствии с договором уплата цены договора должна производиться участником долевого строительства путем единовременного внесения платежа, просрочка внесения платежа в течение более чем два месяца является основанием для одностороннего отказа застройщика от исполнения договора в порядке, предусмотренном ст. 9 данного Закона.
Как установлено судом апелляционной инстанции застройщиком факт оплаты инвестиционного взноса участником долевого строительства, в договоре цессии был подтвержден, о чем свидетельствует подпись директора АО «Стройтрест №43» Матвеева А.В. и печать предприятия (л. д. 17).
Наличие в договоре об участии в долевом строительстве условия о возможности заключения договора цессии лишь после оплаты инвестиционного взноса участником долевого строительства не позднее 1 июля 2018г., свидетельствует о невозможности заключения договора цессии при отсутствии оплаты участником долевого строительства цены объекта долевого строительства.
Указанные выше нормы Закона об участии в долевом строительстве устанавливают сроки внесения платежей и неблагоприятные последствия для участника долевого строительства, в случае нарушений условий договора, в части внесения платежей.
Вместе с тем, до настоящего времени застройщик от исполнения договора с цессионарием, к которому перешли права цедента не отказался, требований об оплате цены договора не заявлял.
В установленном законом порядке договор цессии от 26.06.2018 года, где содержится указание на оплату инвестиционного взноса, не оспорен.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что со стороны ООО «Триан» и АО «Строительный трест №43» имеет место злоупотребление правом, что является основанием для отказа в защите прав АО «Строительный трест№43».
В связи с чем, акт сверки между ООО «Триан» и АО «Строительный трест №43» (л. д. 46), справка (л. д. 47), показания ИДИ об отсутствии оплаты ООО «Триан» инвестиционного взноса не могут быть приняты во внимание.
6
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что от цедента к цессионарию перешло право требования в собственность, после ввода в эксплуатацию многоквартирного жилого дома двухкомнатной <адрес> (строительный), расположенной в осях 1-6/Ж-М на втором этаже строящегося
жилого <адрес> (по генплану) - II этап строительства многоквартирных многоэтажных домов, автостоянок, канализационной насосной станции, трансформаторной подстанции по адресу: <адрес> стр. (л. д. 16 - 17), с исполненным обязательством по оплате инвестиционного взноса.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законным признать нельзя, в связи с чем, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 05 августа 2021 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Признать обязательство по оплате инвестиционного взноса, предусмотренного п. 4.1 договора на участие в долевом строительстве № от 15.05.2018 г., исполненными в полном объеме.
Апелляционную жалобу представителя Кравца С.А. – Ултургашева О.А. и апелляционную жалобу Эйслера А.А. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи