Решение по делу № 2а-738/2020 от 18.08.2020

Дело № 2а-738/2020

21RS0001-01-2020-000967-79

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Назаровой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Зольниковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике к Абрамову <данные изъяты> о взыскании задолженности по транспортному налогу,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Чувашской Республике обратилась в Алатырский районный суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением к Абрамову М.А., мотивировав свои требования тем, что в целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 12 мая 2005 года № ШС-З-10/201 утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом» (далее - «РСБ»). Налоговые органы обязаны вести карточки «РСБ» по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемые налоговыми органами.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике (далее - Инспекция) в адрес Абрамова <данные изъяты> направлено требование от 26 октября 2015 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа по сроку уплаты 25 января 2016 года. Требование не исполнено.

По сведениям, имеющимся у Инспекции, по состоянию на 11 августа 2020 года в КРСБ за Абрамовым <данные изъяты> имеется задолженность по транспортному налогу в размере 638 рублей.

Меры принудительного взыскания, предусмотренные статьёй 48 Налогового кодекса РФ Инспекцией не применялись.

Со ссылкой на пункт 1 статьи 45, пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ просили восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по налогам и пени и взыскать с Абрамова М.А. задолженность по транспортному налогу в размере 638 рублей.

Административный истец – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике, в судебное заседание своего представителя не направили. За подписью исполняющего обязанности начальника Инспекции Куделькиной Е.Н. поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя Инспекции.

Административный ответчик Абрамов М.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о чем свидетельствует конверт с судебной повесткой, возвращенный в суд с отметкой почтового отделения связи «Истек срок хранения».

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив письменные материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В силу частей 1, 3 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 1-3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган поместу жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения требования.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что общий срок, установленный для обращения с административным исковым заявлением о взыскании налога, пеней и штрафа в суд, исчисляется исходя из трех составляющих: срок для предъявления требования, срок для добровольного исполнения требования и срок для предъявления административного искового заявления о взыскании в суд.

В судебном заседании установлено, что административном истцом - Межрайонной ИФНС России № 1 по Чувашской Республике, Абрамову М.А. было сформировано и направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 26 октября 2015 года об уплате транспортного налога в размере 638 рублей и пени по транспортному налогу в размере 04 рубля 45 копеек, в срок до 25 января 2016 года.

На основании пункта 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Административным истцом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу данного административного искового заявления, без указания причин уважительности пропуска срока обращения в суд с иском.

Исходя из вышеизложенного, суд признает причины пропуска срока обращения в суд с данным иском неуважительными и отказывает Межрайонной ИФНС России № 1 по Чувашской Республике в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления к Абрамову М.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу.

Следовательно, административный истец утратил возможность обратиться в суд с административном иском о взыскании с Абрамова М.А. суммы задолженности по транспортному налогу, в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Из пункта 5 части 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ следует, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно пункту 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года), по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

В пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию. Одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пункт 4 части 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ).

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержден приказом Федеральной налоговой службы от 19 августа 2010 года № ЯК-7-8/393@ (зарегистрирован в Минюсте России 23 сентября 2010 года № 18528).

Из пункта 2.4 Порядка следует, что он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, приведен в приложении № 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 19 августа 2010 года № ЯК-7-8/393@.

Согласно взаимосвязанному толкованию вышеуказанных норм права, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Из материалов дела следует, что Абрамов М.А. имеет по состоянию на 11 августа 2020 года задолженности по уплате транспортного налога в размере 638 рублей.

Учитывая вышеизложенное, суд признает сумму задолженности по уплате транспортного налога в размере 638 рублей, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании с Абрамова М.А. транспортного налога в размере 638 рублей, следует отказать.

В соответствии со статьёй 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы относятся на счет федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике к Абрамову <данные изъяты> о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 638 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в апелляционном порядке, в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение составляется в течения десяти дней.

Председательствующий: судья Н.М. Назарова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-738/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС № 1 по Чувашской Республике
Ответчики
Абрамов Максим Анатольевич
Суд
Алатырский районный суд Чувашии
Судья
Назарова Н.М.
Дело на странице суда
alatirsky.chv.sudrf.ru
18.08.2020Регистрация административного искового заявления
19.08.2020Передача материалов судье
21.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2020Судебное заседание
18.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее