Административное дело № 2а-992/2021
РЈРР” 09RS0001-01-2020-006314-52
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
город Черкесск КЧР21 января 2021 года
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Яичниковой А.В.,
при секретаре судебного заседания Магияевой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело №2а-992/2021 по административному исковому заявлению Кипкеева Даулета Мухамматовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Карачаево-Черкесской Республике о признании безденежной к взысканию задолженности,
установил:
Кипкеев Р”.Рњ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–3 РїРѕ РљР§Р Рѕ признании безденежной Рє взысканию задолженности. Р’ обоснование РёСЃРєР° указано, что истец обратился РІ Межрайонную инспекцию ФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–3 РїРѕ РљР§Р Р·Р° получением справки Рѕ состоянии расчетов СЃ бюджетом. Р’ ответ РЅР° запрос инспекцией предоставлена справка Рѕ состоянии расчетов РїРѕ налогам, сборам, страховым взносам, пеням Рё штрафам РїРѕ состоянию РЅР° 16.11.2020Рі. в„– 4739075. Р’ Справке в„– 4739075 отражены сведения Рѕ следующей СЃСѓРјРјРµ задолженности: транспортный налог СЃ физических лиц РІ размере 26220,91 СЂСѓР±.: налог – 20011,00 СЂСѓР±., пени – 6209,91 СЂСѓР±. РЎ 02.09.2010 перечень оснований для признания недоимки Рё задолженности РїРѕ пеням Рё штрафам безнадежными Рє взысканию Рё подлежащими списанию был дополнен новым основанием. Таким основанием является принятие СЃСѓРґРѕРј решения РѕР± утрате налоговым органом возможности взыскания недоимки РїРѕ налогу РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением установленного СЃСЂРѕРєР° для ее взыскания. Пропущенный РїРѕ уважительной причине СЃСЂРѕРє подачи заявления Рѕ взыскании может быть восстановлен СЃСѓРґРѕРј. РЎ учетом давности образования спорных СЃСѓРјРј страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ, пеней Рє РЅРёРј Р·Р° нарушение законодательства Рѕ налогах Рё сборах, установленные статьями 45, 48, 70, 113 РќРљ Р Р¤ СЃСЂРѕРєРё принудительного взыскания РЅР° дату составления Рнспекцией справки РѕС‚ 16.11.2020Рі. в„– 4739075 Рѕ состоянии расчетов СЃ бюджетом истекли. Учитывая утрату налоговой инспекцией права РЅР° принудительное взыскание образовавшейся задолженности РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности действия инспекции, выразившиеся РІ выдаче справки Рѕ состоянии расчетов РїРѕ налогам, сборам, пени Рё штрафам РїРѕ состоянию РЅР° 01.09.2020Рі. в„– 4348937 без указания сведений РѕР± утрате возможности принудительного взыскания задолженности РїРѕ страховым взносам являются незаконными. РќР° момент представления заявителю справки Рѕ состоянии расчетов РїРѕ налогам, сборам, страховым взносам РїРѕ состоянию РЅР° 16.11.2020 Рі. в„– 4739075 налоговая инспекция утратила возможность взыскать СЃ истца СЃРїРѕСЂРЅСѓСЋ задолженность. Указанная задолженность РїРѕ страховым взносам образовалась РґРѕ 2017РіРі., однако налоговый орган РІ принудительном РїРѕСЂСЏРґРєРµ ее РЅРµ взыскал, тем самым пропущен СЃСЂРѕРє для взыскания задолженности, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением установленного СЃСЂРѕРєР° РёС… взыскания. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ:
- признать безнадежной к взысканию в связи с утратой Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево-Черкесской Республике возможности принудительного взыскания в связи с истечением предусмотренных статьями 45, 46, 47, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроков задолженность Кипкеева Даулета Мухамматовича, указанной в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 16.11.2020г. № 4739075 и обязанность по уплате данной задолженности прекращенной в следующей части:
- Транспортный налог с физических лиц в размере 20011,00 руб. и соответствующей суммы пеней.
Общая сумма задолженности составляет 26220,91 руб.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Рзучив представленные материалы, СЃСѓРґ пришел Рє следующему выводу.
В соответствии со статьей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3).
В соответствии с положениями статей 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, регулирует, в том числе отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. При этом согласно пункту 3 статьи 9 НК РФ налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
В соответствии со статьей 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ).
По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
В пункте 1 статьи 59 НК РФ приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию. Одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса).
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп.5 пункта 3 статьи 44 и пп.4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· толкования РїРї.4 Рї.1 СЃС‚.59 РќРљ Р Р¤, инициировать судебное разбирательство вправе РЅРµ только налоговый орган, РЅРѕ Рё налогоплательщик, РІ том числе путем подачи РІ СЃСѓРґ заявления Рѕ признании СЃСѓРјРј, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными РєРѕ взысканию Рё обязанности РїРѕ РёС… уплате прекращенной.
Право налогоплательщика признать недоимку безнадежной к взысканию, также разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от 26 мая 2016 года N 1150-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова С.Т. на нарушение его конституционных прав подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ".
Таким образом, у налогоплательщика отсутствует обязанность обращаться в обязательном досудебном порядке в налоговую инспекцию с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Налогоплательщик вправе реализовать предоставленные ему Налоговым кодексом Российской Федерации права путем обращения с соответствующим административным исковым заявлением в суд. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статей 14 и 62, части 11 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административных дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9 и в ч.10 ст.226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела необходимо проверить: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд; предпринимались ли административным ответчиком меры по взысканию недоимки, задолженности по пенями штрафам, взысканы ли указанные суммы фактически в судебном порядке, утрачена ли возможность их взыскания в связи с истечением установленных налоговым законодательством сроков на ее принудительное взыскание.
Согласно части 7 статьи 219 КАС РФ пропущенный по указанной в ч.6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом.
В судебном заседании установлено, что Кипкеев Д.М. обратился с административным исковым заявлением в Черкесский городской суд КЧРк Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ №3 по КЧРо признании утратившим право взыскания транспортного налога с физических лиц в размере 20011,00 руб. и соответствующей суммы пеней. Общая сумма задолженности составляет 26220,91 руб.
Наличие указанных сумм достоверно подтверждается Справкой № 4739075 о состоянии расчетов по налогам и сборам, пеням, страховым взносам, штрафам и процентам по состоянию на 16.11.2020г.
Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, указанных в ст.59 НК РФ.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного взыскания задолженности.
Между тем, в силу требований пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
РР· материалов дела РІРёРґРЅРѕ, СЃСѓРґРѕРј установлено Рё РЅРµ оспаривается сторонами, что Кипкеев Р”.Рњ. является плательщиком налогов.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Как указывается в статье 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налогов административному истцу не направлялись, заявление о взыскании с неё сумм налога в суд общей юрисдикции Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по КЧРне подавались.
Р’ соответствии СЃ пунктом 4 статьи 69 РќРљ Р Р¤ требование РѕР± уплате налога должно содержать сведения Рѕ СЃСѓРјРјРµ задолженности РїРѕ налогу, размере пеней, начисленных РЅР° момент направления требования, СЃСЂРѕРєРµ исполнения требования, Р° также мерах РїРѕ взысканию налога Рё обеспечению исполнения обязанности РїРѕ уплате налога, которые применяются РІ случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование РѕР± уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения Рѕ СЃСЂРѕРєРµ уплаты налога, установленном законодательством Рѕ налогах Рё сборах. Требование РѕР± уплате налога должно быть исполнено РІ течение РІРѕСЃСЊРјРё дней СЃ даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога РЅРµ указан РІ этом требовании. Рсполнение обязанности РїРѕ уплате налогов согласно СЃС‚.72 РќРљ Р Р¤ обеспечивается начислением пени, которой РІ соответствии СЃ Рї.1 СЃС‚.75 Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная СЃСѓРјРјР°, которую налогоплательщик должен выплатить РІ случае уплаты причитающихся СЃСѓРјРј налогов или СЃР±РѕСЂРѕРІ, РІ том числе налогов, уплачиваемых РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ перемещением товаров через таможенную границу Таможенного СЃРѕСЋР·Р°, РІ более РїРѕР·РґРЅРёРµ РїРѕ сравнению СЃ установленными законодательством Рѕ налогах Рё сборах СЃСЂРѕРєРё.
На основании пункта 3 статьи 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как было указано выше, в соответствии с пп.4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе, в случае, принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пенями штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
РџРѕСЂСЏРґРѕРє списания недоимки Рё задолженности РїРѕ пеням, штрафам Рё процентам, признанным безнадежными Рє взысканию, утвержден Приказом Федеральной налоговой службы РѕС‚ 19.08.2010 N РЇРљ-7-8/393. РР· пункта 2.4 указанного РџРѕСЂСЏРґРєР° следует, что данный документ применяется, РІ частности, РІ отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ наличием обстоятельств, предусмотренных РїРї.4 Рї.1 СЃС‚.59 РќРљ Р Р¤.
Вместе с тем, следует учитывать, что исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов такой способ защиты прав налогоплательщика связан исключительно с утратой налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания, установленного нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ, действующей в период спорных правоотношений, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 2 октября 2007г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
В данном случае судом учитывается то обстоятельство, что в ходе судебного разбирательства ни одного налогового требования представителем административного ответчика суду не предоставлено.
Как установлено судом, требования административным истцом не исполнены, налоги за указанный период не уплачены, а административный ответчик мер ко взысканию в судебном порядке недоимки не предпринял, установленный законом шестимесячный срок для обращения в суд им пропущен. Несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 1 - 2 статьи 70, статьей 48 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом. Судом установлено, что задолженность административного истца является безнадежной к взысканию, поскольку налоговым органом утрачена возможность ее взыскания в связи с истечением установленных налоговым законодательством сроков на ее принудительное взыскание. При определении размера признанных безнадежными к взысканию сумм, суд исходит из сведений, представленных ответчиком о имеющейся у Кипкеева Д.М. задолженности перед налоговым органом, которая представителем ответчика не оспорена, не представлен расчет, подтверждающий то обстоятельство, что задолженность имеется в ином размере.
Руководствуясь статьями 177-180 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Кипкеева Даулета Мухамматовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Карачаево-Черкесской Республике о признании безденежной к взысканию задолженности – удовлетворить.
Признать безнадежной к взысканию в связи с утратой Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево-Черкесской Республике возможности принудительного взыскания в связи с истечением предусмотренных статьями 45, 46, 47, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроков задолженность Кипкеева Даулета Мухамматовича, указанной в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 16.11.2020г. № 473907 и обязанность по уплате данной задолженности прекращенной в следующей части:
- Транспортный налог с физических лиц в размере 20011.00 руб. и соответствующей суммы пеней.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд.
Судья Черкесского городского суда КЧРА.В. Яичникова
Административное дело № 2а-992/2021
РЈРР” 09RS0001-01-2020-006314-52
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
город Черкесск КЧР21 января 2021 года
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Яичниковой А.В.,
при секретаре судебного заседания Магияевой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело №2а-992/2021 по административному исковому заявлению Кипкеева Даулета Мухамматовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Карачаево-Черкесской Республике о признании безденежной к взысканию задолженности,
установил:
Кипкеев Р”.Рњ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–3 РїРѕ РљР§Р Рѕ признании безденежной Рє взысканию задолженности. Р’ обоснование РёСЃРєР° указано, что истец обратился РІ Межрайонную инспекцию ФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–3 РїРѕ РљР§Р Р·Р° получением справки Рѕ состоянии расчетов СЃ бюджетом. Р’ ответ РЅР° запрос инспекцией предоставлена справка Рѕ состоянии расчетов РїРѕ налогам, сборам, страховым взносам, пеням Рё штрафам РїРѕ состоянию РЅР° 16.11.2020Рі. в„– 4739075. Р’ Справке в„– 4739075 отражены сведения Рѕ следующей СЃСѓРјРјРµ задолженности: транспортный налог СЃ физических лиц РІ размере 26220,91 СЂСѓР±.: налог – 20011,00 СЂСѓР±., пени – 6209,91 СЂСѓР±. РЎ 02.09.2010 перечень оснований для признания недоимки Рё задолженности РїРѕ пеням Рё штрафам безнадежными Рє взысканию Рё подлежащими списанию был дополнен новым основанием. Таким основанием является принятие СЃСѓРґРѕРј решения РѕР± утрате налоговым органом возможности взыскания недоимки РїРѕ налогу РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением установленного СЃСЂРѕРєР° для ее взыскания. Пропущенный РїРѕ уважительной причине СЃСЂРѕРє подачи заявления Рѕ взыскании может быть восстановлен СЃСѓРґРѕРј. РЎ учетом давности образования спорных СЃСѓРјРј страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ, пеней Рє РЅРёРј Р·Р° нарушение законодательства Рѕ налогах Рё сборах, установленные статьями 45, 48, 70, 113 РќРљ Р Р¤ СЃСЂРѕРєРё принудительного взыскания РЅР° дату составления Рнспекцией справки РѕС‚ 16.11.2020Рі. в„– 4739075 Рѕ состоянии расчетов СЃ бюджетом истекли. Учитывая утрату налоговой инспекцией права РЅР° принудительное взыскание образовавшейся задолженности РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности действия инспекции, выразившиеся РІ выдаче справки Рѕ состоянии расчетов РїРѕ налогам, сборам, пени Рё штрафам РїРѕ состоянию РЅР° 01.09.2020Рі. в„– 4348937 без указания сведений РѕР± утрате возможности принудительного взыскания задолженности РїРѕ страховым взносам являются незаконными. РќР° момент представления заявителю справки Рѕ состоянии расчетов РїРѕ налогам, сборам, страховым взносам РїРѕ состоянию РЅР° 16.11.2020 Рі. в„– 4739075 налоговая инспекция утратила возможность взыскать СЃ истца СЃРїРѕСЂРЅСѓСЋ задолженность. Указанная задолженность РїРѕ страховым взносам образовалась РґРѕ 2017РіРі., однако налоговый орган РІ принудительном РїРѕСЂСЏРґРєРµ ее РЅРµ взыскал, тем самым пропущен СЃСЂРѕРє для взыскания задолженности, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением установленного СЃСЂРѕРєР° РёС… взыскания. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ:
- признать безнадежной к взысканию в связи с утратой Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево-Черкесской Республике возможности принудительного взыскания в связи с истечением предусмотренных статьями 45, 46, 47, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроков задолженность Кипкеева Даулета Мухамматовича, указанной в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 16.11.2020г. № 4739075 и обязанность по уплате данной задолженности прекращенной в следующей части:
- Транспортный налог с физических лиц в размере 20011,00 руб. и соответствующей суммы пеней.
Общая сумма задолженности составляет 26220,91 руб.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Рзучив представленные материалы, СЃСѓРґ пришел Рє следующему выводу.
В соответствии со статьей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3).
В соответствии с положениями статей 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, регулирует, в том числе отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. При этом согласно пункту 3 статьи 9 НК РФ налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
В соответствии со статьей 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 статьи 44 НК РФ).
По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
В пункте 1 статьи 59 НК РФ приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию. Одним из таких оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса).
Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп.5 пункта 3 статьи 44 и пп.4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· толкования РїРї.4 Рї.1 СЃС‚.59 РќРљ Р Р¤, инициировать судебное разбирательство вправе РЅРµ только налоговый орган, РЅРѕ Рё налогоплательщик, РІ том числе путем подачи РІ СЃСѓРґ заявления Рѕ признании СЃСѓРјРј, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными РєРѕ взысканию Рё обязанности РїРѕ РёС… уплате прекращенной.
Право налогоплательщика признать недоимку безнадежной к взысканию, также разъяснено в определении Конституционного Суда РФ от 26 мая 2016 года N 1150-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова С.Т. на нарушение его конституционных прав подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ".
Таким образом, у налогоплательщика отсутствует обязанность обращаться в обязательном досудебном порядке в налоговую инспекцию с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Налогоплательщик вправе реализовать предоставленные ему Налоговым кодексом Российской Федерации права путем обращения с соответствующим административным исковым заявлением в суд. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статей 14 и 62, части 11 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административных дел об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность по доказыванию обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 ч.9 и в ч.10 ст.226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела необходимо проверить: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд; предпринимались ли административным ответчиком меры по взысканию недоимки, задолженности по пенями штрафам, взысканы ли указанные суммы фактически в судебном порядке, утрачена ли возможность их взыскания в связи с истечением установленных налоговым законодательством сроков на ее принудительное взыскание.
Согласно части 7 статьи 219 КАС РФ пропущенный по указанной в ч.6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом.
В судебном заседании установлено, что Кипкеев Д.М. обратился с административным исковым заявлением в Черкесский городской суд КЧРк Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ №3 по КЧРо признании утратившим право взыскания транспортного налога с физических лиц в размере 20011,00 руб. и соответствующей суммы пеней. Общая сумма задолженности составляет 26220,91 руб.
Наличие указанных сумм достоверно подтверждается Справкой № 4739075 о состоянии расчетов по налогам и сборам, пеням, страховым взносам, штрафам и процентам по состоянию на 16.11.2020г.
Безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, указанных в ст.59 НК РФ.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного взыскания задолженности.
Между тем, в силу требований пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
РР· материалов дела РІРёРґРЅРѕ, СЃСѓРґРѕРј установлено Рё РЅРµ оспаривается сторонами, что Кипкеев Р”.Рњ. является плательщиком налогов.
В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Как указывается в статье 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налогов административному истцу не направлялись, заявление о взыскании с неё сумм налога в суд общей юрисдикции Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по КЧРне подавались.
Р’ соответствии СЃ пунктом 4 статьи 69 РќРљ Р Р¤ требование РѕР± уплате налога должно содержать сведения Рѕ СЃСѓРјРјРµ задолженности РїРѕ налогу, размере пеней, начисленных РЅР° момент направления требования, СЃСЂРѕРєРµ исполнения требования, Р° также мерах РїРѕ взысканию налога Рё обеспечению исполнения обязанности РїРѕ уплате налога, которые применяются РІ случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование РѕР± уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения Рѕ СЃСЂРѕРєРµ уплаты налога, установленном законодательством Рѕ налогах Рё сборах. Требование РѕР± уплате налога должно быть исполнено РІ течение РІРѕСЃСЊРјРё дней СЃ даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога РЅРµ указан РІ этом требовании. Рсполнение обязанности РїРѕ уплате налогов согласно СЃС‚.72 РќРљ Р Р¤ обеспечивается начислением пени, которой РІ соответствии СЃ Рї.1 СЃС‚.75 Кодекса признается установленная настоящей статьей денежная СЃСѓРјРјР°, которую налогоплательщик должен выплатить РІ случае уплаты причитающихся СЃСѓРјРј налогов или СЃР±РѕСЂРѕРІ, РІ том числе налогов, уплачиваемых РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ перемещением товаров через таможенную границу Таможенного СЃРѕСЋР·Р°, РІ более РїРѕР·РґРЅРёРµ РїРѕ сравнению СЃ установленными законодательством Рѕ налогах Рё сборах СЃСЂРѕРєРё.
На основании пункта 3 статьи 75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как было указано выше, в соответствии с пп.4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе, в случае, принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пенями штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
РџРѕСЂСЏРґРѕРє списания недоимки Рё задолженности РїРѕ пеням, штрафам Рё процентам, признанным безнадежными Рє взысканию, утвержден Приказом Федеральной налоговой службы РѕС‚ 19.08.2010 N РЇРљ-7-8/393. РР· пункта 2.4 указанного РџРѕСЂСЏРґРєР° следует, что данный документ применяется, РІ частности, РІ отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ наличием обстоятельств, предусмотренных РїРї.4 Рї.1 СЃС‚.59 РќРљ Р Р¤.
Вместе с тем, следует учитывать, что исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов такой способ защиты прав налогоплательщика связан исключительно с утратой налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания, установленного нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ, действующей в период спорных правоотношений, заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 2 октября 2007г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
В данном случае судом учитывается то обстоятельство, что в ходе судебного разбирательства ни одного налогового требования представителем административного ответчика суду не предоставлено.
Как установлено судом, требования административным истцом не исполнены, налоги за указанный период не уплачены, а административный ответчик мер ко взысканию в судебном порядке недоимки не предпринял, установленный законом шестимесячный срок для обращения в суд им пропущен. Несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 1 - 2 статьи 70, статьей 48 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом. Судом установлено, что задолженность административного истца является безнадежной к взысканию, поскольку налоговым органом утрачена возможность ее взыскания в связи с истечением установленных налоговым законодательством сроков на ее принудительное взыскание. При определении размера признанных безнадежными к взысканию сумм, суд исходит из сведений, представленных ответчиком о имеющейся у Кипкеева Д.М. задолженности перед налоговым органом, которая представителем ответчика не оспорена, не представлен расчет, подтверждающий то обстоятельство, что задолженность имеется в ином размере.
Руководствуясь статьями 177-180 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Кипкеева Даулета Мухамматовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Карачаево-Черкесской Республике о признании безденежной к взысканию задолженности – удовлетворить.
Признать безнадежной к взысканию в связи с утратой Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево-Черкесской Республике возможности принудительного взыскания в связи с истечением предусмотренных статьями 45, 46, 47, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроков задолженность Кипкеева Даулета Мухамматовича, указанной в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 16.11.2020г. № 473907 и обязанность по уплате данной задолженности прекращенной в следующей части:
- Транспортный налог с физических лиц в размере 20011.00 руб. и соответствующей суммы пеней.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд.
Судья Черкесского городского суда КЧРА.В. Яичникова