Решение по делу № 3а-59/2019 от 14.08.2019

Дело № 3а-59/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Йошкар-Ола                            16 августа 2019 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Петровой О.А.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием прокурора Полозовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пертюкова П.А. об оспаривании постановления окружной избирательной комиссии Суворовского одномандатного избирательного округа № 8 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва от 31 июля 2019 года № 13/25 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Суворовскому одномандатному избирательному округу № 8 Пертюкова П.А.»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 6 июня 2019 года № 677-П на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва.

Постановлением окружной избирательной комиссии Суворовского одномандатного избирательного округа № 8 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва (далее – окружная избирательная комиссия) от 31 июля 2019 года № 13/25 Пертюкову П.А., выдвинутому Региональным отделением в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» (решением общего собрания от 11 июня 2019 года), отказано в регистрации кандидатом в депутаты на основании подпункта «ж» пункта 11 статьи 42 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года № 72-З «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл» (далее – Закон Республики Марий Эл № 72-З) в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

9 августа 2019 года через организацию почтовой связи Пертюковым П.А. в Верховный Суд Республики Марий Эл подано административное исковое заявление об оспаривании постановления окружной избирательной комиссии Суворовской одномандатного избирательного округа № 8 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва от 31 июля 2019 года № 13/25 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Суворовскому одномандатному избирательному округу № 8 Пертюкова П.А.», которое поступило в Верховный Суд Республики Марий Эл 14 августа 2019 года.

В обоснование административного иска указано, что окружная избирательная комиссия необоснованно признала недействительными 19 подписей избирателей, поскольку они не содержат признаков недействительности. Имеющиеся помарки не препятствуют однозначному толкованию сведений, выводы о недействительности подписей сделаны без заключения эксперта-почерковеда, сведения об избирателях соответствуют данным их паспортов, подписные листы 3, 67 удостоверены им 19 июля 2019 года. Избирательная комиссия должна была направить запрос о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, в отдел по вопросам миграции УМВД России по г.Йошкар-Оле, а не в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл.

В возражениях на административное исковое заявление окружная избирательная комиссия указала, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесено уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры. Подписи избирателей были признаны недействительными по основаниям, предусмотренным пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участием в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ), с учетом информации, поступившей от Управления по вопросам миграции МВД по Республики Марий Эл, а также с учетом Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 128/986-6, в связи с не соответствием действительности сведений об избирателях, в связи с наличием очевидных исправлений в сведениях в подписных листах, а также в связи с внесением заверительной надписи лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, позднее внесения заверительной записи кандидата.

Административный истец Пертюков П.А., представитель заинтересованного лица Регионального отделения в Республике Марий Эл Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, доказательства наличия уважительных причин неявки в судебное заседание не представили. На основании части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика Береснева Д.И., действующего на основании доверенности от 14 августа 2019 года, представителя заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл Иванова А.В., действующего на основании доверенности от 4 июня 2019 года <№>, просивших в удовлетворении административного иска отказать, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Полозовой Т.В., полагавшей, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, суд приходит к следующему.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл от 5 апреля 2019 года № 97/666 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва, и предельном количестве подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатов, в том числе по Суворовскому одномандатному избирательному округу: необходимое количество – 429 подписей, предельное количество – 471 подписи (л.д.104-106).

Судом установлено, что 22 июля 2019 года в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидат в депутаты по Суворовскому одномандатному избирательному округу № 8 Пертюков П.А. представил 102 подписных листа с 471 подписью избирателей в свою поддержку (л.д.116-117), из которых при проверке всех представленных подписей 54 подписи избирателей были признаны недействительными (л.д.68). При этом, как следует из объяснений представителя административного ответчика, оспариваемого постановления, 3 подписи (лист 2 строка 4, лист 83 строка 4, лист 95 строка 3), указанные в ведомости проверки подписных листов <№> в качестве недействительных, были признаны действительными при принятии окружной избирательной комиссией оспариваемого постановления от 31 июля 2019 года № 13/25.

С учетом признания недействительными 54 подписей, количество достоверных подписей избирателей составило 417 подписей, что менее 429 – необходимого количества достоверных подписей избирателей.

Результаты проверки подписных листов отражены в таблице сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей (справка УВМ МВД по Республике Марий Эл от 26 июля 2019 года <№>), ведомости проверки подписных листов <№>.

О времени проведения проверки подписных листов Пертюкова П.А. был уведомлен, присутствовал на заседании Рабочей группы по проверке подписных листов, получил копии документов по проверке подписных листов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

В силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).

Аналогичное положение закреплено в подпункте «ж» пункта 11 статьи 42 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 года № 72-З.

Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

В силу пункта 5 статьи 41 Закона Республики Марий Эл № 72-З проверке подлежат все представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. При проведении проверки подписей избирателей в окружной избирательной комиссии вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке подписных листов должен извещаться кандидат, представивший установленное для регистрации кандидата количество подписей.

Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов (пункт 4 статьи 41 названного Закона Республики Марий Эл).

Члены рабочей группы, указанной в пункте 4 настоящей статьи, в процессе проверки составляют ведомость проверки подписных листов, форма которой устанавливается Центральной избирательной комиссией в соответствии с настоящим Законом. В соответствии с Федеральным законом по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6 статьи 41 Закона Республики Марий Эл № 72-З).

Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

В силу пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются:

– подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «в»);

– подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями (подпункт «е»);

– подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума (подпункт «ж»);

– все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов (подпункт «з»);

– все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума (подпункт «о»).

Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 5 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).

Судом установлено, что из 471 представленной кандидатом в его поддержку подписи избирателей, недействительными признаны:

32 подписи в связи с внесением заверительной надписи лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, позднее внесения заверительной записи кандидата;

14 подписей в связи с несоответствием действительности сведений об избирателе на основании справки УВМ МВД по Республике Марий Эл от 26 июля 2019 года <№>);

4 подписи в связи с неоговоренными исправлениями в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей;

3 подписи в связи с неоговоренными исправлениями в сведениях об избирателе;

1 подпись в связи с неоговоренными исправлениями в дате внесения подписи избирателя.

Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Исследовав подлинники подписных листов, сведения УВМ МВД по Республике Марий Эл, суд приходит к выводу, что сведения, не соответствующие действительности, об отчестве избирателя указаны в подписном листе в отношении 1 избирателя (лист 55 строка 3), о серии и номере паспорта – в отношении 4 избирателей (лист 8 страница 1, лист 35 строка 5, лист 41 строка 5, лист 55 строка 1), об адресе места жительства – в отношении 9 граждан (лист 25 строка 5, лист 45 строка 4, лист 55 строка 5, лист 62 строка 4, лист 63 строка 4, лист 76 строка 4, лист 79 строки 2, 4, лист 100 строка 1), в связи с чем указанные подписи обоснованно окружной избирательной комиссией признаны недействительными по подпункту «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Представленные административным истцом в подтверждение действительности сведений об избирателях копии паспортов не могут быть признаны допустимыми доказательствами действительности сведений об избирателях, указанных в подписных листах, поскольку надлежащим образом не заверены, не содержат сведений о владельце паспорта. Заявление избирателя, чьи сведения и подпись указаны на листе 72 строка 2, не может быть принято в качестве доказательства действительности его подписи, поскольку проведение опроса лиц на предмет действительности их подписей, законом не предусмотрено.

Ссылка административного истца на то, что окружная избирательная комиссия направила запрос о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, в ненадлежащий орган, не может служить основанием для отмены оспариваемого решения.

По смыслу подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и пункта 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации, к которым и относится Управление по вопросам миграции МВД по Республике Марий Эл.

Также суд считает, что недействительными являются 8 подписей избирателей: на листе 39 строка 2 – в связи с наличием неоговоренных исправлений в дате внесения подписи избирателя, в связи с неоговоренными исправлениями в сведениях об избирателе – на листе 4 строка 4 (в отчестве избирателя), на листе 60 строка 2 (в номере паспорта), на листе 64 строка 2 (в серии паспорта); в связи с неоговоренными исправлениями в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей – на листе 98 строки 1-4.

При этом доводы административного истца о том, что указанные исправления являются помарками, не препятствующими однозначному восприятию написанного, признаются судом несостоятельными.

Согласно пункту 5 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и разъяснениям, содержащимся в пункте 7 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной Избирательной комиссией от 13 июня 2012 года № 128/986-6, не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений, а также сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

Имеющиеся исправления в сведениях об избирателе в 5 подписных листах не являются помарками, а также сокращением слов и дат, а являются исправлениями, внесение которых допускается только с соблюдением специальных оговорок.

Доводы административного истца о том, что выводы о недействительности подписей в связи с наличием неоговоренных исправлений, могли быть сделаны только на основании заключения эксперта-почерковеда, не могут служить основанием для признания решения окружной избирательной комиссии незаконным.

Учитывая, что исправления, послужившие основанием для признания подписей недействительными, являются очевидными, в силу положений пункта 7 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 128/986-6, подписи могли быть признаны недействительными проверяющим самостоятельно, без привлечения эксперта-почерковеда.

Обоснованным является признание окружной избирательной комиссией недействительными 32 подписей в подписных листах 3, 13, 18, 24, 51, 59, 67, поскольку согласно представленным подлинникам указанных подписных листов заверительной записи кандидата внесена 13 июля 2019 года, заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, – 14 июля 2019 года, что является основанием для признания подписей недействительными в силу подпункта «о» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Доводы административного истца о том, что заверительные надписи в подписных листах 3 и 67 внесены им 19 июля 2019 года, опровергаются представленными подписными листами 3 и 67, в которых дата заверительной подписи кандидата указана 13 июля 2019 года.

Таким образом, общее число недействительных подписей избирателей равно 54 подписям, при этом общее количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, составляет 417 подписей, что менее 429 необходимой подписи, и недостаточно для регистрации Пертюкова П.А. кандидатом в депутаты.

С учетом изложенного оспариваемое решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации Пертюкова П.А. кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является законным и не может быть отменено судом.

Следовательно, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    в удовлетворении административного искового заявления Пертюкова П.А. об оспаривании постановления окружной избирательной комиссии Суворовского одномандатного избирательного округа № 8 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва от 31 июля 2019 года № 13/25 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва по Суворовскому одномандатному избирательному округу № 8 Пертюкова П.А.» отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

    Судья                                О.А.Петрова

3а-59/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пертюков П.А.
Пертюков Павел Александрович
Ответчики
Окружная избирательная комиссия Суворовского одномандатного избирательного округа № 8 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
14.08.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.08.2019[Адм.] Передача материалов судье
14.08.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.08.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.08.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
16.08.2019[Адм.] Судебное заседание
24.08.2020Регистрация административного искового заявления
24.08.2020Передача материалов судье
24.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2020Предварительное судебное заседание
24.08.2020Судебное заседание
16.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее