Решение по делу № 2-769/2019 от 28.11.2018

Дело 2-769/2019

32RS0027-01-2018-007211-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2019 года г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Склянной Н.Н.,

присекретаре Лазаренко Е.И.,

с участием представителя истца Жиляева Б.О.,

представителя ответчика

Департамента семьи социальной и

демографической политики Брянской области Костромовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бондарева В.В. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Правительству Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное жилье вследствие катастрофы на ЧАЭС,

УСТАНОВИЛ:

Бондарев В.В. обратился в суд с иском к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Правительству Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное жилье вследствие катастрофы на ЧАЭС, указывая на то, что решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области ему отказано в выплате компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, расположенного <адрес>, по причине отсутствия документов, подтверждающих факт владения наследодателем спорным имуществом и завышения стоимости оценки имущества.

Считая отказ необоснованным, истец с учетом уточнений просил суд признать за ним право на получение компенсации за трехкомнатную квартиру площадью 43,6 кв.м, расположенную <адрес>, утраченную в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 1099000 руб.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Жиляев Б.О. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Департамента семьи социальной и демографической политики Брянской области по доверенности Костромова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, полагая отказ Департамента законным и обоснованным, поскольку подтверждающих факт владения наследодателем имуществом по состоянию на 01.01.1994 года документов не было представлено. Произведенную оценку стоимости компенсации за утраченное имущество полагала завышенной.

Истец Бондарев В.В., представители ответчика Правительства Брянской области, третьего лица Мирнинской сельской администрации Гордеевского района Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, в связи с чем суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, допросив эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 6 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Возмещение вреда и меры социальной поддержки указанной категории граждан предусмотрены ст. 17 указанного Закона, в соответствии с которой указанным гражданам гарантируется в том числе (п. 4), единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года; домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов.

Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.

Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.

Статья 5.1 указанного Закона предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу п. 2 названные Правила распространяются на граждан, указанных в п. 6 и п. 11 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 5 Правил на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации. В силу п. 6 Правил порядок выплаты компенсации ее получателям устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок выплаты гражданам единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливается постановлением Правительства Брянской области от 18.03.2019 года №105-п.

Согласно п.5 постановления Правительства Брянской области от 18.03.2019 года №105-п Департамент в течение месяца с даты подачи заявления принимает решение о предоставлении единовременной денежной компенсации или об отказе в предоставлении единовременной денежной компенсации, которое оформляется в виде приказа, о чем информирует заявителя в письменной форме.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Брянской области № 689-п от 29.12.2014г. «Об организации осуществления переданного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета по осуществлению выплаты (включая доставку) компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Судом установлено, что Бондарев В.В. является собственником жилого помещения, расположенного <адрес>, что подтверждается сведениями из ЕГРН.

Согласно ордеру №187 квартира <адрес> предоставлена Кожановским ТБП Б.В. (отец истца) в 1967 году для проживания с составом семьи 3 человека – Б.У. (супруга), Бондарев В.В. (сын), Б.Л. (дочь).

Как следует из похозяйственной книги, в указанном жилом помещении семья, в том числе истец и Б.Л. проживали и были зарегистрированы по состоянию на 01.01.1994 года, данные обстоятельства подтверждаются также справкой Мирнинской сельской администрации от 09.10.2018.

Квартира <адрес> принадлежала Б.У. на основании договора на передачу квартиры в собственность от <дата>.

Впоследствии по договору дарения от <дата> указанная квартира передана в собственность Б.Л., которая проживала и была зарегистрирована в ней до момента смерти <дата>.

Право собственности на указанное имущество возникло у истца на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Красногорского нотариального округа Брянской области <дата>. после смерти Б.Л. с учетом отказа Б.У. от причитающейся доли наследства в пользу Бондарева В.В.

Территория населенного пункта п. Мирный Мирнинского сельского поселения Гордеевского района Брянской области, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015г. № 1074, утвердившего Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к зоне отселения.

Согласно справкам, выданным Главой Мирнинской сельской администрации, по <адрес>, никто не зарегистрирован и не проживает; данная квартира ранее не сдавалась по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», и на забалансовый счет Мирнинской сельской администрации не принималась.

Истец с 07.07.2018 г. зарегистрирован и проживает по <адрес>. Фактический выезд истца из зоны радиоактивного загрязнения также подтверждается рапортом ст.УУП отделения полиции «Гордеевское» МО МВД России «Клинцовский» от 01.03.2019 года и другими представленными и собранными по делу доказательствами.

Таким образом, по статусу, установленному базовым законом, истец является лицом, на которое распространяются гарантии, предусмотренные п. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1. Право граждан на получение компенсации за утраченное имущество предусмотрено законом. Однако наступление такого права связано непосредственно со сдачей утраченного имущества, т.е. после рассмотрения Комиссией заявления гражданина о выплате соответствующей компенсации на основании представленных гражданином документов и отчета об оценке имущества.

Решением комиссии департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по рассмотрению заявлений и документов о предоставлении гражданам единовременной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (протокол № 8 от 24.10.2018г.) истцу отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по причине отсутствия документов, подтверждающих факт владения наследодателем спорным имуществом и завышения стоимости имущества.

В силу п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно п. 2 ст. 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Истец получил в зоне отселения имущество в порядке наследования, факт принятия Бондаревым В.В. наследства установлен и не оспаривается.

Кроме того, истец по состоянию на 01.01.1994 года проживал и был зарегистрирован в данном жилом помещении.

Определением Советского районного суда г. Брянска от 16.01.2019г. по ходатайству представителя истца по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза в ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки».

Согласно заключению эксперта ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 4019 ОЦ от 19.02.2019г. рыночная стоимость квартиры, расположенной <адрес> с учетом степени радиационного загрязнения составляет 1 099 000 руб. Согласно проведенным исследованиям, физический износ жилого дома определен и составляет 34,55%, что не превышает 70%, т.е. квартира в составе жилого многоквартирного дома не является ветхой согласно постановлению Госстроя России от 20.02.2004г. № 10. Степень физического износа определена в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. По данному параметру на дату проведения осмотра квартира, расположенная <адрес> является пригодной для проживания.

Допрошенный в судебном заседании эксперт В. показал, что осмотр жилого дома производился с выездом на место, подтвердил выводы, изложенные в заключении.

Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определяет Федеральный закон РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998г. № 135-ФЗ.

Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015г. № 297 утвержден Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», согласно п. 6 которого, итоговая величина стоимости - стоимость объекта оценки, рассчитанная при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.

Сравнительный подход - совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений. В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки (п. п. 12 -14).

Доходный подход - совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода (п. п. 15 - 17).

Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для приобретения, воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратный подход преимущественно применяется в тех случаях, когда существует достоверная информация, позволяющая определить затраты на приобретение, воспроизводство либо замещение объекта оценки. В рамках затратного подхода применяются различные методы, основанные на определении затрат на создание точной копии объекта оценки или объекта, имеющего аналогичные полезные свойства. Критерии признания объекта точной копией объекта оценки или объектом, имеющим сопоставимые полезные свойства, определяются федеральными стандартами оценки, устанавливающими требования к проведению оценки отдельных видов объектов оценки и (или) для специальных целей (п. п. 18 - 20).

Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015г. № 299 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 06.12.2016 N 785) утвержден Федеральный стандарт оценки «Требования к Отчету об оценке (ФСО № 3)»

Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014г. № 611 утвержден Федеральный стандарт оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», пунктом 26 которого предусмотрено, что согласование результатов оценки недвижимости, полученных с использованием различных методов и подходов, к оценке, и отражение его результатов в отчете об оценке осуществляются в соответствии с требованиями ФСО № 1 и ФСО № 3.

Возражений против выводов, изложенных в экспертном заключении, суммы оценки объекта недвижимого имущества, ходатайств о назначении повторной строительно-технической экспертизы, от лиц, участвующих в деле, не поступало.

В ходе судебного разбирательства при исследовании указанного экспертного заключения у суда не возникло сомнений в достоверности или обоснованности выводов, изложенных в заключении эксперта, в связи с чем, суд принимает его как допустимое доказательство.

В экспертном заключении содержится описание последовательности определения стоимости объекта оценки, позволяющее пользователю отчета об оценке, а также иным лицам, не имеющим специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки. Указанное экспертное заключение соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. Эксперт был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в Экспертном заключении № 4019 ОЦ от 19.02.2019г., составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены вышеуказанными нормативными актами, достоверна.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяются истцом. Суд не обладает правом без согласия истца изменить основание или предмет исковых требований, заявленных истцом. В силу ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истцом заявлены требования о признании за Бондаревым В.В. права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере 1 099 000 рублей, которые подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является законом прямого действия, регулирует спорные правоотношения.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Следовательно, после получения истцом компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается.

На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Бондарева В.В. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Правительству Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное жилье вследствие катастрофы на ЧАЭС удовлетворить.

Признать за Бондаревым В.В. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное <адрес> в размере 1 099 000 рублей.

После получения Бондаревым В.В. компенсации за утраченное имущество, право собственности Бондарева В.В. на имущество, расположенное <адрес>, прекратить.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца.

Председательствующий     Н.Н. Склянная

    

Резолютивная часть решения оглашена 22.04.2019 г.

Мотивированное решение изготовлено 29.04.2019 г.

2-769/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Бондарев Виктор Владимирович
Ответчики
Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области
Правительство Брянской области
Другие
Мирнинская сельская администрация Гордеевского района Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Склянная Наталия Николаевна
Дело на сайте суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
15.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2020Передача материалов судье
15.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
15.06.2020Производство по делу возобновлено
15.06.2020Судебное заседание
15.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
15.06.2020Судебное заседание
15.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2020Дело оформлено
15.06.2020Дело передано в архив
22.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее