Решение по делу № 2-1750/2016 от 19.05.2016

Дело № 2-1750/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.

при секретаре Мартьяновой С.С.

с участием истца Вавилова А.Ю., третьих лиц Вавиловой Е.В., Пугачевой О.А., представителя Администрации МО ГО "Инта" Бараковских О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 04 июля 2016 года дело по иску Вавилова А.Ю. к администрации МОГО «Инта», Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании незаконным уменьшения социальной выплаты и обязанности предоставить жилищный сертификат без уменьшения размера социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконными действий Минстроя Республики Коми по уменьшению предоставляемой истцу социальной выплаты на стоимость жилых помещений по адресам: ____, ____, возложении обязанности представить государственный жилищный сертификат без уменьшения социальной выплаты на стоимость указанных жилых помещений. В обоснование своих требований указал, что является инвалидом 2 группы, состоит в очереди на переселение из РКС в ____ на состав семьи 6 человек. Письмом от 2015 года Минстрой РК уведомил истца об уменьшении предоставляемой социальной выплаты в связи с его отчуждением жилого помещения расположенного по адресу: ____ дочерью П.О.А. , квартиры по адресу: ____, с чем истец не согласен. 1/2 доля в праве на квартиру по адресу: ____ – 12 получена истцом в порядке наследования по закону, 1/2 доля принадлежала сестре истца. Указанные доли были проданы по договору купли-продажи от 17.09.2012, в указанное жилое помещение истец не вселялся, по месту жительства не регистрировался. Статья 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ предусматривает обязанность получателя субсидии передать органу местного самоуправления только жилое помещение. Доля в праве частью квартиры не является. Квартира в ____ состояла из 2 смежных комнат, отсутствовала конструктивная возможность обеспечения изолированности комнат. Из-за небольшой площади семьи истца не имела возможности реально проживать в указанной квартире. Отсутствует факт приобретения доли в указанной квартире с целью проживания. На денежные средства, полученные от продажи в ____ с добавлением кредитных денежных средства 16.10.2012 дочь истца П.О.А. и ее супруг приобрели в совместную собственность квартиру по адресу: ____. Квартира была оформлена на П.О.А.П.О.А. подарила квартиру своему супругу П.С.О. Брачный договор между П.О.А. и П.С.О. не заключался. П.С.О. не является членом семьи истца. Поскольку ни истец, ни П.О.А. не являлись собственниками вышеназванных квартир, уменьшение размера социальной выплаты на их стоимость необоснованна.

Истец, третьи лица в судебном заседании повторили доводы искового заявления.

Представитель ответчика Администрации МО ГО "Инта" требования не признал.

Представитель ответчика Минстрой РК в судебное заседание не явился, 29.12.2015 представил суду отзыв на исковое заявление, в котором с заявленными требования Вавилова А.Ю. не согласился, указал, что Вавилову А.Ю., П.О.А. праве собственности принадлежали жилые помещения, расположенные по адресам: ____ 1/2 доля в праве (в период с 12.09.2012 г. по 29.09.2012 г.); ____ (в период с 06.11.2012 по 07.10.2014г.). Данные жилые помещения были отчуждены Вавиловым А.Ю., П.О.А. Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Данные изменения вступили в силу с 01.01.2012. В статье 6 Федерального закона (в редакции, действующей с 01.01.2012) установлено, что в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В пункте 16.2 Правил определено, что в случае отчуждения гражданином, указанным в подпункте «з» пункта 5 Правил (граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей), и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение, иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение), либо на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной органом, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, или организацией, осуществлявшей техническую инвентаризацию до 1 января 2013 г. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм. Заявление (рапорт) о включении в состав участников Подпрограммы истец подал 18.06.2007 (до отчуждения им и членами его семьи вышеуказанных жилых помещений). Пугачева (П.О.А.) О.А, П.О.А., В.А.А. в данном заявлении (рапорте) включены как члены семьи участника подпрограммы. В данном заявлении истец своей подписью подтвердил, что с условиями подпрограммы, в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность, ознакомлен и обязуется их выполнять. Отчуждение вышеуказанных жилых помещений истцом и членами его семьи было осуществлено в рамках вступивших 01.01.2012 в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2015 № 1013 внесены изменения в Правила, согласно которым: при отчуждении жилых помещений гражданами с 01.01.2013 учитывается кадастровая стоимость объектов недвижимости; размер предоставляемой социальной выплаты подлежит уменьшению при отчуждении принадлежащей гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение. Не соответствуют действительности доводы истца о том, что Вавилов А.Ю. и П.О.А. не являлись собственниками жилых помещений по адресам: ____, ____. Право собственности указанных граждан подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.09.2012 № №__, договором купли-продажи квартиры от __.__.__, свидетельством о государственной регистрации права от __.__.__№__, договором дарения от __.__.__. В связи с чем размер социальной выплаты, подлежащий предоставлению истцу, подлежит уменьшению на стоимость отчужденной 1/2 доли в праве жилого помещения по адресу ____ (<....>), на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения по адресу ____ на дату 07.10.2014, выданной органом, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, и на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения по адресу ____ на дату 28.02.2015, выданной органом, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что супруга истца В.Е.А. 20.10.1997 поставлена Администрацией г. Инты на учет граждан, желающих получить субсидию на переселение из районов Крайнего Севера с составом семьи 4 человека. В 2005 г. очередь была переведена на истца в связи с установлением ему 2 группы инвалидности. 18.06.2007 истец обратился в Администрация МО ГО "Инта" с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «инвалиды» на состав семьи 5 человек. В заявлении указано, что истец ознакомлен с условиями участия в подпрограмме и обязуется их выполнять.

__.__.__ умер отец истца В.Ю.С., истец принял наследство после его смерти. На основании свидетельства о праве на наследство по закону истец являлся собственником 1/2 доли в праве на жилое помещение по адресу: ____, собственником другой 1/2 доли в праве на указанное жилое помещение являлась сестра истца С.И.Ю. (л.д. 9). Договором купли-продажи от __.__.__ истец и С.И.Ю. продали принадлежащую им квартиру за <....>

Согласно договору купли-продажи квартиры от __.__.__ П.О.А., дочь истца, входящая в состав его семьи для целей получения социальной выплаты, приобрела в собственность жилое помещение, расположенное по адресу, ____ (л.д.22). На момент указанной покупки П.О.А. находилась в браке с П.С.О. (л.д. 18), то есть квартира была приобретена супругами Пугачевыми в общую совместную собственность. Согласно договору дарения квартиры от __.__.__ П.О.А. подарила своему супругу П.С.О. принадлежащую ей на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: ____. (л.д. 14).

Предоставление жилищных субсидий за счёт средств федерального бюджета на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ), подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее – Правила), утверждёнными постановлением правительства РФ от 21.03.2006 № 153.

Статьёй 1 Федерального закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции Федерального Закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, действующей с 01.01.2012), установлено, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставленной жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

Статья 6 указанного Федерального закона в первоначальной редакции, действовавшей до 01.01.2012, предусматривала, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.

Таким образом, и ранее действовавшее законодательство предусматривало обязанность передачи в собственность государства либо муниципального образования жилых помещений, принадлежащих получателю субсидии или членам его семьи либо уменьшение суммы жилищной субсидии на стоимость проданного жилья.

Ранее действовавшее законодательство прямо не указывало, что заявитель и члены его семьи должны передать государству либо муниципальному образованию все принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, однако это следует из общих задач Федерального закона № 125-ФЗ – содействие переселению граждан из районов Крайнего Севера в более благоприятные климатические районы РФ. Целью указанного закона не является повышение материального благополучия граждан. Результатом реализации указанного закона в отношении конкретного гражданина должен являться выезд данного гражданина с семьей за пределы районов Крайнего Севера. Сохранение за указанным гражданином либо членами его семьи жилых помещений в районах Крайнего Севера не соответствует цели указанного закона.

Более того, из понятия членов семьи гражданина, являющегося участником подпрограммы, следует, что члены семьи должны проживать совместно и вести общее хозяйство. Поэтому предполагается, что в большинстве случаев члены семьи, проживающие совместно, имеют в собственности только одно жилое помещение, в котором проживают. Однако если у получателя субсидии и членов семьи имеется в собственности более одного жилого помещения в пределах районов Крайнего Севера, то, исходя из вышеназванных целей указанного закона, они должны передать государству (муниципальному образованию) все имеющиеся у них в собственности жилые помещения.

Кроме того, жилые помещения были отчуждены истцом, П.О.А. уже в период действия новой редакции Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002, прямо предусматривающей обязанность передавать все жилые помещения, имеющиеся в собственности получателя субсидии и членов его семьи.

Доводы истца, третьих лиц о том, что они не обязаны были передавать Администрации МО ГО "Инта" доли в праве на жилые помещения, поскольку понятие доли в праве не равнозначно понятию жилого помещения, суд находит несостоятельными.

В соответствии с п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (в редакции от 23.09.2015 № 1013) в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "з" настоящих Правил (граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей") и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение, иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение), либо на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной органом, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, или организацией, осуществлявшей техническую инвентаризацию до 1 января 2013 г. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.

С учетом того, что постановление Правительства РФ, являющееся подзаконным нормативным актом, издается во исполнение федерального закона, постановлением Правительства РФ не могут устанавливаться какие-либо дополнительные условия для реализации гражданином прав, предусмотренных законом. В частности вышеназванными Правилами устанавливается порядок реализации Федерального закона № 125-ФЗ.

Ранее действовавшей редакцией указанного пункта Правил прямо не предусматривалась необходимость уменьшения размера предоставляемой социальной выплаты на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение доли в праве общей собственности на жилое помещение. В еще более ранней редакции Правил пункт 16.2 вообще отсутствовал, что не исключало обязанности, предусмотренной статьей 6 Федерального закона № 125-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2012, по отчуждению по договору мены занимаемого жилого помещения либо, а в случае его продажи - уменьшения размера жилищной субсидии на сумму, полученную по договору купли - продажи. Последующее изменение Правил имеет целью более подробную конкретизацию всех условий получения социальных выплат для уменьшения количества возможных споров, а не установление дополнительных условий. В частности, установление возможности уменьшать размер социальной выплаты на стоимость доли разрешает проблему сдачи жилых помещений, принадлежащих нескольким собственникам, в том числе не являющимся получателями или членами семьи получателя социальной выплаты.

Таким образом, из общей логики законодательства о социальных выплатах на переселение из районов Крайнего Севера следует, что граждане, получающие социальные выплаты, и до внесения изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ и Правила должны были передавать государству (муниципальному образованию) не только принадлежащие им жилые помещения, но и доли в праве на такие жилые помещения.

С учетом вышеназванных норм права, а также с учетом того, что жилые помещения по адресу: ____, ____ были отчуждены истцом, членом его семьи после подачи истцом заявления о признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств…» и после внесения вышеназванных изменений в Федеральный закон № 125-ФЗ и Правила, то размер социальной выплаты, которая будет предоставлена истцу, подлежит уменьшению на стоимость проданных (отчужденных) долей в праве собственности на указанные жилые помещения.

Поскольку квартира по адресу: ____ была приобретена П.О.А. в период брака, то она в соответствии со ст. 34 Семейного кодекса РФ находилась в совместной собственности ее и супруга П.С.О. Доводы истца, третьих лиц о том, что собственность между супругами Пугачевыми не разделена, что влечет невозможность отчуждения доли в праве на указанную квартиру и, соответственно, отсутствие оснований для уменьшения размера социальной выплаты на стоимость 1/2 доли в праве на указанную квартиру, являются несостоятельными. В данном случае подлежит применению статья 38 Семейного кодекса РФ, в соответствии с которой раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.

В данном случае П.О.А., являющаяся должником в обязательстве о передаче муниципальному образованию принадлежащего ей жилого помещения в случае получения социальной выплаты обязана была произвести раздел общего имущества в целях исполнения указанного обязательства.

В то же время являются необоснованными доводы Минстроя Республики Коми о том, что размер социальной выплаты, предоставляемой Вавилову А.Ю., подлежит уменьшению на полную стоимость квартиры по адресу: ____. Поскольку квартира была приобретена П.О.А. в период брака, то она находилась в совместной собственности П.О.А. и П.С.О., независимо от того, что право собственности было зарегистрировано за П.О.А. П.С.О. членом семьи получателя социальной выплаты не является и не обязан сдавать принадлежащую ему долю.

Согласно справке о кадастровой стоимости квартиры по адресу: ____ кадастровая стоимость указанной квартиры на дату регистрации договора дарения 07.10.2014 составляла <....> Таким образом, размер социальной выплаты истца подлежит уменьшению на 1/2 от указанной суммы, что составляет <....>

Администрация МО ГО "Инта" по указанным требованиям является ненадлежащим ответчиком, поскольку не производит расчет размера социальной выплаты, а осуществляет только учет граждан – участников подпрограммы и сбор от них документов.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Вавилову А.Ю. в иске к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании незаконным уменьшения социальной выплаты на стоимость 1/2 доли в праве на квартиру по адресу: ____ в размере <....> и на стоимость 1/2 доли в праве на квартиру по адресу: ____ в размере <....> и возложения обязанности предоставить государственный жилищный сертификат без уменьшения размера социальной выплаты на указанные суммы отказать.

Признать право Вавилова А.Ю. на получение социальной выплаты без уменьшения размера социальной выплаты на стоимость 1/2 доли в праве на квартиру по адресу: ____ в размере <....> и возложить на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми обязанность предоставить ему государственный жилищный сертификат без уменьшения размера социальной выплаты на указанную сумму.

Вавилову А.Ю. в иске к Администрации МО ГО "Инта" о признании незаконным уменьшения социальной выплаты на стоимость 1/2 доли в праве на квартиру по адресу: ____ и на стоимость квартиры по адресу: ____ и возложения обязанности предоставить жилищный сертификат без уменьшения размера социальной выплаты на указанные суммы отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.07.2016.

Судья Л.В. Махнева

2-1750/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Вавилов А.Ю.
Ответчики
Минархстрой РК
Администрация МОГО "Инта"
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
intasud.komi.sudrf.ru
19.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
24.05.2016Передача материалов судье
31.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2016Судебное заседание
11.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее