Решение по делу № 33-5869/2024 от 01.02.2024

Судья: Кручинина К.П. дело № 33-5869/2024УИД <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области                              <данные изъяты>

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бурцевой Л.Н.,

судей Гущиной А.И., Золотницкой Н.Е.,

при ведении протокола помощником судьи Малаховым М.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску Новицкой М. Л. к ООО «Экопромсервис» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу ТКО,

по апелляционной жалобе Новицкой М. Л. на решение Клинского городского суда Московской области от <данные изъяты>

Заслушав доклад судьи Золотницкой Н.Е.,

объяснения представителя Новицкой М.Л. - Новицкой К.В.,

УСТАНОВИЛА:

Новицкая М.Л. обратилась с исковыми требованиями к ООО «Экопромсервис» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> включительно.

В обоснование требований истец указала, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>. Ответчик в заявленный период ненадлежащим образом исполнял обяанность по вывозу ТКО, а именно производил его не ежедневно, а с перерывами и не в полном объеме. Новицкая М.Л. обращалась с заявлением о перерасчете, однако в ответ последовал отказ. Указала, что в заявленный период температура воздуха была выше +5, однако в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, вывоз мусора осуществлялся один раз в три дня, а не каждый день.

Истица Новицкая М.Л. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещена надлежащим образом. Представители истца, действующие на основании доверенности, Новицкий В.М. и Новицкая К.В. в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ООО «Экопромсервис», действующий на основании доверенности, Зотов Е.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что услуга по вывозу ТКО оказана надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации г.о. Клин Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица, указано на согласие с позицией ООО «Экопромсервис».

Решением Клинского городского суда Московской области от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований Новицкой М.Л. к ООО «Экопромсервис» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу ТКО за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, Новицкая М.Л. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Новицкая К.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Экопромсервис» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, направил в адрес судебной коллегии ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица – администрации г.о. Клин Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пп. 2 и 3 постановления от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно статье 42 Конституции РФ, статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статье 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Новицкая М.Л. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

Согласно реестру контейнерных площадок для сбора ТКО на территории г.о. Клин, контейнерная площадка расположена на <данные изъяты>, рассчитана на 68 домов.

Региональным оператором, осуществляющим деятельность по вывозу ТКО на территории г.о. Клин, является ответчик ООО «Экопромсервис».

<данные изъяты> Новицкая М.Л., Быкова Л.В., Лобанова Н.Ф. обратились в ООО «Экопромсервис» с претензией, в которой просили произвести перерасчет платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период апрель май 2022 года путем уменьшения начисленной стоимости оказанных услуг на размер платы не оказанной услуги.

Согласно ответу ООО «Экопромсервис» от <данные изъяты>, нормативный объем накопления на контейнерной площадке на <данные изъяты> составляет 0,67 куб.м. в день, в месяц 21,07 куб.м. Итого фактический объем вывоза с данной площадки в месяц 24,5 куб.м., что превышает нормативный объем накопления ТКО на данной контейнерной площадке. Региональный оператор оказывает услуги по вывозу мусора надлежащим образом. Оснований для перерасчета не имеется.

<данные изъяты> администрацией г.о. Клин Московской области направлено обращение генеральному директору ООО «Экопромсервис» об изменении графика вывоза мусора на ежедневный с контейнерной площадки на <данные изъяты>, в связи с увеличением в летний период количества жителей.

<данные изъяты> Новицкий В.М. обратился в ГУ Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» указав, что контейнерная площадка по адресу: <данные изъяты> не благоустроена, отмечена в реестре контейнерных площадок как существующая. С <данные изъяты> мусор не вывозится, бывают редкие дни, когда приезжает машина и из 2-х серых контейнеров освобождает только один или один из синих.

Судом, по ходатайству стороны истца, допрошены свидетели Лобанова Н.Ф., Быкова Л.В., которые пояснили, что живут на <данные изъяты>, в период с апреля 2022 года по июнь 2022 года. услуги по вывозу ТКО оказывались не регулярно, из трех контейнеров вывозился один, стоял сильный запах, обращались к водителям мусоровозов, однако они не могли пояснить почему вывозят только один контейнер.

В опровержение доводов истца, ответчиком представлены отчеты о посещении контейнерной площадки.

Так, вывоз мусора в спорный период осуществлен:

<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленные ответчиком отчеты опровергают доводы истца о том, что вывоз мусора в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> осуществлялся с нарушением пункта 17 Приложения 1 к Правилам № 354, поскольку представленные отчеты содержат сведения о ежедневном вывозе мусора с контейнерной площадки по <данные изъяты>.

В отношении периода с <данные изъяты> по <данные изъяты> суд первой инстанции указал на отсутствие нарушений по оказанию услуги по вывозу ТКО, поскольку согласно представленным и истцом и ответчиком общедоступным сведениям о погоде в заявленный период, среднесуточная температура была ниже +5, в связи с чем вывоз мусора не реже одного раза в трое суток, соответствовал пункту 17 Приложения 1 к Правилам № 354.

С выводом суда первой инстанции в части оказания ответчиком услуги по вывозу твердых коммунальных отходов в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> и с <данные изъяты> по <данные изъяты> надлежащим образом судебная коллегия не соглашается, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011, исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Пунктом 148 (45) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

В соответствии с пунктом 13 (1) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".

Из приведенных положений следует, что при отсутствии договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанного сторонами в виде единого документа, место накопления ТКО, предназначенное для конкретного источника образования отходов, определяется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с п. 2.13 Распоряжения Министерства ЖКХ МО от 26.06.2019 № 350-РВ «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области» каждая контейнерная площадка на территории МКД Московской области оборудуется отдельным контейнером (контейнерами) для сухих отходов, годных к переработке, и контейнерами для смешанных отходов.

Распоряжением № 350-РВ также установлены следующие требования: раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО по видам однородных отходов, складирование разделенных видов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО (п. 2.9). Раздельное накопление ТКО организуется региональными операторами, на территории которых осуществляется раздельное накопление ТКО (п. 2.10).

Организация раздельного накопления ТКО на территории Московской области осуществляется с помощью двухконтейнерной системы раздельного накопления ТКО, при которой сухие отходы размещаются в одном контейнере с синей цветовой индикацией. Смешанные отходы размещаются в контейнере с серой цветовой индикацией (п. 2.11).

Вывоз сухих отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 2 раз в неделю в соответствии с графиком вывоза ТКО (п. 6.2). Вывоз смешанных отходов с мест их накопления осуществляется по мере накопления, но не реже 1 раза в день в соответствии с графиком вывоза ТКО (п. 6.3).

Как усматривается из реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г.о. Клин по адресу: <данные изъяты> размещено 2 синих контейнера объемом 0,9 куб.м., 2 серых контейнера объемом 1,1 куб.м.

Контейнеры объемом 1,1 куб.м. размещены для сбора смешанных отходов.

Согласно пункту 17 Приложения 1 к Правилам № 354 одним из требований к качеству оказания услуг в части обращения с ТКО является обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

Аналогичные требования к сроку временного накопления несортированных ТКО определены пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21.

Допустимое отклонение сроков установлено не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C (п.17 Приложения 1 к Правилам № 354).

Как усматривается из отчетов о посещении контейнерной площадки, расположенной по адресу: <данные изъяты> в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> ответчиком осуществлялся вывоз ТКО только из одного контейнера для смешанных отходов, в то время как в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на указанной площадке установлено два контейнера со смешанными отходами, вывоз которых должен осуществляться не реже одного раза в трое суток при температуре воздуха ниже +5 С.

Вывоз твердых коммунальных отходов в указанный период не в полном объеме ответчиком не оспаривался.

Таким образом, в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> ответчиком услуги по вывозу ТКО оказывались не в полном объеме.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> среднесуточная температура воздуха составляла свыше +5 С, в связи с чем вывоз твердых коммунальных отходов должен бы осуществляться не реже 1 раза в сутки, при этом отклонение сроков допускается не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца.

Как следует из предоставленных ответчиком отчетов о посещении контейнерной площадки по адресу: <данные изъяты> в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> имело место нарушение ежедневного вывоза ТКО, которое превысило 72 часа в течение одного месяца и составило 240 часов, поскольку вывоз ТКО не осуществлялся <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.

Как следует из разъяснений, изложенных в п.16 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023 плата за оказание услуг по обращению с ТКО может быть уменьшена судом, если собственник ТКО доказал, что региональный оператор оказал услуги не в полном объеме или ненадлежащим образом. Региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения № 1 к Правилам № 354, касающиеся периодичности вывоза ТКО независимо от того, осуществляется вывоз с площадок накопления ТКО или бестарным способом, а также самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

Согласно разъяснениям, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Исходя из указанных разъяснений, принимая во внимание предоставленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия находит установленным, что в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> ответчиком оказывались услуги не в полном объеме и ненадлежащим образом.

Поскольку в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> нарушений в своевременном вывозе ТКО из мест (площадок) накопления не установлено, вывоз ТКО осуществлялся в полном объеме, оснований для перерасчета коммунальной услуги в указанном периоде не имеется.

В соответствии с п.17 Приложения 1 к Правилам № 354 за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам.

В связи с указанным ООО «Экопромсервис» обязано в соответствии с п.17 Приложения 1 к Правилам № 354 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанную Новицкой М.Л. за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Клинского городского суда Московской области от <данные изъяты> в части отказа Новицкой М. Л. в удовлетворении исковых требований к ООО «Экопромсервис» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> отменить, принять в указанной части новое решение.

Обязать ООО «Экопромсервис» произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанную Новицкой М. Л. за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты>

Решение Клинского городского суда Московской области от <данные изъяты> в остальной части оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи

33-5869/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Новицкая Марина Леонидовна
Ответчики
ООО Экопромсервис
Другие
Администрация г.о. Клин Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Золотницкая Надежда Евгеньевна
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
12.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.02.2024Передано в экспедицию
12.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее