Решение по делу № 2-3231/2016 от 03.03.2016

Дело № 2-3231/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2016 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сат А.Е., при секретаре Ондар А.К., с участием представителя истца Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

у с т а н о в и л :

Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее- Минтруд РТ) обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении об уплаты исполнительского сбора, указав, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП вынесено постановление о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству от <данные изъяты>Согласно бюджетной росписи Минтруда РТ на 2016 год всего на выплату доплаты к пенсии в 2016 году предусмотрено 15808,20 тыс. рублей. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии выплачивается Минтрудом Республики Тыва после перечисления Министерством финансов РТ денежных средств из республиканского бюджета на выплату доплаты Минтруду РТ. Минтрудом неоднократно направлены заявки в Министерство финансов РТ о дополнительном финансировании из средств республиканского бюджета на погашение задолженности по исполнительным листам, в т.ч. указанному получателю, однако до настоящего времени, в связи с дефицитом средств республиканского бюджета, финансирование на выплату доплаты к трудовой пенсии не осуществлено. Таким образом, фактически исполнить данное решение суда будет возможно после перечисления финансовых средств Министерством финансов РТ Минтруду РТ, в связи с чем, в силу действия третьих лиц Минтруд РТ не имеет возможности исполнить в срок решение суда. У Минтруда РТ отсутствуют виновные действия, что позволяет освободить Минтруд РТ от штрафных санкций в виде исполнительского сбора. Просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и приостановить исполнительное производство.

В судебном заседании представитель Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Х, действующая по доверенности, исковое заявление поддержала по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1-3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 11 и ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении должника Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, предмет исполнения - обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва выплачивать О. ежемесячную доплату к трудовой пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП г.Кызыла по РОВИП вынесено постановление о взыскании с Министерства труда и социальной политики Республики Тыва исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Действия судебного пристава-исполнителя осуществлены в рамкахвозбужденного исполнительногопроизводства,в пределах полномочий, предоставленных емуФедеральным Законом от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», и законность данного действия в настоящем случае заявителем не оспаривается.

Вместе с тем, согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ч.8 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский", исполнительский сбор по своей правовой сути представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично- правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Таким образом, поскольку исполнительский сбор является санкцией за несвоевременно исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем необходимость применения данной санкции обусловлена установлением ряда обстоятельств, а именно: причин, по которым не исполнен исполнительный документ, уважительность этих причин и объективной возможности исполнения решения суда должником в установленные сроки. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Истец в обоснование своих требований указывает на то, что виновных действий не допускал, фактически требования исполнительного документа были исполнены позднее в связи отсутствием реальной возможности исполнения.

В материалы дела истцом представлены заявки Минтруда РТ от ДД.ММ.ГГГГ о дополнительном финансировании из средств республиканского бюджета на погашение задолженности по исполнительным листам, адресованные Министерству финансов РТ.

В служебном письме от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>, министр труда и социальной политики <данные изъяты> указывает на то, что на выплату доплаты к пенсии в 2016 году предусмотрено 15808,20 тыс. рублей. Профинансировано 497,4 тыс. руб. (3,1%), остаток составляет 15310,08 руб. Кредиторская задолженность по доплате к трудовой пенсии на указанную дату составляет 14279,8 тыс. руб. Министерство труда РТ, учитывая отсутствие в бюджете республики средств на полное погашение возникших долгов, по судебным решениям обратилось в Кызылский городской суд о предоставлении отсрочки исполнения требований исполнительных документов. Заявления были удовлетворены частично, до ДД.ММ.ГГГГ, хотя Министерство просило до ДД.ММ.ГГГГ. Министерством также предпринимаются иные меры: поданы 129 заявлений в суд о прекращении исполнительных производств, 18 апелляционных жалоб и одна кассационная жалоба на решения судов.

Таким образом, поскольку установлено, что Минтрудом РТ были предприняты действия, направленные на исполнение решения суда по выплате получателю ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, однако решение суда и требования исполнительного документа не были исполнены по объективным причинам, в связи с недостаточностью финансовых средств, выделяемых из бюджета Республики Тыва, то есть виновных действий по неисполнению решения суда истцом не допускалось, поэтому имеются основания для освобождения Минтруда РТ от уплаты исполнительского сбора и удовлетворения иска.

В связи с рассмотрением спора по существу оснований для приостановления исполнительного производства в силу ч.8 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить частично.

Освободить Министерство труда и социальной политики Республики Тыва от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП г.Кызыла по РОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Министерства труда и социальной политики Республики Тыва.

В удовлетворении требования о приостановлении исполнительного производства отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2016 года.

Судья А.Е. Сат

2-3231/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Минтруд по РТ
Ответчики
УФССП России по РТ
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
03.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2016Передача материалов судье
09.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее