РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Куйтун 05 мая 2014 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балабан С.Г., при секретаре Якимовой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-188/14 по исковому заявлению прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мингатуйского сельского поселения о признании бездействия незаконным и понуждению к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения в администрации Мингатуйского сельского поселения. Постановлением администрации Мингатуйского сельского поселения от 22.03.2012 г. № 3, утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения являющихся собственностью Мингатуйского муниципального образования, в количестве 3 автомобильных дорог общей протяженностью 5,5 км.
По информации администрации Мингатуйского сельского поселения:
- муниципальная программа обеспечения безопасности дорожного движения в муниципальном образовании не разрабатывалась и в настоящее время не утверждена;
- правовой акт о порядке содержания и ремонта автомобильных дорог не разрабатывался;
- правовой акт об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета не разрабатывался;
- решения о передаче автомобильных дорог местного значения, как объекта муниципальной собственности, в оперативное управление, хозяйственное ведение организаций не принимались, договора на содержание автомобильных дорог не заключались;
- схема дислокации дорожных знаков, дорожной разметки и ограждений отсутствует.
Таким образом, имеет место, вопреки требованиям закона (ст.ст. 3,5,6,10,12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 11 ст. 13, ст. 17, ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, п. 4.1.1. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 04 декабря 1998 года №1441) бездействие со стороны администрации Мингатуйского сельского поселения, выразившееся в неисполнении своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования в том числе: по утверждению муниципальной программы обеспечения безопасности дорожного движения в муниципальном образовании; по утверждению правовых актов о порядке содержания и ремонта автомобильных дорог и об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета; по содержанию автомобильных дорог местного значения, по разработке и утверждению схемы дислокации дорожных знаков на дорогах местного значения.
Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, и иных граждан, являющихся участниками дорожного движения и пользующихся местными дорогами. Отсутствие муниципальной программы по обеспечению безопасности дорожного движения, правовых актов о порядке содержания и ремонта автомобильных дорог и об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета, содержания автомобильных дорог местного значения, схемы дислокации дорожных знаков на дорогах местного значения, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и препятствует реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования.
Просит суд признать незаконным бездействие администрации Мингатуйского сельского поселения:
- в части не утверждения муниципальной программы обеспечения безопасности дорожного движения в Мингатуйском муниципальном образовании;
- в части не разработки и не утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета;
- в части не обеспечения осуществления содержания автомобильных дорог местного значения, в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения;
- в части не разработки и не утверждения порядка содержания автомобильных дорог местного значения;
- в части не разработки и не утверждения схемы дислокации дорожных знаков на автомобильных дорогах местного значения;
Обязать администрацию Мингатуйского сельского поселения в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:
- утвердить муниципальную программу обеспечения безопасности дорожного движения в Мингатуйском муниципальном образовании;
- разработать и утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета;
- обеспечить осуществление содержания автомобильных дорог местного значения, в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения;
- разработать и утвердить порядок содержания автомобильных дорог местного значения;
- разработать и утвердить схему дислокации дорожных знаков на автомобильных дорогах местного значения в соответствии с требованиями установленными ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования». (л.д.3-7).
В судебном заседании помощник прокурора Куйтунского района Струнковский Е.С. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, указанным в иске.
Ответчик администрация Мингатуйского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В письменном заявлении, адресованном суду, исковые требования прокурора признал в полном объеме.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов (ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
Статьей 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон о безопасности дорожного движения) определено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечении безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу статьи 21 Закона о безопасности дорожного движения мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Пунктами 6, 11 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Частью 2 данной статьи предусмотрено, что порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
На основании части 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу требований предусмотренных в п. 11 ст. 13, ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ, нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 1998 года №1441 утверждены Правила государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации и наличию на них объектов сервиса (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил определено, что государственный учет осуществляют органы управления автомобильными дорогами общего пользования, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся эти автомобильные дороги, трамваи или троллейбусы.
В соответствии с пунктом 7 Правил осуществляется, в том числе, государственный учет протяженности тротуаров и пешеходных дорожек с твердым покрытием, количества дорожных знаков и указателей в соответствии с утвержденной дислокацией.
Пунктом 4.1.1. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принятого постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221 и введенного в действие с 01 июля 1994 года), предусмотрено, что автомобильные дороги должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными и размещенными в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Требования стандарта являются обязательными в силу ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, так как эти положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Подпунктом 1 пункта 15 Приказа Минтранса Российской Федерации от 12 ноября 2007 года №160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» установлено, что в состав работ по содержанию дорог входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов.
Постановлением администрации Мингатуйского сельского поселения от 22.03.2012 г. № 3, утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения являющихся собственностью Мингатуйского муниципального образования, в количестве 3 автомобильных дорог общей протяженностью 5,5 км.
По информации администрации Мингатуйского сельского поселения:
- муниципальная программа обеспечения безопасности дорожного движения в муниципальном образовании не разрабатывалась и в настоящее время не утверждена;
- правовой акт о порядке содержания и ремонта автомобильных дорог не разрабатывался;
- правовой акт об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета не разрабатывался;
- решения о передаче автомобильных дорог местного значения, как объекта муниципальной собственности, в оперативное управление, хозяйственное ведение организаций не принимались, договора на содержание автомобильных дорог не заключались;
- схема дислокации дорожных знаков, дорожной разметки и ограждений отсутствует.
Таким образом, имеет место, вопреки требованиям закона (ст.ст. 3,5,6,10,12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 11 ст. 13, ст. 17, ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ, ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, п. 4.1.1. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 04 декабря 1998 года №1441) бездействие со стороны администрации Мингатуйского сельского поселения, выразившееся в неисполнении своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования в том числе: по утверждению муниципальной программы обеспечения безопасности дорожного движения в муниципальном образовании; по утверждению правовых актов о порядке содержания и ремонта автомобильных дорог и об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета; по содержанию автомобильных дорог местного значения, по разработке и утверждению схемы дислокации дорожных знаков на дорогах местного значения.
Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, и иных граждан, являющихся участниками дорожного движения и пользующихся местными дорогами. Отсутствие муниципальной программы по обеспечению безопасности дорожного движения, правовых актов о порядке содержания и ремонта автомобильных дорог и об утверждении нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета, содержания автомобильных дорог местного значения, схемы дислокации дорожных знаков на дорогах местного значения, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и препятствует реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд считает возможным принять признание ответчиком иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Правомерность предъявления иска к ответчику подтверждается имеющимися в деле документами.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.
За рассмотрение спора в суде с ответчика необходимо взыскать государственную пошлину в федеральный бюджет в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Куйтунского района удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации Мингатуйского сельского поселения:
- в части не утверждения муниципальной программы обеспечения безопасности дорожного движения в Мингатуйском муниципальном образовании;
- в части не разработки и не утверждения нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета;
- в части не обеспечения осуществления содержания автомобильных дорог местного значения, в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения;
- в части не разработки и не утверждения порядка содержания автомобильных дорог местного значения;
- в части не разработки и не утверждения схемы дислокации дорожных знаков на автомобильных дорогах местного значения;
Обязать администрацию Мингатуйского сельского поселения в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:
- утвердить муниципальную программу обеспечения безопасности дорожного движения в Мингатуйском муниципальном образовании;
- разработать и утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета;
- обеспечить осуществление содержания автомобильных дорог местного значения, в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения;
- разработать и утвердить порядок содержания автомобильных дорог местного значения;
- разработать и утвердить схему дислокации дорожных знаков на автомобильных дорогах местного значения в соответствии с требованиями установленными ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования».
Взыскать с администрации Мингатуйского сельского поселения в пользу федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Куйтунский районный суд.
ПредседательствующийРешение не вступило в законную силу.