Дело №33-6219/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 09 декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Матвеевой Н.Л.,
судей: Заплоховой И.Е., Сирачук Е.С.,
при секретаре: Вагапове Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе СНТ «Воейково» на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 06 июля 2020 года по делу № 2-1099/2020 по иску Трофимовой А.А., Давыденко А.Н. к СНТ «Воейково» о признании решения общего собрания членов недействительными.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., объяснения представителя СНТ «Воейково» Чемберева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Трофимовой А.А. Решетова М.В., просившего оставить решение суда без изменений, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
истцы обратились в суд с иском, в котором просили признать недействительными решения общего собрания членов СНТ «Воейково», проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, результаты которого оформлены протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указали, что они являются членами СНТ «Воейково». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СНТ «Воейково» состоялось внеочередное общее собрание членов СНТ в форме заочного голосования. Считают, что собрание было незаконным, принятые решения и протокол недействительны, поскольку ответчик - председатель СНТ «Воейково» Мелехин А.Г. в личных интересах организовал проведение собрания с ДД.ММ.ГГГГ для того, чтобы руководствоваться нормами закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». При этом, принимали решение и выражали свою волю члены товарищества путем заполнения бюллетеней для голосования в 2019 году в момент действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с действующим законодательством к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ относиться избрание органов товарищества - председателя товарищества, членов правления товарищества, ревизионной комиссии, досрочное прекращение полномочий. Таким образом, в компетенции правления отсутствуют полномочия по выбору председателя правления. В оспариваемом собрании вопрос избрания председателя правления не выносился на голосование, избраны лишь члены правления. Таким образом, применен закон, действие которого окончено на момент волеизъявления членов СНТ. При проведении собрания отсутствовал кворум. Ответчик ссылается на голосование части членов СНТ через своих представителей, однако надлежаще оформленных полномочий такие представители не имели. Также считают, что был нарушен порядок извещения членов СНТ о предстоящем голосовании, что повлекло невозможность предложить свои кандидатуры в правление СНТ. В протоколе и бюллетенях для голосования отсутствует указание на количество избираемых членов правления, что влияет на формирование воли голосующего и правильное определение результатов голосования.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействительными решения общего собрания членов СНТ «Воейково», проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, результаты которого оформлены протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе ответчик СНТ «Воейково» просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что истцы принимали участие в голосовании по вопросам повестки дня, голосовали за принятие указанных решений, при этом доказательств нарушения их волеизъявления при голосовании в материалы дела не представлено. Также материалы дела не содержат доказательств нарушения прав истцов принятым решением собрания. Материалами дела подтверждается, что голоса истцов не повлияют на результат голосования, не влекут для них существенных неблагоприятных последствий.
Также податель жалобы полагает, что внеочередное общее собрание членов СНТ «Воейкове», созыв и начало проведения которого пришлось на период действия Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», было проведено в соответствии с действующим законодательством и Уставом СНТ.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель Правления СНТ «Воейково» Ребров А.С., представитель истца Трофимовой А.А. Решетов А.А. просят решение суда оставить без изменения, указывая на соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
Дело рассмотрено в отсутствие Трофимовой А.А., надлежащим образом уведомленной о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Материалами дела установлено и не оспаривалось ответчиком то обстоятельство, что истцы Трофимова А.А. и Давыденко А.Н. являются членами СНТ «Воейково», что подтверждается копиями их членских книжек, имеют в пользовании земельные участки на территории СНТ «Воейково».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СНТ «Воейково» в заочной форме (опросным путем) было проведено внеочередное общее собрание членов СНТ «Воейково» со следующей повесткой дня: избрание счетной комиссии, избрание председателя и секретаря собрания, о досрочном прекращении полномочий действующего правления СНТ «Воейково» и председателя правления СНТ «Воейково».
По итогам собрания были выбраны члены счетной комиссии, председатель и секретарь собрания, досрочно прекращены полномочия действующего правления СНТ «Воейково» и председателя правления СНТ и выбраны члены правления. Избранное указанным общим собранием правление на своем заседании ДД.ММ.ГГГГ выбрало председателем правления СНТ «Воейково» Мелехина А.Г.
Оспариваемое общее собрание было инициировано по предложению от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению 1/3 общего числа членов СНТ «Воейково».
Согласно п. 14.2 Устава СНТ «Воейково» в требовании о проведении внеочередного общего собрания должны быть указаны дата подачи его в правление и содержание вынесенных на обсуждение вопросов.
Решение о проведении заочного голосования принимает правление СНТ, если принятие такого решения не противоречит законодательству и Уставу СНТ.
Как следует из материалов дела, заявления о созыве внеочередного собрания в СНТ «Воейково» с подписями членов СНТ, поддерживающих требования о проведении внеочередного общего собрания не имеют даты, но из акта формирования требований членов СНТ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что подписные листы собирались С.П.А., Б.С.В. и Мелехиным А.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Мелехин А.Г., выступая от инициаторов проведения внеочередного общего собрания членов СНТ, ДД.ММ.ГГГГ обратился с требованием о созыве внеочередного общего собрания в правление СНТ «Воейково» к председателю правления К.А.Н., председателю КК Т.А.П. и председателю РК З.Е.А.
ДД.ММ.ГГГГ Мелехин А.Г., выступая от инициаторов проведения внеочередного общего собрания членов СНТ, уведомил о созыве внеочередного общего собрания членов СНТ правление СНТ В.О.Д., К.А.Н.
При этом полномочия К.А.Н., как председателя СНТ и возглавляемого им правления были прекращены ДД.ММ.ГГГГ на внеочередном общем собрании членов СНТ «Воейково», решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ председателем СНТ была избрана В.О.Д.
ДД.ММ.ГГГГ В.О.Д. была зарегистрирована в ЕГРЮЛ в качестве председателя СНТ «Воейково», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Как установлено судом, действующим на дату созыва внеочередного собрания членов СНТ и начала проведения внеочередного общего собрания ДД.ММ.ГГГГ в СНТ «Воейково» было правление, избранное общим собранием членов СНТ от ДД.ММ.ГГГГ в составе членов правления: Б.А.А., В.О.Д., Давыденко А.Н., Р.А.С., С.А.П., Т.А.П. Ш.Т.А., председателем которого являлась В.О.Д.
В соответствии с п.16.1 Устава СНТ «Воейково» правление СНТ возглавляет председатель правления, избранный из числа членов правления на срок три года. Председатель правления может избираться на общем собрании или на заседании правления.
ДД.ММ.ГГГГ правление СНТ «Воейково» в составе членов правления: Б.А.А., В.О.Д., Давыденко А.Н., Р.А.С., С.А.П., Т.А.П., Ш.Т.А. избрали председателем правления члена правления Р.А.С.
Протокол правления был представлен в ИФНС России по Выборгскому району и в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН № от ДД.ММ.ГГГГ о Р.А.С. как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени СНТ "Воейково".
Оценивая вышеуказанные доказательства, руководствуясь положениями ст. 17 ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом исходил из следующего: не соблюден установленный законодательством и уставом товарищества порядок подачи предложения или предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания его членов, следовательно, действующие правление СНТ не принимало решение о проведении внеочередного общего собрания в форме заочного голосования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также не принимало отказа в проведении указанного собрания. Кроме того, вопросы, включенные в повестку дня, не могут рассматриваться путем заочного голосования, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ начал действовать ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильно установленных судом юридически значимых обстоятельствах, исследованных доказательствах и соответствуют требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Пунктом 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
В силу статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно ст. 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
В силу части 19 ст. 17 Федерального закона N 217-ФЗ общее собрание членов товарищества правомочно, если на нем присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 217-ФЗ определена исключительная компетенция общего собрания членов товарищества.
В соответствии с частью 15 статьи 17 Федерального закона N 217-ФЗ в уведомлении о проведении общего собрания товарищества должны быть указаны перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества. Включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается.
Согласно части 21 названной статьи 17 в случаях, определенных правлением товарищества, решение общего собрания членов товарищества может быть принято в форме очно-заочного или заочного голосования.
По вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 - 6, 10, 17, 21 - 23 части 1 настоящей статьи, проведение заочного голосования не допускается (ч. 22 ст. 17).
Пунктом 2 части 1 статьи 17 вышеуказанного Федерального Закона определено, что к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся в том числе: избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий.
Частью 25 статьи 17 Федерального закона N 217-ФЗ установлено, что решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества. Протокол общего собрания членов товарищества подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества. В случае принятия общим собранием членов товарищества решения путем очно-заочного голосования к такому решению также прилагаются решения в письменной форме лиц, указанных в пункте 2 части 24 настоящей статьи. В случае участия в общем собрании членов товарищества лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, результаты голосования таких лиц по вопросам повестки общего собрания членов товарищества оформляются по правилам, предусмотренным настоящей частью для оформления результатов голосования членов товарищества.
Вынося оспариваемое решение, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что решения общего собрания членов СНТ «Воейково» приняты по вопросам, которые не могут рассматриваться путем заочного голосования, в силу ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ являются ничтожными.
Ссылки в жалобе на то, что истцы принимали участие в собрании, их голоса не могли повлиять на результаты голосования, истцами не представлено информации о том, каким образом оспариваемые решения общего собрания ущемляют их права, и какие негативные последствия они порождают для них и членов СНТ, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку на оспариваемом общем собрании членов СНТ от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения, принятие которых невозможно путем проведения заочного голосования, собрание является ничтожным, в связи с чем, нарушение прав истцов не имеет правового значения для рассматриваемого спора. Участие истцов в общем собрании не лишает их права оспаривать указанные решения в связи с ничтожностью.
В соответствии с п. 1 ст. 181.3, п. 2 ст. 181.5 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В силу положений ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества (ч. 1).
В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества) (ч. 3).
Председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием. Решение о порядке голосования (тайное или открытое) по вопросам, указанным в настоящей части, принимается общим собранием членов товарищества простым большинством голосов от общего числа присутствующих на таком собрании членов товарищества. Одно и то же лицо может переизбираться неограниченное количество раз на должности в органах товарищества (ч. 5).
Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества (ч. 6).
Решения органов товарищества, принятые в пределах компетенции таких органов, являются обязательными для исполнения всеми членами товарищества (ч. 7).
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд разрешил возникший спор, с учетом требований закона и установленных обстоятельств, оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут служить основанием к отмене решения, поскольку правильности выводов суда не опровергают.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено. Апелляционная жалоба не содержит каких-либо обстоятельств неисследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.