ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-22561/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 14 ноября 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Новожиловой И.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-849/2024 (УИД 42RS0005-01-2024-000572-09) по исковому заявлению Касьяновой Натальи Викторовны к Министерству социальной защиты населения Кузбасса о защите прав потребителей,
по кассационной жалобе Касьяновой Натальи Викторовны на решение Заводского районного суда г. Кемерово от 13 мая 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 июля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Касьянова Наталья Викторовна (далее по тексту – Касьянова Н.В., истец) обратилась в Заводский районный суд г. Кемерово с иском к Министерству социальной защиты населения Кузбасса (далее по тексту – Министерство, ответчик) об обязании устранить недостатки в выполненной работе (оказанной услуги) о признании ее малоимущей, о взыскании убытков (потери, в денежной форме) в размере 1 000 000 рублей, о взыскании компенсации морального и физического вреда в размере 1 000 000 рублей.
Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 12 февраля 2024 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление социальной защиты населения администрации г. Кемерово.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 13 мая 2024 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 июля 2024 г., в удовлетворении исковых требований Касьяновой Н.В. к Министерству социальной защиты населения Кузбасса, Управлению социальной защиты населения администрации г. Кемерово о защите прав потребителей, отказано в полном объеме.
Касьянова Н.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Заводского районного суда г. Кемерово от 13 мая 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 июля 2024 г. отменить, направить дело в Кемеровский областной суд для рассмотрения и разрешения ходатайства о передаче дела в другой суд.
В обоснование доводов кассационной жалобы Касьяновой Н.В. указано на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права. Рассмотрение и разрешение ходатайства о передаче дела в другой суд от 12 февраля 2024 г. не соответствует нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд второй инстанции ложные сведения выдал за основу. Судья первой инстанции после 12 февраля 2024 г. не имела права продолжать производство по делу.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 6 апреля 2018 г. Касьянова Н.В. обратилась в территориальный орган защиты населения Заводского района г. Кемерово с заявлением о подтверждении статуса малоимущего гражданина, для оказания государственной социальной помощи.
10 апреля 2018 г. территориальным управлением Заводского района администрации г. Кемерово заявление Касьяновой Н.В. перенаправлено начальнику управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово для рассмотрения, принятия мер и ответа заявителю обращения Касьяновой Н.В. поступившее в территориальное управление Заводского района администрации г. Кемерово.
26 апреля 2018 г. Управлением социальной защиты населения администрации г. Кемерово Касьяновой Н.В. дан ответ, в котором указано, что ее заявление, поступившее 6 апреля 2018 г. в территориальное управление Заводского района администрации города Кемерово по вопросу подтверждения статуса малоимущего гражданина для оказания государственной социальной помощи, передано по компетенции на рассмотрение в управление социальной защиты населения администрации города Кемерово. По существу обращения сообщено, что государственная социальная помощь назначается в соответствии со статьей 2 Закона Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. № 140-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход семьи ниже установленной в Кемеровской области величины прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения. Разъяснен Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям малоимущим одиноко проживающим гражданам, утвержденный постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24 марта 2006 г. №. По вопросу определения права на предоставление государственной социальной помощи следует обратиться в Заводский отдел социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации города Кемерово.
6 апреля 2023 г. в управление социальной защиты населения администрации города Кемерово поступило заявление от Касьяновой Н.В. с просьбой выдать копию ответа от 26 апреля 2018 г. № (обращение от Касьяновой Н.В. поступило в территориальное управление Заводского района администрации города Кемерово и было переадресовано в управление социальной защиты населения администрации города Кемерово 10 апреля 2018 г.).
В ответе от 26 января 2024 г. № Управлением социальной защиты населения администрации города Кемерово заместителю министра социальной защиты населения Кузбасса сообщено, что Касьянова Н.В. на учете в Заводском отделе социальных выплат и льгот управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово не состоит. Меры социальной поддержки, субсидии, льготы Касьяновой Н.В. не предоставляются. Заявление и документы на предоставление государственной социальной помощи в соответствии с Законом Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. № 140-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» в Заводский отдел, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг», от Касьяновой Н.В. не поступали. 27 апреля 2023 г. в адрес Касьяновой Н.В. была направлена копия ответа от 26 апреля 2018 г. №.
Касьянова Н.В., указав, что ей не была оказана услуга, уведомление о признании ее малоимущей и нуждающейся в государственной помощи ей не выдано, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Касьяновой Н.В., суд первой инстанции исходил из того, что Министерство социальной защиты населения Кузбасса не осуществляет полномочий по определению права на государственную социальную помощь в соответствии с Законом Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. № 140-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам», представленные в материалы дела обращения Касьяновой Н.В. в территориальное управление Заводского района администрации города Кемерово по вопросу подтверждения статуса малоимущего гражданина для оказания государственной социальной помощи, а также в Управление социальной защиты населения администрации г. Кемерово о выдаче копии ответа от 26 апреля 2018 г. № рассмотрены уполномоченными органами в установленном законом порядке и сроки, Касьяновой Н.В. даны ответы в пределах полномочий с разъяснением порядка постановки на учет в качестве нуждающегося, а также о необходимости предоставлении документов для подтверждения статуса малоимущего, однако с заявлением о постановке на учет для подтверждения статуса малоимущего гражданина для оказания государственной социальной помощи Касьянова Н.В. в установленном законом порядке с приложением необходимых документов не обращалась.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, указав, что они основаны на правильно установленных обстоятельствах по делу, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, соответствует требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами регулируются Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В силу абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (абзац второй статьи 3).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
На основании статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Законом Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. № 140-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» определены размер, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, место жительства или место пребывания которых находится на территории Кемеровской области - Кузбасса (далее - государственная социальная помощь).
Согласно статье 2 Закона Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. № 140-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» получателями государственной социальной помощи в соответствии с настоящим Законом являются: малоимущие семьи, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума семьи (далее - малоимущие семьи); малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже установленных высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса величин прожиточных минимумов соответствующей социально-демографической группы населения (далее - малоимущие одиноко проживающие граждане).
В Кемеровской области - Кузбассе оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат (социальное пособие, денежная выплата на основании социального контракта) (статья 2-1 Закона Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. № 140-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам»).
Пунктом 3 статьи 5 Закона Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. № 140-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» установлено, что условия и порядок назначения и выплаты социального пособия и денежной выплаты на основании социального контракта, порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта устанавливаются высшим исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Законом Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. № 140-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам» постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 9 декабря 2020 г. № 734 утверждены условия и порядок предоставления, а также установления размеров государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде денежной выплаты на основании социального контракта (далее - порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта) (далее по тексту – Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что гражданин от имени своей семьи или от себя лично (если он одиноко проживающий) обращается в уполномоченный орган по месту жительства (месту пребывания) для предоставления социального пособия.
При обращении в уполномоченный орган гражданин представляет документы, перечисленные в пункте 3.2 Порядка.
Согласно пункту 4.1 Порядка при приеме заявления и документов (сведений) примерного перечня, копий документов уполномоченный орган: разъясняет гражданину порядок назначения и выплаты социального пособия (при личном обращении); проверяет соответствие сведений, указанных в заявлении, и данных, содержащихся в представленных документах (сведениях) примерного перечня, копиях документов; проверяет наличие документов (сведений) примерного перечня, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, копий документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина; сверяет копии представленных документов (сведений) примерного перечня, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, копии документов с подлинниками, заверяет их и возвращает гражданину подлинники. При заверении соответствия копии подлиннику в конце копии проставляется надпись (штамп) о сличении с подлинником, копия заверяется подписью специалиста уполномоченного органа с указанием фамилии, инициалов и даты заверения (при личном обращении); регистрирует заявление в журнале приема документов для предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия. При этом дата регистрации заявления в случае его подачи через многофункциональный центр является датой его регистрации в многофункциональном центре.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней, а в случае принятия решения о проведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Порядка - в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления принимает решение о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи в виде социального пособия по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и направляет гражданину уведомление о назначении (об отказе в назначении) государственной социальной помощи в виде социального пособия по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт его получения. Срок принятия решения приостанавливается в случае непоступления сведений, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с подпунктом 4.5.1 настоящего Порядка. При этом решение выносится не позднее 2 рабочих дней со дня их поступления (пункт 4.7 Порядка).
До 1 января 2021 г. действовали условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24 марта 2006 г. № 72 «О реализации Закона Кемеровской области от 08.12.2005 № 140-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам».
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве социальной защиты населения Кузбасса, утвержденным постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 11 февраля 2020 г. № 60, Министерство социальной защиты населения Кузбасса является исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения в пределах предоставленных ему полномочий.
Министерство координирует деятельность органов социальной защиты населения муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса (далее - органы социальной защиты населения), обеспечивает в пределах своей компетенции проведение единой государственной социальной политики и осуществляет управление в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения и иных непосредственно связанных с ними отношений (пункт 1.3 Положения о Министерстве социальной защиты населения Кузбасса).
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» даны разъяснения о том, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом законом установлена презумпция вины причинителя вреда, которая предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший же представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий - если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Исследовав фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что Касьянова Н.В. за оказанием государственной социальной помощи в установленном порядке в уполномоченный орган не обращалась, спорные правоотношения по своему содержанию являются отношениями в сфере оказания государственной социальной помощи, к заявленным Касьяновой Н.В. требованиям не могут быть применены положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Министерство социальной защиты населения Кузбасса не осуществляет полномочий по определению права на государственную социальную помощь в соответствии с Законом Кемеровской области от 8 декабря 2005 г. № 140-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам», в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о причинении Касьяновой Н.В. физических и нравственных страданий в результате действий ответчика, непосредственно направленных на нарушение ее личных неимущественных прав либо посягающих на ее нематериальные блага, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Касьяновой Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы Касьяновой Н.В. не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку настоящее дело на рассмотрение в другой суд не передавалось, определением Заводского районного суда г. Кемерово от 12 февраля 2024 г. к участию в настоящем деле в качестве соответчика привлечено Управление социальной защиты населения администрации города Кемерово.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заводского районного суда г. Кемерово от 13 мая 2024 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30 июля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Касьяновой Натальи Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Мотивированное определение изготовлено 27 ноября 2024 г.