Дело № 2-238/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Змиёвка 30 июня 2015 года
Свердловский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Воловиковой И.В.,
с участием пом. прокурора Свердловского района Орловской области Н.,
представителя ответчика Ю.,
при секретаре судебного заседания Свириной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Исполняющего обязанности прокурора Свердловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свердловского района Орловской области и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Богодуховская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Свердловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Свердловского района Орловской области и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Богодуховская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий. В обосновании требований указал, что прокуратурой Свердловского района проведена проверка в сфере исполнения законодательства об антитеррористической защищенности учреждений образования. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в МБОУ «Богодуховская СОШ», находящейся по адресу: <адрес> отсутствует система видеонаблюдения. Отсутствие системы видеонаблюдения, охраны охранными предприятиями, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, прибывающих в образовательном учреждении, из которых большинство дети, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
На выявленные нарушения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес директора МБОУ «Богодуховская СОШ» внесено представление, однако до настоящего времени нарушения не устранены, система видеонаблюдения не установлена. Отсутствие системы видеонаблюдения свидетельствует о недостаточной деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения, в том числе на предмет антитеррористической защищенности, так как создает условия для беспрепятственного доступа на территорию и в учреждение посторонних лиц с целью совершения антиобщественных действий, в том числе террористического характера, что создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровья учащихся, преподавателей и других граждан. Просит суд обязать администрацию Свердловского района Орловской области и МБОУ «Богодуховская СОШ» установить систему видеонаблюдения в МБОУ «Богодуховская СОШ» по адресу: <адрес>.
В судебном заседании пом. прокурора Свердловского района Орловской области Н. обстоятельства, изложенные в заявлении, подтвердил, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика – администрации Свердловского района Орловской области Ю. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика – МБОУ «Богодуховская СОШ» в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дате и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.ст. 5 и 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и подписанной от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицированной Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственным или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства- участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры; обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
В соответствии со ст. ст. 4 и 9 Федерального закона РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Согласно статьям 20, 41, 38 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В соответствии п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательное учреждение создает необходимые условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу ст. 2 Федерального закона РФ от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму является деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
Согласно п.п. е п. 21 Концепции, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 № 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно пункту 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденному Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Согласно Главе I "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденному Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10 требования настоящего свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям. К перечню основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, относятся также общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты и т.п.).
В судебном заседании установлено, что в МБОУ «Богодуховская СОШ», расположенном по адресу: <адрес> отсутствует система видеонаблюдения, в связи с чем, прокуратурой Свердловского района Орловской области в адрес директора МБОУ «Богодуховская СОШ» было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности учащихся образовательных учреждений (л.д. 4-5).
Администрацией МБОУ «Богодуховская СОШ» данное представление рассмотрено, по результату рассмотрения приняты меры: заключен договор на установку системы видеонаблюдения в школе; начальнику управления образования, молодежи и спорта направлена заявка о выделении денежных средств для установки системы видеонаблюдения; объявлено замечание ответственному за безопасность жизни и здоровья учащихся (л.д. 6-10).
Таким образом, отсутствие системы видеонаблюдения свидетельствует о недостаточной деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения, в том числе на предмет антитеррористической защищенности, так как создает условия для беспрепятственного доступа на территорию и в учреждение посторонних лиц с целью совершения антиобщественных действий, в том числе террористического характера, что создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровья учащихся, преподавателей и других граждан, в связи с чем суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Исполняющего обязанности прокурора Свердловского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Свердловского района Орловской области и Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Богодуховская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию Свердловского района Орловской области и Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Богодуховская средняя общеобразовательная школа» установить систему видеонаблюдения в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Богодуховская средняя общеобразовательная школа», расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня вынесения, подачей жалобы через Свердловский районный суд.
Председательствующий И.В. Воловикова