Дело №
№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Лешуконский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Козяйкиной Е.Н.,
при секретаре Сахаровой Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лешуконского районного суда <адрес> (постоянное судебное присутствие <адрес>) гражданское дело по иску Лимонникова Ивана Ивановича к Министерству транспорта <адрес> о признании права собственности на снегоход, обязании зарегистрировать (поставить на учет) указанный снегоход с выдачей дубликата паспорта самоходной машины,
УСТАНОВИЛ:
Лимонников И.И. обратился в суд с указанным иском к Министерству транспорта <адрес>, указав в обосновании требований, что на основании договора купли-продажи самоходной машины от ДД.ММ.ГГГГ добросовестно, открыто и непрерывно владеет снегоходом марки <данные изъяты> как своей собственной. Паспорт самоходной машины (снегохода) при транспортировке был утерян. ДД.ММ.ГГГГ обращался в органы гостехнадзора для регистрации снегохода, однако был получен отказ из-за отсутствия паспорта ПСМ. С учетом указанных обстоятельств, не может подтвердить право собственности на снегоход, зарегистрировать его в установленном порядке. Просит признать право собственности на самоходную машину (снегоход) марки <данные изъяты>, заводской №, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, обязать Министерство транспорта <адрес> зарегистрировать (поставить на учет) указанный снегоход с выдачей дубликата паспорта самоходной машины,
Истец Лимонников И.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик – Министерство транспорта <адрес>, извещенное о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, возражений на иск не представило.
Третье лицо – Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес>, извещено о времени и месте рассмотрения дела. Представитель в письменном отзыве просил дело рассмотреть без его участия, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в инспекцию гостехнадзора <адрес> обратился гражданин Лимонников И.И. с заявлением о регистрации снегохода <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ выпуска, заводской номер № двигатель № цвет – белый. При рассмотрении предъявленных документов, осмотре, проверке данных снегохода по ведомственной базе инспекции было установлено, что данный снегоход ранее на учете в Инспекции не состоял, в розыске не числится, под арестом не находится и у заявителя отсутствует паспорт самоходной машины, который должен выдавать завод изготовитель техники. С учетом данного факта Лимонникову И.И. было отказано в регистрации снегохода.
Третье лицо – АО <данные изъяты> в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом, отзыва не представило.
Третье лицо – ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, письменно просил дело рассмотреть без его участия, подтвердил, что ДД.ММ.ГГГГ продал снегоход <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, Лимонникову И.И.
По определению суда в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассматривает дело без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 8, 35 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Ст. 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В силу п.2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п.1 ст. 223 ГК РФ, моментом возникновения права собственности у приобретателя вещи по договору является момент ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п.2 ст.223 ГК РФ).
Государственной регистрации в силу п.1 ст.131 ГК РФ подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) п.1 ст.130 ГК РФ относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.
В п.2 ст.130 ГК РФ установлено, что вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Согласно п.1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Транспортные средства не отнесены законом к объектам недвижимости, в связи с чем, относятся к движимому имуществу.
Разрешая спор, суд принимает во внимание то, что при отчуждении транспортного средства действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя - момент передачи транспортного средства.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> между ФИО4 и Лимонниковым И.И. был заключен договор купли-продажи самоходной машины: снегоход <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, заводской номер №, номер двигателя №, основной ведущий мост(ы) гусеница, цвет белый. Самоходная машина оценена сторонами в размере 100000 рублей, передана покупателю.
Таким образом, право собственности на спорное транспортное средство возникло у истца ДД.ММ.ГГГГ и никем не оспаривается, кроме того, подтверждается письменными показаниями продавца ФИО4
Также установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в инспекцию гостехнадзора <адрес>ов для постановки снегохода на регистрационный учет, однако получил отказ, в связи с отсутствием паспорта самоходной машины.
На момент обращения истца в гостехнадзор <адрес> для регистрации снегохода, действовала редакция п. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» которой предусматривалось, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Порядок такого допуска определяется постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники» устанавливающим, что государственная регистрация техники осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора), за собственником техники (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим техникой на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителем либо опекуном (попечителем) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником техники, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником техники (далее - владелец техники).
В силу п. 6 названных Правил государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники.
Для государственной регистрации техники представляются документы, в том числе, паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники со статусом «действующий» в системе электронных паспортов самоходной машины и других видов техники, оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от ДД.ММ.ГГГГ (далее - электронный паспорт техники), с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 16 настоящих Правил.
Согласно п.8, 9 указанных Правил, государственная регистрация техники производится органом гостехнадзора по месту обращения владельца техники вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами техники, в пределах одного субъекта Российской Федерации. Государственная регистрация техники, принадлежащей гражданам Российской Федерации и индивидуальным предпринимателям, производится органом гостехнадзора с внесением в региональную информационную систему, используемую органами гостехнадзора при государственной регистрации техники (далее - система учета), адреса их места жительства на территории Российской Федерации.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что при проведении государственной регистрации техники (внесении изменений в регистрационные данные) на основании заявления владельца техники по форме, приведенной в приложении № или 2 к настоящим Правилам, выдается дубликат паспорта техники или выписка из электронного паспорта техники взамен утраченного, непригодного для использования или не соответствующего установленному образцу.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины (далее именуются - самоходные машины и другие виды техники), кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования, и установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
В указанном нормативном акте также предписано, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации (пункт 1)
В пункте 2 указанного постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № определены органы (организации), уполномоченные выдавать паспорта на самоходные машины и другие виды техники, а также установлено, что дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются: предприятиями-изготовителями - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после ДД.ММ.ГГГГ, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после ДД.ММ.ГГГГ; таможенными органами Российской Федерации - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после ДД.ММ.ГГГГ; органами гостехнадзора - во всех остальных случаях.
Правительством <адрес> утверждено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации самоходных машин и других видов техники в <адрес>», который устанавливает порядок предоставления государственной услуги по государственной регистрации самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) (далее - паспорт самоходной машины), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины (электронные паспорта самоходной машины) (далее - техника), а также стандарт предоставления государственной услуги, включая сроки и последовательность административных процедур и административных действий территориальных органов министерства транспорта <адрес> - государственных инспекций по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники городов, районов <адрес> (далее - территориальные органы) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги.
Так согласно п. 16 регламента для регистрации техники заявитель представляет в территориальный орган, в том числе паспорт самоходной машины с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта самоходной машины со статусом «действующий» в системе электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, оформленного в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов (далее - электронный паспорт), с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, если на технику оформлен электронный паспорт самоходной машины.
Согласно п.39 регламента для регистрации техники, основаниями для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные являются следующие обстоятельства: отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с настоящим административным регламентом.
Из искового заявления следует, что паспорт самоходной машины: снегохода марки <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, заводской №, двигатель №, цвет - белый, истцом был утерян.
По сообщению Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники <адрес>, снегоход ранее на учете не состоял, в розыске не числится, под арестом не состоит.
Договор купли-продажи самоходной машины, заключенный между ФИО4 и Лимонниковым И.И., является состоявшимся, что подтверждает наличие правовых оснований для признания за истцом права собственности на снегоход. Факт приобретения истцом именно снегохода <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, заводской номер № номер двигателя №, цвет - белый, подтверждается актом проведения осмотра машины со сверкой номерных агрегатов самоходной машины, составленного ДД.ММ.ГГГГ государственным инженером-инспектором гостехнадзора <адрес> Указанный снегоход не является изделием кустарного производства, что подтверждается паспортом № регистрационной картой от ДД.ММ.ГГГГ ОАО <данные изъяты>
Принимая во внимание вышеприведенные нормы закона и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения исковых требований Лимонникова И.И. к Министерству транспорта <адрес> о признании права собственности на снегоход, обязании зарегистрировать (поставить на учет) указанный снегоход с выдачей дубликата паспорта самоходной машины.
Предъявление истцом заявления в порядке искового производства в данном случае суду не предоставляет возможным применение положений ст. 100 ГПК РФ и ст. 98 ГПК РФ для взыскания с ответчика расходов, связанных с рассмотрением дела.
По смыслу ст.ст. 98, 100 ГПК РФ, судебные издержки возмещаются при разрешении судами материально-правовых споров. Поскольку рассмотрение дел, предусмотренных главами 28-30, 32-34, 36,38 ГПК РФ, направлено на установление юридических фактов, определение правового статуса привлеченных к участию в деле лиц или правового режима объектов права, а не на разрешение материально-правового спора, издержки, понесенные в связи с рассмотрением указанных категорий дел, относятся на лиц, участвующих в деле, которые их понесли, и не подлежат распределению по правилам гл. 7 ГПК РФ (п.18 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрение дела»).
В данном случае судебные расходы должны быть отнесены на истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против ответчика, не имеющего противоположных с истцом юридических интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Лимонникова Ивана Ивановича к Министерству транспорта <адрес> о признании права собственности на снегоход, обязании зарегистрировать (поставить на учет) указанный снегоход с выдачей дубликата паспорта самоходной машины, удовлетворить.
Признать за Лимонниковым Иваном Ивановичем право собственности на снегоход <данные изъяты>, заводской номер №, год выпуска – ДД.ММ.ГГГГ, номер двигателя №, цвет – белый.
Обязать Министерство транспорта <адрес> выдать Лимонникову Ивану Ивановичу дубликат паспорта самоходной машины: снегоход <данные изъяты>, заводской номер №, год выпуска – ДД.ММ.ГГГГ, номер двигателя №, цвет – белый.
Обязать Министерство транспорта <адрес> зарегистрировать (поставить на учет) снегоход <данные изъяты>, заводской номер №, год выпуска – ДД.ММ.ГГГГ, номер двигателя №, цвет – белый, на имя Лимонникова Ивана Ивановича.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Лешуконский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н. Козяйкина