Дело № 2-285/2023
03RS0037-01-2023-000060-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 апреля 2023 года село Толбазы
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ахметова Р.Р., при секретаре Нигматуллиной А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аургазинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Батыровский сельский совет муниципального района Аургазинский район РБ об обязании устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Аургазинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Батыровский сельский совет муниципального района Аургазинский район РБ об обязании устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления. В обоснование требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что проведена проверка в деятельности администрации сельского поселения Батыровский сельсовет МР <адрес> РБ, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления. Места накопления ТКО (контейнеры) в д. Староитикеево размещены напротив домов по адресам: <адрес>; <адрес>. На территории сельского поселения не обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов, с подъездными путями, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что не соответствует требованиям главы II п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Расстояние от контейнеров до индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> составляет ориентировочно 30 м. (при норме не менее 20 м и не более 100 м), расстояние от контейнера до индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> составляет ориентировочно 20 м. (при норме не менее 20 м и не более 100 м.), что соответствует требованиям главы II п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту – СанПин 2.1.36842-21. Расстояние от контейнера по <адрес> до пожарного водозабора составляет ориентировочно менее 5 метров. Раздельное накопление отходов не предусмотрено, что не исключает смешивание различных видов отходов. В 1 контейнере без крышки напротив <адрес> контейнере напротив <адрес> не обеспечено проведение уборки и выявлено попадание отходов из мусоросборников на прилегающую территорию, что соответствует требованиям главы II п.п. 8, 9, 13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. На прилегающей территории отмечено попадание мусора, листвы и сухих веток. Протокол согласия жильцов на уменьшение расстояния от контейнеров до жилых домов не представлен, в связи с чем уменьшение расстояния на 25% не проводилось. Места накопления ТКО (контейнеры) по адресам: <адрес> не соответствуют требованиям п.п. 3,8,9,13 главы II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. На основании изложенного, истец с учетом уточнения просит обязать Администрацию сельского поселения Батыровский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в 4-х месячный срок после вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки на специальных площадках накопления ТКО согласно требованиям главы II п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 (мусоросборных металлических бункерах) по адресу: <адрес>, рядом с домом №а; установить твердое покрытие, оборудовать ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, сделать покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод на специальных площадках накопления ТКО согласно требованиям главы II п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 (мусоросборный металлический бункер) по адресу: <адрес>, рядом с домом №а.
Суд, исследовав письменные материалы дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления»- основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
- использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
- доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 8 № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ."О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.3 главы II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами (1) должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Материалами дела установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации сельского поселения Батыровский сельсовет.
Проверкой установлено, что места накопления ТКО (контейнеры) в
д. Староитикеево размещены напротив домов по адресам: <адрес>.
На территории сельского поселения не обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов, с подъездными путями, твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что не соответствует требованиям главы II п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Расстояние от контейнеров до индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> составляет ориентировочно 30 м. (при норме не менее 20 м и не более 100 м), расстояние от контейнера до индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, составляет ориентировочно 20 м. (при норме не менее 20 м и не более 100 м.), что соответствует требованиям главы II п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту – СанПин 2.1.36842-21.
Расстояние от контейнера по <адрес> до пожарного водозабора составляет ориентировочно менее 5 метров. Раздельное накопление отходов не предусмотрено, что не исключает смешивание различных видов отходов.
В 1 контейнере без крышки напротив <адрес> не обеспечено проведение уборки и выявлено попадание отходов из мусоросборников на прилегающую территорию, что соответствует требованиям главы II п.п. 8, 9, 13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. На прилегающей территории отмечено попадание мусора, листвы и сухих веток. Протокол согласия жильцов на уменьшение расстояния от контейнеров до жилых домов не представлен, в связи с чем уменьшение расстояния на 25% не проводилось.
В связи с чем, места накопления ТКО (контейнеры) по адресам: <адрес>;
<адрес>, не соответствуют требованиям п.п. 3,8,9,13 главы II СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
Таким образом, оценив все письменные доказательства, доводы сторон в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применив вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора <адрес> Республики Башкортостан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
исковое заявление прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения Батыровский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в 4-х месячный срок после вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно:
-Установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки на специальных площадках накопления ТКО согласно требованиям главы II п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 (мусоросборных металлических бункерах) по адресу: <адрес>, рядом с домом №а;
-Установить твердое покрытие, оборудовать ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, сделать покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод на специальных площадках накопления ТКО согласно требованиям главы II п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 (мусоросборный металлический бункер) по адресу: <адрес>, рядом с домом №а.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья п/п Р.Р.Ахметов
Копия верна.
Судья Р.Р.Ахметов