Решение по делу № 2-905/2021 от 08.06.2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 августа 2021 г. <адрес>

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., при секретаре-помощнике судьи ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании факта утраты родительского попечения над ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения со стороны матери в несовершеннолетнем возрасте с момента учреждения опеки ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

    ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании факта утраты родительского попечения над ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения со стороны матери в несовершеннолетнем возрасте с момента учреждения опеки ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что постановлением главы администрации <адрес> РД над ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была учреждена опека по причине смерти отца - ФИО4 и тяжелой болезни матери ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся инвали<адрес> группы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред.от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не "являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору "социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с вышеназванной нормой закона ФИО1 является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения, так как ни в ее собственности, ни в собственности ее родителей закрепленного жилого помещения не имеется и ранее не имелось. В настоящее время ФИО1 находится в списке лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Между тем, от начальника отдела опеки и попечительства администрации MP "<адрес>" получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ , где указано, что в случае непредставления подтвержденного решением суда факта утраты родительского попечения над ФИО1, гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, в части обеспечения жильем, на ФИО1 не будут распространяться. В своем письме начальник отдела опеки и попечительства ссылается на ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст. 1 вышеназванного Закона детьми, оставшимися без попечения родителей признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

Фактически на тот момент, т.е. на 2012 год ФИО1 осталась без родительского попечения, в связи с чем над ней и была учреждена опека. Судебного решения об установлении факта отсутствия родительского попечения или иного документа, подтверждающего факт утраты родительского попечения не требовалось.

В 2012 году компетентными должностными лицами с выездом по месту ее проживания, было установлено, что ФИО1 осталась без родительского попечения и для защиты ее интересов была учреждена опека. Опекуном был назначен он - ФИО2 1956 года рождения.

Хочется отметить, что мать ФИО1, по причине тяжелого заболевания не имела физической возможности воспитывать, содержать и ухаживать за своей дочерью. Это подтверждается инвалидной справкой, выданной на мать ФИО3 серии МСЭ -2004 , а отец ФИО4 1957 года рождения умер о чем свидетельствует свидетельство о смерти 1- БД , от ДД.ММ.ГГГГ.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленным законом (статья 39, часть 1).

Согласно ст.ст. 3,4 «Конвенции о правах ребенка» во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства - участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и, в соответствующих случаях, членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществление им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Согласно ст. 266 ГПК РФ заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

Установление факта отсутствия родительского попечения над ФИО1 с момента учреждения опеки, необходимо для реализации принадлежащего ей права на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, установленным законом. В ином порядке, кроме как обращение в суд, установить данный факт не представляется возможным.

Заявитель ФИО2 при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времен рассмотрения дела.

Представитель органа опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» ФИО6 при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимала, просила суд удовлетворить заявленные требования и рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления ФИО2 по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В части 2 указанной статьи приведен перечень случаев, где суд вправе установить юридические факты.

В п.10 ч.2 ст.264 ГПК РФ также сказано, что суд рассматривает дела об установлении других имеющих значение фактов.

Поскольку, установление факта отсутствие родительского попечения в отношении несовершеннолетних детей порождает юридические последствия, то суд вправе рассмотреть такие дела.

Из паспорта серии 82 17 983158 усматривается, что он выдан на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из справки серии МСЭ-2004 усматривается, что ФИО3, 1959 года рождения ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность второй группы третьей степени бессрочно по общему заболеванию.

Из постановления главы МО « <адрес>» за от 11.10.2012г. усматривается, что ФИО2 назначен опекуном над несовершеннолетней ФИО1 по причине того, что -отец несовершеннолетней ФИО4 умер(свидетельство о смерти 1-БД от 30.08.2012г.), а мать –ФИО3 является инвали<адрес> группы, исключающая трудоспособность)

Таким образом, судебным разбирательством по делу установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью ФИО4, умершего 30.08.2012г. и ФИО3, которая является инвали<адрес> группы третьей степени, которой установлена ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

В связи с чем, над несовершеннолетней ФИО1 был назначен опекуном ФИО2

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что в связи с тем, что отец несовершеннолетней умер, а мать ФИО3 в связи с ее болезнью не могла исполнять родительские обязанности над несовершеннолетней была установлена опека с 10.10.2012г. и до достижения совершеннолетия. Данные доказательства имеются в деле.

Согласно ст. 265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетней об установлении, которого просит заявитель, имеет для нее юридическое значение и необходим для определения юридического статуса несовершеннолетнего.

В соответствии п.п. «е» п.35 Порядка и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей документом, являющимся основанием для назначения и выплаты единовременного пособия, является решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком. Установление факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним, имеет юридическое значение, поскольку при установлении указанного юридического факта у заявителя возникает право в соответствии ст.12.1 «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Согласно ст.3 ФЗ РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п.5 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ н утвердившим, Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, для назначения и выплаты пособия заявитель должен обратиться в отдел опеки с соответствующим заявлением и документами, перечень которых определен указанным порядком.

В соответствии со ст. 12.1 ФЗ РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

    В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 СК и ст. 145 СК; п. 1 ст. 35 ГК; ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т. п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст. 121 СК; п. 3 ст. 31 ГК).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что отец несовершеннолетней ФИО1ФИО4 умер и мать ФИО3 в связи с ее болезнью и состоянием здороья не в состоянии была исполнять родительские обязанности в период с 2012 года и по достижении совершеннолетия она оставалась без попечения родителей.

Следовательно, требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд.

Р Е Ш И Л :

    Заявление представителя ФИО2 удовлетворить.

Установить юридический факт в соответствии с которым признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения оставшейся без попечения родителей с 2012 г. по достижении ей 18 летнего возраста.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

Судья: З.И. Алибулатов

Р Е Ш Е Н И Е

Вводная и резолютивная части

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., при секретаре-помощнике судьи ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании факта утраты родительского попечения над ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения со стороны матери в несовершеннолетнем возрасте с момента учреждения опеки ДД.ММ.ГГГГ,

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд.

Р Е Ш И Л :

    Заявление представителя ФИО2 удовлетворить.

Установить юридический факт в соответствии с которым признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения оставшейся без попечения родителей с 2012 г. по достижении ей 18 летнего возраста.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

Судья: З.И. Алибулатов

Составление мотивированного решения суда отложено до ДД.ММ.ГГГГ

2-905/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Рабаданов Габибулла Алиевич
Другие
Отдел опеки и попечительства Каякентского района РД
Бахмудова Хадижат Курбановна
Суд
Каякентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Алибулатов Зияудин Ибрагимович
Дело на странице суда
kajakentskiy.dag.sudrf.ru
08.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2021Передача материалов судье
14.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2021Подготовка дела (собеседование)
02.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2021Судебное заседание
06.08.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.08.2021Судебное заседание
23.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее