УИД 39RS0020-01-2021-001618-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«16» февраля 2022 года город Светлогорск
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Маношиной М.А.,
при секретаре судебного заседания Суродиной С.А.,
с участием:
представителя истца, Пахунова А.М., Пальцева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пахунова А.М. к МУП «Светлогорскмежрайводоканал», третье лицо - администрация муниципального образования «Светлогорский городской округ», о признании незаконным решения об отзыве выданных технических условий для проектирования водопроводных сетей,
УСТАНОВИЛ:
Пахунов А.М. обратился в суд с иском к МУП «Светлогорскмежрайводоканал», о признании незаконным решения об отзыве выданных технических условий для проектирования водопроводных сетей индивидуального жилого дома. В обосновании заявленных требований истец указывает, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <Адрес>, площадью 3800 кв.м..Основанием возникновения права пользования земельным участком является договор <№> на передачу в аренду земель Светлогорского городского округа от <Дата> и договор уступки права аренды от <Дата>.Указанный земельный участок отнесён согласно Генеральному плану муниципального образования «Светлогорский городской округ» Калининградской области, утверждённому Постановлением Правительства Калининградской области от 11 февраля 2020 года № 59 (с изменениями от 03 августа 2020 года), к зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
На земельном участке истцом был построен и в установленном порядке зарегистрирован с присвоением кадастрового номера <№> индивидуальный жилой дом площадью 63,1 кв.м.. Перед началом строительства жилого дома истцом были получены технические условия <№> от <Дата> для проектирования водопроводных сетей (выданы МУП «Светлогорскмежрайводоканал»).
После окончания строительства жилого дома истцу стало известно о том, что технические условия на проектирование водопровода отозваны по причине отсутствия резерва мощности. Считает, что указанные действия по отзыву технических условий являются незаконными и нарушающими права и законные интересы истца так как, технические условия и (или) информация о плате за подключение объекта к централизованной системе водоснабжения и водоотведения предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83 «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее - Правила).
Процедура аннулирования (отзыва) ранее выданных технических условий, срок действия которых ещё не истёк, действующим законодательством не предусмотрена.
Выдача истцу технических условий, а также согласование акта выбора трассы инженерных коммуникаций означает, что на момент обращения истца и принятия решения о выдаче технических условий у ответчика имелась свободная мощность, необходимая для осуществления холодного водоснабжения ИЖД истца, а также техническая возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения.
Поскольку возможность отзыва ранее выданных технических условий Правилами не предусмотрена, а срок на обращение с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не истёк, выданные истцу технические условия являются действующими.
Таким образом, истец полагает, что действия ответчика по отзыву ранее выданных технических условий не соответствуют Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83 и нарушают права и законные интересы истца.
Более того, как указал Пахунов А.М. в исковом заявлении, действия МУП «Светлогорскмежрайводоканал» по отзыву выданных истцу технических условий направлены на создание для истца дискриминационных условий доступа к услугам по холодному водоснабжению и водоотведению.
МУП «Светлогорскмежрайводоканал» включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
ФЗ «О защите конкуренции» запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, по ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либонеопределённого круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на не дискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83 «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», Пахунов А.М. просит иск удовлетворить в полном объёме.
В судебное заседание истец Пахунов А.М. не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещён. Его представитель по доверенности - Пальцев А.В. в суде поддержал исковые требования в полном объёме, подтвердив доводы, изложенные в иске.
Ответчик - МУП «Светлогорскмежрайводоканал» представителя в суд не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещён. Ранее в судебных заседаниях представитель ответчика пояснял, что с заявленными требованиями ответчик не согласен, так как на момент запроса Пахуновым А.М. технических условий, резерв мощности отсутствовал, что является основанием для отказа в выдаче технических условий. Вместе с тем, порядок отзыва неправильно выданных технических условий законодательством не урегулирован, однако Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения запрет на отзыв технических условий не установлен.
Представитель третьего лица, администрации МО «Светлогорский городской округ», в суд не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях представитель третьего лица пояснял, что возражает против удовлетворения заявленных Пахуновым А.М. требований, так как резерв мощности отсутствовал, поэтому МУП «Светлогорскмежрайводоканал» законно отозвали выданные истцу ранее технические условия.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
МУП «Светлогорскмежрайводоканал» включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры (приказ Федеральной службы по тарифам от 05 мая 2015 года № 890-э «О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль», номер в реестре 39.В.8).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года) «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») доминирующим положением признаётся положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке.
Согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либонеопределённого круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.
Пунктом 8 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 года) «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях») субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на не дискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренным статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 05 мая 2015 года № 890-э «О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» Муниципальное унитарное предприятие «Светлогорскмежрайводоканал» муниципального образования городское поселение «Город Светлогорск» включено в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории Калининградской области.
Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года № 83 утверждены «Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее - Правила № 83).
Так, согласно пункту 6 Правил № 83, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительств или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истёк срок их действия, а также если истёк срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
В соответствии с пунктом 7 указанных Правил организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем водоснабжения и водоотведения, а также с учётом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счёт средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, а также на случаи подключения к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 8 Правил № 83 запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должен содержать:
- наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес;
нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос;
правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка);
информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства;
информацию о разрешённом использовании земельного участка;
- информацию о предельных параметрах разрешённого строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку;
- необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения;
- планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
- планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
В соответствии с пунктом 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение семи рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либопредоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Согласно пункту 10 Правил № 83 технические условия должны содержать следующие данные:
- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;
срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;
срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее пяти лет, а в остальных случаях не менее трёх лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Пунктом 12 Правил № 83 установлено, что в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истёк срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:
на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приёму сточных вод и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учётом указанного анализа;
с учётом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно технического обеспечения;
- с учётом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а в отношении сетей водоснабжения и водоотведения также с учётом схем водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 13 Правил № 83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует:
- при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объёма ресурса;
- при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
Согласно пункту 16 указанных Правил обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение одного года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Процедура аннулирования (отзыва) ранее выданных технических условий, срок действия которых еще не истек, законодательством не предусмотрена.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Пахунов А.М. является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <Адрес>, площадью 3800 кв.м..
<Дата> МУП «Светлогорскмежрайводоканал» выдало Пахунову А.М. технические условия <№> для проектирования водопроводных сетей индивидуального жилого дома в <Адрес>, (кадастровый <№>) сроком действия - три года.
<Дата> МУП «Светлогорскмежрайводоканал» согласован акт выбора трасы наружного водопровода и канализации.
Уведомлением от <Дата> исх. <№> МУП «Светлогорскмежрайводоканал» отозвал технические условия <№> от <Дата> в связи с отсутствием резерва мощности производства ресурса в <Адрес>, указав, что присоединение будет возможно после строительства нового водозабора в <Адрес>.
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена процедура отзыва и аннулирования выданных технических условий. Кроме того, представленный в материалы дела справочные данные (л.д.130) не подтверждают отсутствие резерва свободной мощности на момент выдачи технических условий заявителю.
Возражая против удовлетворения заявленных Пахуновым А.М. требований, ответчик указывает, что технические условия отозваны в связи с невозможностью их реализации из-за отсутствия на момент запроса резервов мощности для осуществления водоотведения в соответствии с пунктами 12 и 13 Правил № 83.
Однако, определив и предоставив Пахунову А.М. вышеуказанные технические условия с учётом положений пунктов 9, 12, 13 Правил № 83, ответчик подтвердил на момент обращения Пахунова А.М. наличие резерва свободной нагрузки в сетях водоснабжения и водоотведения в районе спорного земельного участка.
Более того, <Дата> ответчиком согласован акт выбора трассы наружных сетей водопровода и канализации, что также подтверждает наличие резерва свободной мощности.
Вместе с тем Правилами № 83 не предусмотрена процедура отзыва и аннулирования выданных технических условий. Правилами № 83 предусмотрена возможность изменения параметров выданных технических условий по истечении срока их действия.
Представленные МУП «Светлогорскмежрайводоканал» в ходе административного расследования справочные материалы из журнала учёта водопользования не подтверждают отсутствие резерва свободной мощности на момент выдачи технических условий Пахунову А.М..
При таких обстоятельствах, суд полагает, что решение МУП «Светлогорскмежрайводоканал» <№> от <Дата> об отзыве выданных Пахунову А.М. технических условий на проектирование водопровода <№> от <Дата> для подключения индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <№>, по адресу: <Адрес>, является незаконным.
Более того, <Дата> в отношении МУП «Светлогорскмежрайводоканал» составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
По итогам рассмотрения протокола и других материалов дела об административном правонарушении <Дата> руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области в соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ вынесено постановление, согласно которому МУП «Светлогорскмежрайводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Пахунова А.М. к МУП «Светлогорскмежрайводоканал», третье лицо - администрация муниципального образования «Светлогорский городской округ», о признании незаконным решения об отзыве выданных технических условий для проектирования водопроводных сетей, - удовлетворить в полном объёме.
Признать незаконным решение МУП «Светлогорскмежрайводоканал» об отзыве выданных Пахунову А.М. технических условий <№> от <Дата> для проектирования водопроводных сетей для подключения индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу: <Адрес>.
В соответствии со ст.ст.320, 320.1, 321 ГПК РФ, настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено «24» февраля 2022 года.
Председательствующий судья М.А. Маношина