УИД 92RS0004-01-2021-004018-66
Судья Истягина Н.М.. Дело № 21-393/2022
(номер дела в суде
первой инстанции 12-191/2022)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
27 июля 2022 года город Севастополь
Судья Севастопольского городского суда Бояринова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу защитника ООО «Благоустройство города «Севастополь» - Ловкачева А. А. на решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 20 апреля 2022 года и постановления старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального управления Росприроднадзора Порфирьева Е.А. от 26 августа 2021 года № 02-92-355П по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального управления Росприроднадзора Порфирьева Е.А. от 26 августа 2021 года № 02-92-355П ООО «Благоустройство города «Севастополь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.41 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, защитник ООО «Благоустройство города Севастополь» Ольжич О.О. подал в Нахимовский районный суд города Севастополя жалобу.
Определением судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 10 декабря 2021 года материалы дела направлены по подсудности в Ленинский районный суд города Севастополя.
Решением судьи Ленинского районного суда города Севастополя от20 апреля 2022 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 26 августа 2021 года № 02-92-355П оставлено без изменения, жалоба защитника - без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением судьи районного суда, защитник ООО «Благоустройство города Севастополь» Ловкачев А.А. подал в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя жалобу, в которой просит постановление должностного лица от 26 августа 2021 года, а также судебный акт от 20 апреля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Южное Межрегиональное управление Росприроднадзора.
В обоснование жалобы указывает, что выводы, изложенные в решении судьи основаны на неправильном определении всех обстоятельств дела, при грубом нарушении норм права об административных правонарушениях. Так, из содержания постановления по делу об административном правонарушении следует, что вывод контролирующего органа о виновности за административное правонарушение, основан лишь на том, что ООО «Благоустройство города «Севастополь» проведены мероприятия по перерасчету платы за НВОС. Между тем, вопросы о том, вносилась ли плата за НВОС, в каком размере и в какие сроки, исследованы не были.
Помимо этого, судья районного суда не выяснял, привлекалось ли Общество либо его должностное лицо к административной ответственности за аналогичные правонарушения за период с 30 июля 2021 года по 12 августа 2021 года.
Настоящая жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.
В судебном заседании защитник ООО «Благоустройство города «Севастополь» Ловкачев А.А., доводы жалобы поддержал в полном объеме.
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановление не явились, надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, на основании части 2 статьи 25.1, пункта 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со п.п. 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с п.2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, деятельностью связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно положениям п. 5 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности на основании названной выше нормы послужили содержащиеся в обжалуемых актах выводы о том, Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 30 июля по 12 августа 2021 года на основании решения о проведении выездной проверки № 02-ВП-П-З от 16 июля 2021 была проведена плановая проверка объекта 1категории Полигон ТКО «Первомайская балка», эксплуатируемого предприятием ООО «Благоустройство города Севастополь».
В ходе проверки установлено, что предприятием ООО «Благоустройство города Севатсополь» эксплуатировались стационарные неорганизованные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: труба дизельной генераторной подстанции резервного электроснабжения; трубы асбестовые диаметром 150 мм для отвода бигаза, а также неорганизованные источники: дезбарьер; емкость с фильтратом; канализационная насосная станция.
Согласно справке представленной Абонентской службой ООО «Благоустройство города Севастополь », за период с августа по декабрь 2020 года на полигон ТКО «Первомайская балка» поступило 4098, 12 тонн отходов «Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) код по ФККО 7 31 110 01 72 4), относящиеся к категории твердые коммунальные.
Плата за размещение указанных отходов в нарушение статей 16, 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.2 статьи 11, п.5 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Благоустройство города Севастополь» не вносилась.
На основании установленного факта старшим государственным инспектором, начальником отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального Управления Росприроднадзора Порфирьевым Е.А. 16 августа 2021 года составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.41 КоАП РФ в отношении ООО «Благоустройство города «Севастополь».
Постановлением старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального Управления Росприроднадзора Порфирьева Е.А. от 16 августа 2021 года ООО «Благоустройство города «Севастополь» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.41 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу о наличии в действиях ООО «Благоустройство города «Севастополь» события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.41 КоАП РФ.
С данными выводами согласиться нельзя в силу следующего.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции было установлено, что по результатам проведенной 16 июля 2021 года Роспотребнадзором проверки, постановлением старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального Управления Росприроднадзора Порфирьева Е.А. № 02-92-366П от 16 августа 2021 года должностное лицо – заместитель генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» Никонов Ф.Б. по результатам проверки от 16 июля 2021 года привлечён к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ.
В соответствии с Уставом ООО «Благоустройство города «Севастополь», утвержденным Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 января 2018 года № 434РДИ, единоличным исполнительным органом ООО «Благоустройство города «Севастополь» является Генеральный директор.
В соответствии с приказом генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь» № 179-Н от 07 октября 2020 года, ответственным за деятельность полигона «Первомайская балка» назначен заместитель генерального директора Никонов Ф.Б..
В соответствии с должностной инструкцией заместителя генерального директора ООО «Благоустройство города «Севастополь», Никонов Ф.Б. осуществляет руководство и обеспечивает контроль за структурными подразделениями предприятия, закрепленными согласно приказа генерального директора.
В связи с установленными обстоятельствами ООО «Благоустройство города «Севастополь» не подлежит привлечению к административной ответственности в силу пункта 4 статьи 2.1 КоАП РФ введенного Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ.
Так в частности, пунктом 4 статьи 2.1 КоАП РФ закреплено, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2.1 КоАП РФ, если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.
Судья апелляционного суда приходит к выводу о том, что ООО «Благоустройство города «Севастополь»» приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При таких обстоятельствах обжалуемые постановление административного органа и судебный акт, состоявшиеся в отношении ООО «Благоустройство города «Севастополь» о привлечении его к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда города Севастополя от 20 апреля 2022 года и постановления старшего государственного инспектора, начальника отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного Межрегионального управления Росприроднадзора Порфирьева Е.А. от 26 августа 2021 года № 02-92-355П по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статей 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Бояринова