Решение по делу № 3а-82/2020 от 06.09.2019

Дело №3а-82/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2020 года                                 г.Рязань

Рязанский областной суд г.Рязани в составе:

судьи Милашовой Л.В.,

при секретаре Васюговой М.В.,

с участием:

представителей административного истца Сальниковой Н.И. – Сычевой М.С.,

Сычева Р.В.,

представителя административного ответчика Министерства имущественных и

земельных отношений Рязанской области, заинтересованного лица ГБУ Рязанской

области "Центр государственной кадастровой оценки" – Бикуловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному иску Сальниковой Натальи Ивановны к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,

УСТАНОВИЛ:

Сальникова Н.И. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами по состоянию на 01.01.2018 года.

В обоснование заявленных требований указала, что является сособственником указанных земельных участков.

В соответствии с Выписками из ЕГРН от 14.08.2019г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 30 808 686,33 рублей, земельного участка с кадастровым номером составляет 39 613 735 рублей.

Административный истец указывает, что данная стоимость значительно превышает рыночную стоимость указанных земельных участков, которая в соответствии с отчетом <скрыто> по состоянию на 01 января 2018 года составляет: земельного участка с кадастровым номером – 9 789 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером - 7 023 000 рублей.

По мнению административного истца, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости затрагивают его права и обязанности как налогоплательщика. Просил установить по состоянию на 01.01.2018 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере 9 789 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере 7 023 000 рублей.

В процессе производства по делу административный истец уточнил заявленные административные исковые требования в части установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной рыночной в размере 22 713 264 рубля согласно заключению проведенных по делу судебных экспертиз.

В судебном заседании представители административного истца Сальниковой Н.И. – Сычева М.С., Сычев Р.В. административные исковые требования поддержали.

    Представитель административного ответчика Министерства имущественных и

земельных отношений Рязанской области, заинтересованного лица ГБУ Рязанской

области "Центр государственной кадастровой оценки" – Бикулова А.А. административные исковые требования Сальниковой Н.И. не признала.

Иные лица, участвующие в деле, их представители в суд не явились, причины неизвестны, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

На основании ст. 150 КАС РФ суд находит возможным дело рассмотреть в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав личные объяснения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно п.5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

На основании ст.390 Налогового кодекса Российской Федерации, размер земельного налога, подлежащего уплате в бюджет налогоплательщиком, поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Из материалов дела следует, что Сальникова Н.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером , <скрыто> расположенного по адресу: <адрес>

земельного участка с кадастровым номером , <скрыто> расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 18.01.2016, 05.08.2014 года, выписками из ЕГРН от 13.08.2019 года.

Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 12.10.2018 N 22-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" утверждены результаты определения государственной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами по состоянию на 01 января 2018 года в размерах 30 808 686, 33 рублей и 39 613 735 рублей соответственно.

В соответствии с отчетом <скрыто> по состоянию на 01 января 2018 года рыночная стоимость составляет: земельного участка с кадастровым номером – 9 789 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером - 7 023 000 рублей.

    По ходатайству административного истца для определения рыночной стоимости указанных земельных участков судом была назначена экспертиза, производство которой поручено <скрыто>

Из заключения судебной экспертизы от 01.10.2019 года следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 22 713 264 рубля, земельного участка с кадастровым номером составляет 16 869 644 рубля.

В связи с неполнотой заключения судебной экспертизы для определения рыночной стоимости указанных земельных участков судом были назначены дополнительные судебные экспертизы, производство которых поручено <скрыто>

Из заключения дополнительной судебной экспертизы (дополнительное) от 14.01.2020 года следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 22 713 264 рубля, земельного участка с кадастровым номером составляет 25 226 124 рубля.

Из заключения дополнительной судебной экспертизы от 14.07.2020 года следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 33 687 060 рублей.

Заключение дополнительной судебной экспертизы от 14.01.2020 года в части рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере 22 713 264 рубля стороны не оспаривали, считая его правильным. Суд соглашается с выводами указанного экспертного заключения, которое соответствует положениям ч.2 ст.82 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Оценивая доводы административного истца относительно необоснованности заключения дополнительной судебной экспертизы от 14.07.2020 года, суд исходит из следующего.

Как следует из заключения указанной дополнительной судебной экспертизы, при ее производстве в методологической части эксперт использовал положения Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственно-экспертных учреждениях системы Министерства Юстиции Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 20.12.2002 года № 346, Федеральных стандартов оценки (ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3, ФСО № 7) и применил сравнительный подход к оценке объекта недвижимости (метод сравнения продаж).

Согласно п. 22 Федерального стандарта оценки № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 года № 611 сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений (п."а"); при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик в качестве объектов-аналогов использует объекты недвижимости, которые сопоставимы с оцениваемым объектом по основным ценообразующим факторам (п. "б"); при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов.

Из заключения дополнительной судебной экспертизы от от 14.07.2020 года и пояснений судебного эксперта следует, что из всех имеющихся на рынке недвижимости предложений о продаже в силу близости основных характеристик, влияющих на стоимость (по виду передаваемых имущественных прав – право собственности; по дате предложения, наиболее приближенной к дате оценки – 01.01.2018 года; по местоположению), экспертом были выбраны как предложения к продаже земельные участки, расположенные в Рязанской области, предполагаемое использование: коммерческое назначение (на стр. 21 имеется описка, неверно указано "предполагаемое использование: промназначение").

При расчете рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером методом сравнительного подхода приведенные в расчете объекты сравнения (объекты-аналоги) экспертом были исследованы на наличие или возможность подведения коммуникаций, учтено местоположение, расположение относительно подъездных путей объекта оценки и объектов-аналогов и при необходимости применены соответствующие коэффициенты.

Земельный участок с кадастровым номером относится к категория земель: <скрыто>., расположен по адресу: <адрес>

Как пояснил судебный эксперт ФИО10 в суде, поскольку предусмотренные рекомендациями для экспертов любые корректировки носят рекомендательный характер, исходя из своих специальных познаний для расчета рыночной стоимости данного земельного участка в качестве объектов-аналогов он принял земельные участки с разрешенным использованием – под индивидуальное жилищное строительство, так как рынок рекреационных земель в Рязанской области не развит. Какие-либо корректирующие коэффициенты на вид разрешенного использования в данном случае не подлежат применению в связи с тем, что расположенные в Клепиковском районе Рязанской области в Мещерском крае среди озер и лесов земельные участки являются идеальным местом для отдыха, их возможно перевести для использования под туристические объекты и по ценам они наиболее сопоставимы с оцениваемым земельным участком с кадастровым номером . Корректировка на вид разрешенного использования в данном случае не отражает ценовую характеристику земельных участков.

Вопреки доводам истца, из объяснений судебного эксперта ФИО10 в суде следует, что необходимости в осмотре объектов экспертизы при проведении исследования не имелось, поскольку оценка производилась им на ретроспективную дату. Всю необходимую информацию о характеристиках объектов экспертизы он получил из имеющихся документов, в связи с чем при оценке отсутствует надобность вводить допущения и ограничения, связанные с непроведением осмотра.

При проведении исследования земельный участок с кадастровым номером был принят экспертом как условно-свободный и имеющий возможность подключения всех коммуникаций для целей его использования, в том числе газоснабжения, водоснабжения, электроснабжения и канализации, поскольку газ и электричество подведены к расположенному на нем объекту недвижимости – базе отдыха, на земельном участке имеются для водоснабжения собственная скважина и канализация (септик) для водоотведения, что не оспаривалось стороной истца.

Ссылка истца на отсутствие на указанном земельном участке централизованного водоснабжения и канализации не опровергает достоверность выводов эксперта, который подтвердил, что для целей оценки не имеет значения способ подведения данных коммуникаций, Справочник оценщика недвижимости – 2017, Земельные участки, под редакцией Лейфера Л.А., Нижний Новгород, 2017, не предусматривает различий в применении корректирующих коэффициентов в зависимости от способа подведения коммуникаций к земельным участкам. Поскольку объекты-аналоги не обеспечены коммуникациями, экспертом к ним применена повышающая корректировка в размере 50 %, предусмотренная Справочником оценщика недвижимости – 2017, Земельные участки, под редакцией Лейфера Л.А., Нижний Новгород, 2017.

Как пояснил в суде судебный эксперт ФИО10 информация об объектах-аналогах на дату оценки им получена из имеющегося в свободном доступе на сайте ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" отчета о кадастровой стоимости земельных участков на территории Рязанской области на 01.01.2018 года, что не противоречит законодательству, регулирующему деятельность экспертов. В указанном отчете размещены объявления о продаже земельных участков, находившиеся в публичном доступе (архивный сайт "Avito.ru", база ЦИАН) и относящиеся к периоду оценки, в которых имеется использованная экспертом в заключении дополнительной судебной экспертизы от 14.07.2020 года необходимая информация о характеристиках объектов-аналогов. В заключении дополнительной судебной экспертизы от от 14.07.2020 года имеются ссылки на источники информации.

Как подтвердил судебный эксперт ФИО10 несмотря на имеющееся в объявлении о продаже объекта-аналога № 2 (земельный участок, <адрес>) указание на наличие недалеко озера, экспертом установлено, что в непосредственной близости к нему водоемов нет, в связи с чем применена корректировка не отсутствие водоемов. В объявлении о предложении к продаже объекта-аналога № 3 (земельный участок, <адрес>) отсутствуют сведения о возможности подведения коммуникаций, в связи с чем им применена соответствующая корректировка.

Учитывая изложенное, суд делает вывод о том, что информация об объектах-аналогах, использованных судебным экспертом при проведении дополнительной судебной экспертизы от 14.07.2020 года относится к периоду оценки (с 01.07.2017 по 01.01.2018) и является проверяемой.

Примененные экспертом коэффициенты на наличие или возможность подведения коммуникаций предусмотрены Справочником оценщика недвижимости – 2017, Земельные участки, под редакцией Лейфера Л.А., Нижний Новгород, 2017.

Каких-либо обоснованных доводов, свидетельствующих о неправильности расчета рыночной стоимости земельных участков истца заключением судебной дополнительной судебной экспертизы от от 14.07.2020 года, сторонами не приведено.

Представленный истцом отчет <скрыто> противоречит выводам судебных экспертиз и не может быть принят судом в качестве достоверного доказательства.

Заключение дополнительной судебной экспертизы от от 14.07.2020 года соответствует положениям ч.2 ст.82 Кодекса административного судопроизводства РФ, Федерального закона от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", оно дано в письменной форме, содержит подробное описание проведенного исследования, его результаты с указанием примененных методов, ссылку на использованные нормативные правовые акты и литературу, конкретные ответы на поставленные судом вопросы, не противоречит действующему законодательству. В заключении приведены выводы эксперта обо всех обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела. Заключение эксперта не допускает неоднозначного толкования, является достоверным и допустимым доказательством. Эксперт обладает специальными познаниями в оценочной области, не заинтересован в исходе дела, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Оснований сомневаться в правильности его выводов у суда не имеется.

Принимая во внимание, что существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости, и рыночной стоимостью земельных участков, определенной заключениями судебных экспертиз на ту же дату, нарушает права заявителя, суд полагает, что его требование об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной обоснованно и считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 22 713 264 рубля согласно заключению дополнительной судебной экспертизы от 14.01.2020 года, рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 33 687 060 рублей согласно заключение дополнительной судебной экспертизы от от 14.07.2020 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    

Административные исковые требования Сальниковой Натальи Ивановны к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 22 713 264 рубля по состоянию на 01 января 2018 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 33 687 060 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.

Датой подачи заявления считать 6 сентября 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Рязанский областной суд.

Судья: подпись Милашова Л.В.

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2020 года.

Копия верна:

Судья: Милашова Л.В.

3а-82/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сальникова Наталья Ивановна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по РО
МО - Оськинское сельское поселение клепиковского мунипального района РО
админстрация г. Рязани
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Милашова Лариса Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.riz.sudrf.ru
06.09.2019Регистрация административного искового заявления
09.09.2019Передача материалов судье
09.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.09.2019Предварительное судебное заседание
24.10.2019Производство по делу возобновлено
24.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2019Судебное заседание
04.03.2020Производство по делу возобновлено
05.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
31.08.2020Производство по делу возобновлено
03.09.2020Судебное заседание
08.09.2020Судебное заседание
09.09.2020Судебное заседание
22.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее