Решение по делу № 2-3352/2017 от 31.05.2017

Дело №2-3352/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2017 года

город Северодвинск

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи БарановаП.М.

при секретаре Снегирёвой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда гражданское дело по иску Левашовой ФИО9, Малаховой ФИО10, Морочковской ФИО11, Постниковой ФИО12, Решетовой ФИО13 к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Северодвинская городская больница №2 скорой медицинской помощи» о взыскании заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

Левашова Е.Н., Малахова С.В., Морочковская Н.Н., Постникова Е.Н., РешетоваС.С. обратились в суд с исками к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Северодвинская городская больница №2 скорой медицинской помощи» (далее – ГБУЗАрхангельской области «Северодвинская городская больница №2 СМП») о взыскании заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.

В обоснование указали, что в соответствии с трудовыми договорами, заключенными с ответчиком, им установлен оклад (тарифная ставка) в размере 4330 рублей, доплата за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в размере 15%, а также районный коэффициент к заработной плате в размере 40% и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80%. В период с 01.05.2016 по 31.03.2017 указанная доплата в размере 15% им не выплачивалась, в связи с чем работодателем за указанный период заработная плата им выплачена не в полном размере.

Просили взыскать с ответчика: в пользу Левашовой Е.Н. заработную плату за период с 01.05.2016 по 31.03.2017 в размере 17288 рублей 42 копейки, компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы за период с 01.04.2016 по 31.03.2017 в размере 2318 рублей 88 копеек за период с 26.05.2016 по 31.05.2017 и начиная с 01.07.2017 по день фактической выплаты, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей; в пользу Малаховой С.В. заработную плату за период с 01.05.2016 по 31.03.2017 в размере 16595 рублей 18 копеек, компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы за период с 01.04.2016 по 31.03.2017 в размере 2560 рублей 51 копейки за период с 24.05.2016 по 31.05.2017 и начиная с 01.07.2017 по день фактической выплаты, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей; в пользу Морочковской Н.Н. заработную плату за период с 01.05.2016 по 31.03.2017 в размере 14663 рублей 19 копеек, компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы за период с 01.04.2016 по 31.03.2017 в размере 1744 рублей 77 копеек за период с 24.05.2016 по 31.05.2017 и начиная с 01.07.2017 по день фактической выплаты, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей; в пользу Постниковой Е.Н. заработную плату за период с 01.05.2016 по 31.03.2017 в размере 10874 рублей 87 копеек, компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы за период с 01.04.2016 по 31.03.2017 в размере 1445 рублей 43 копеек за период с 24.05.2016 по 31.05.2017 и начиная с 01.07.2017 по день фактической выплаты, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей; в пользу РешетовойС.С. заработную плату за период с 01.05.2016 по 31.03.2017 в размере 20601 рубля 10 копеек, компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы за период с 01.04.2016 по 31.03.2017 в размере 2890 рублей 35 копеек за период с 31.05.2016 по 31.05.2017 и начиная с 01.07.2017 по день фактической выплаты, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Определением суда от 17.08.2017 гражданские дела по искам Левашовой Е.Н., Малаховой С.В., Морочковской Н.Н., Постниковой Е.Н., РешетовойС.С. к ГБУЗАрхангельской области «Северодвинская городская больница №2 СМП» о взыскании заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда объединены в одно производство.

Истцы Левашова Е.Н., Малахова С.В., Морочковская Н.Н., Постникова Е.Н., РешетоваС.С., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель истцов МатигоровИ.Г. в судебном заседании на иске настаивал.

Представитель ответчика ГБУЗАрхангельской области «Северодвинская городская больница №2 СМП» по доверенности КалачниковаН.А. в судебном заседании с иском не согласилась.

Третье лицо Министерство здравоохранения Архангельской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направило.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при данной явке.

Судом в соответствии со ст. 114 ГПК РФ предлагалось лицам, участвующим в деле, представить в суд все имеющиеся у них доказательства по делу, указывалось на последствия непредставления доказательств, а также разъяснялись положения ст.56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Левашова Е.Н. принята на работу ответчиком на должность санитарки травматологического отделения (нейрохирургический пост) по основному месту работы на неопределенный срок с 25.06.2011; ей установлен должностной оклад 2050 рублей, повышение оклада за вредные условия труда 15%, районный коэффициент 1,4 и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера 80% (трудовой договор №92 от 24.06.2011). С 01.06.2016 на основании дополнительного соглашения от 11.04.2016 она переведена на должность санитарки в травматологическое отделение на 0,5 ставки с окладом 4330 рублей, доплатой за особо опасные и тяжелые условия труда 4%, надбавкой за стаж непрерывной работы 30%, районным коэффициентом 1,4 и надбавкой за стаж работы в районах Крайнего Севера 80%. С 01.07.2016 на основании дополнительного соглашения от 01.07.2016 она переведена на должность санитарки в травматологическое отделение на 0,5 ставки с окладом 4330 рублей, доплатой за особо опасные и тяжелые условия труда 4%, надбавкой за стаж непрерывной работы 30%, районным коэффициентом 1,4 и надбавкой за стаж работы в районах Крайнего Севера 80%.

Кроме того, на основании трудовых договоров от 23.05.2016, от 29.06.2016, от 27.07.2016, от 08.09.2016, от 03.10.2016, от 26.10.2016, от 02.12.2016, от 27.12.2016, от 30.01.2017 она принималась ответчиком на работу по совместительству на должность санитарки травматологического отделения на периоды: с 22.05.2016 по 31.05.2016, с 01.07.2016 по 18.07.2016, с 06.08.2016 по 27.08.2016, с 04.09.2016 по 22.09.2016, с 10.10.2016 по 30.10.2016, с 06.11.2016 по 22.11.2016, с 04.12.2016 по 19.12.2016, с 11.01.2017 по 29.01.2017, с 04.02.2017 по 24.02.2017.

Малахова С.В. принята на работу ответчиком на должность санитарки приемного отделения по основному месту работы на неопределенный срок с 14.11.2011; ей установлен должностной оклад 2360 рублей, повышение оклада за вредные условия труда 15%, районный коэффициент 1,4 и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера 80% (трудовой договор №176 от 09.11.2011). С 15.05.2017 она переведена на должность уборщика производственных и служебных помещений в приемное отделение.

Кроме того, на основании трудовых договоров от 05.05.2016, от 12.05.2016, от 27.05.2016, от 09.06.2016, от 06.07.2016, от 06.07.2016, от 28.07.2016, от 10.10.2016, от 28.10.2016 она принималась ответчиком на работу по совместительству на должность санитарки приемного отделения и неврологического отделения на периоды: с 01.05.2016 по 27.05.2016, с 05.05.2016 по 20.05.2016, с 03.05.2016 по 29.06.2016, с 11.06.2016 по 30.06.2016, с 06.07.2016 по 29.07.2016, с 01.07.2016 по 19.07.2016, с 04.08.2016 по 26.08.2016, с 06.10.2016 по 28.10.2016, с 01.11.2016 по 17.11.2016.

Морочковская Н.Н. принята на работу ответчиком на должность санитарки операционного отделения по основному месту работы на неопределенный срок с 01.01.2011; ей установлен должностной оклад 1832 рубля, повышение оклада за вредные условия труда 15%, надбавка к окладу за непрерывный стаж 30%, районный коэффициент 1,4 и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера 80% (трудовой договор №216 от 29.12.2010).

Кроме того, на основании трудовых договоров от 19.04.2016, от 07.07.2016, от 08.08.2016, от 17.08.2016, от 30.11.2016, от 17.01.2017 она принималась ответчиком на работу по совместительству на должность санитарки операционного отделения на периоды: с 01.05.2016 по 31.05.2016, с 01.07.2016 по 15.07.2016, с 26.08.2016 по 31.08.2016, с 09.08.2016 по 30.09.2016, с 21.12.2016 по 27.12.2016, с 01.01.2017 по 31.01.2017.

Постникова Е.Н. принята на работу ответчиком на должность санитарки операционного отделения по основному месту работы на неопределенный срок с 13.03.2014; ей установлен должностной оклад 3145 рублей, повышение оклада за вредные условия труда 15%, районный коэффициент 1,4 и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера 80% (трудовой договор №44 от 12.03.2014).

РешетоваС.С. принята на работу ответчиком на должность сестры-хозяйки урологического отделения по основному месту работы на неопределенный срок с 01.01.2011; ей установлен должностной оклад 1924 рубля, повышение оклада за вредные условия труда 15%, надбавка к окладу за непрерывный стаж 30%, районный коэффициент 1,4 и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера 80% (трудовой договор №32 от 22.12.2010). Дополнительным соглашением от 04.02.2013 с 01.01.2013 ей установлен оклад в размере 2751 рубля. С 01.01.2017 она была переведена с должности сестры-хозяйки на должность санитарки урологического отделения с должностным окладом 4330 рублей, доплатой за вредные условия труда 4%, надбавкой к окладу за непрерывный стаж 30%, районным коэффициентом 1,4 и надбавкой за стаж работы в районах Крайнего Севера 80%.

Кроме того, на основании трудовых договоров от 11.05.2016, от 07.06.2016, от 05.07.2016, от 05.09.2016, от 30.09.2016, от 01.11.2016, от 08.12.2016, от 16.01.2017, от 31.01.2017, от 10.03.2017 она принималась ответчиком на работу по совместительству на должность санитарки урологического отделения на периоды: с 01.05.2016 по 31.05.2016, с 01.06.2016 по 30.06.2016, с 01.07.2016 по 16.07.2016, с 20.09.2016 по 30.09.2016, с 05.10.2016 по 29.10.2016, с 01.11.2016 по 29.11.2016, с 06.12.2016 по 30.12.2016, с 10.01.2017 по 29.01.2017, с 08.02.2017 по 26.02.2017, с 09.03.2017 по 30.03.2017

Ответчиком истцам 14.03.2016 под роспись вручены уведомления об изменении условий оплаты труда, в соответствии с которыми с 01.04.2016 им устанавливается должностной оклад в размере 4330 рублей, а выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда составят: при наличии аттестации рабочего места 15%; при наличии специальной оценки условий труда (класс условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4) 4%. С данными уведомлениями и полным текстом Положения о системе оплаты труда, утвержденным приказом от 03.03.2016 №157, истцы были ознакомлены, на работу с измененными условиями оплаты труда с 01.04.2016 согласились, что подтверждается личными подписями в уведомлениях.

Как следует из исковых заявлений Левашовой Е.Н., Малаховой С.В., Морочковской Н.Н., Постниковой Е.Н., РешетовойС.С., взыскиваемую задолженность работодателя по заработной плате за спорный период истцы связывают, что им работодателем не выплачивалась причитающаяся, по их мнению, доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15% должностного оклада (с учетом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера).

В соответствии со ст.135 ТКРФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 144 ТКРФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

В силу ст.219 ТКРФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, гарантии и компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 настоящего Кодекса.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

В соответствии со ст.147 ТКРФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Ответчик является государственным учреждением Архангельской области и в отношении него применяется Отраслевое примерное положение об оплате труда в государственных бюджетных и автономных учреждениях Архангельской области в сфере здравоохранения, утвержденное постановлением Правительства Архангельской области от 25.12.2012 №600-пп.

В соответствии с п.29 указанного Отраслевого примерного положения об оплате труда выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в процентах к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы в соответствии со статьей 147 ТКРФ.

Минимальный размер выплат работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.

Конкретные размеры выплат работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются положениями о системе оплаты труда на основании специальной оценки условий труда не ниже минимального размера, определенного настоящим Положением.

Руководители учреждений обеспечивают проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Если по итогам специальной оценки условий труда на рабочем месте работника не идентифицированы вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса либо заключением государственной экспертизы условий труда подтверждено обеспечение на рабочем месте работника безопасных условий труда, начисление такому работнику выплаты, предусмотренной работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, прекращается в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Если по итогам специальной оценки условий труда на рабочем месте работника идентифицированы вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса либо заключением государственной экспертизы условий труда не подтверждено обеспечение на рабочем месте работника безопасных условий труда, такому работнику устанавливается выплата, предусмотренная работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Пунктом 37 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол № 12, предусмотрена необходимость продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников по увеличению доли выплат по окладам в структуре заработной платы работников, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 – 60% заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30% структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 – 15% структуры заработной платы выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда медицинских работников.

Повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда, в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном статьей 372 ТКРФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии с пунктом 18 Положения о системе оплаты труда в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Архангельской области «Северодвинская городская больница №2 скорой медицинской помощи», утвержденного приказом главного врача от 11.03.2016 №189 с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, предусмотрено, что выплаты работникам. Занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в процентах к окладу (должностному окладу) в соответствии со ст.147 ТКРФ.

Размеры выплат работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в структурных подразделениях, составляют 15 и 4 процентов оклада (должностного оклада) по перечню согласно приложению №6 к настоящему Положению.

Руководитель учреждения обеспечивает проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Если по итогам специальной оценки условий труда на рабочем месте работника не идентифицированы вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, либо заключением государственной экспертизы условий труда подтверждено обеспечение на рабочем месте работника безопасных условий труда, начисление такому работнику выплаты, предусмотренной работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, прекращается в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Если по итогам специальной оценки условий труда на рабочем месте работника идентифицированы вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, либо заключением государственной экспертизы условий труда не подтверждено обеспечение на рабочем месте работника безопасных условий труда, такому работнику устанавливается выплата, предусмотренная работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Выплата устанавливается при условии установления в карте специальной оценки условий труда на данном рабочем месте класса (подкласса) условий труда 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 4, в размере 4% к окладу (должностному окладу).

На момент введения новой системы оплаты труда выплаты работникам учреждения, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, получавшим их ранее по результатам аттестации рабочих мест, сохраняются до проведения специальной оценки условий труда.

Новая система оплаты труда введена в ГБУЗАрхангельской области «Северодвинская городская больница №2 СМП» с 01.04.2016. Таким образом, принятая работодателем система оплаты труда предусматривает установление выплат работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов специальной оценки условий труда.

Согласно ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В силу ст.4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.

Согласно ст. 14 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Материалами дела подтверждается, что ответчиком в установленном законом порядке в 2015 – 2016 годах проведена специальная оценка условий труда. Ответчиком в дело представлены карты специальной оценки условий труда, с которыми ознакомлены истцы Левашова Е.Н., Малахова С.В., Морочковская Н.Н., ПостниковаЕ.Н., РешетоваС.С., из которых следует, что по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах истцов установлены классы (подклассы) условий труда 3.2.

Результаты проведенной работодателем специальной оценки условий труда истцами не оспаривались, доказательств иного в суд не представлено. В настоящем деле требований об оспаривании результатов специальной оценки условий труда истцами также не заявлено.

Класс (подкласс) условий труда 3.2 в соответствии с Положением о системе оплаты труда предоставляет истцам право на получение выплат в связи с работой с вредными условиями труда в размере 4% должностного оклада. Как следует из материалов дела, данные выплаты им установлены и фактически производятся после введения в ГБУЗАрхангельской области «Северодвинская городская больница №2 СМП» новой системы оплаты труда.

При этом подписав соответствующие уведомления об изменении условий оплаты труда, истцы выразили согласие на предложенное работодателем изменение условий оплаты труда, включая изменение (увеличение) должностного оклада (который истцам был установлен в размере 4330 рублей) и установление выплаты в связи с работой с вредными условиями труда по результатам специальной оценки условий труда в размере 4%.

Таким образом, истцами была выражена воля на продолжение работы у ответчика с учетом изменений в системе оплаты труда, что свидетельствует о соглашении сторон по вопросу изменения условий трудового договора. Ни один из истцов от продолжения работы не отказался, на сохранении прежних условий оплаты труда не настаивал, споров между истцами и работодателем об увольнении по причине отказа работника продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора не возникло (п.7 части первой ст.77 ТКРФ).

Доводы представителя истцов о том, что с ними работодателем не были заключены новые трудовые договоры или дополнительные соглашения к трудовым договорам, суд отклоняет, поскольку согласие истцов на работу с новыми условиями оплаты труда было явно выражено и подтверждено фактическим продолжением работы. Заключение трудового договора (дополнительного соглашения к нему) в письменной форме относится к оформлению трудовых отношений, закрепляет условия достигнутого работником и работодателем соглашения об использовании труда, однако не является единственным основанием возникновения трудовых отношений.

Истцы не были лишены возможности обратиться к работодателю с предложением заключить трудовой договор в письменной форме, отразив в нем измененные условия. Доказательств обращения с таким предложением, а равно доказательств отказа или уклонения работодателя от заключения с истцами новых трудовых договоров (дополнительных соглашений) истцами в суд не представлено, в материалах дела таких доказательств не имеется.

Суд принимает во внимание, что новые условия оплаты труда истцов не ухудшили их положение по сравнению с требованиями локальных актов, соглашений, норм трудового законодательства.

Более того, представленными ответчиком сравнительными расчетами подтверждается, что после введения новой системы оплаты труда (с увеличением должностного оклада и установлением выплаты за работу с вредными условиями труда 4%) произошло увеличение размера оплаты труда истцов по сравнению с прежней системой оплаты труда (ранее установленными им окладами и выплатой за работу с вредными условиями труда 15%).

При этом суждение истцов о возникновении у работодателя перед ними в спорный период задолженности по оплате труда является непоследовательным, поскольку, как усматривается из исковых заявлений и представленных истцами расчетов, данная задолженность образована в результате применения выплаты 15% к новым (увеличенным) должностным окладам. Однако избирательное применение систем оплаты труда, посредством сочетания различных элементов прежней и новой систем (новых окладов и прежних компенсационных выплат), противоречит смыслу самого понятия системы оплаты труда, предусмотренного статьей 135 ТКРФ.

Суд не соглашается с мнением представителя истцов о том, что у ответчика системой оплаты труда предусмотрены две компенсационные выплаты – в размере 4% и в размере 15%, на обе из которых истцы имеют право.

Предусмотренное статьей 147 ТКРФ повышение оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, является компенсационной выплатой, призванной возместить работнику риски и возможные дополнительные расходы, связанные с работой в неблагоприятных условиях.

Данная выплата является государственной гарантией защиты трудовых прав граждан. Обязывая работодателей устанавливать повышенный размер оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и устанавливая гарантированный минимальный размер повышения, государство тем самым возлагает на работодателей бремя несения связанных с этим дополнительных расходов и стимулирует их улучшать условия труда своих работников.

Тем самым, предусмотренное статьей 147 ТКРФ повышение размера оплаты труда, основывается на необходимости установления баланса прав и законных интересов работников и работодателем, который предполагает наличие объективных критериев оценки условий труда. Такие критерии в системе действующего правового регулирования трудовых отношений обеспечивает институт специальной оценки условий труда, установленный федеральным законодательством.

Принимая во внимание, что работодателем в установленном порядке проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах истцов, по результатам которой в соответствии с Положением о системе оплаты труда установлены компенсационные выплаты за работу с вредными условиями труда (класс 3.2), оснований для осуществления истцам иных компенсационных выплат за те же условия труда у работодателя не имеется.

На основании изложенного и принимая во внимание реальное повышение размера оплаты труда истцов в связи с изменением условий оплаты их труда, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика задолженности по выплате заработной платы перед истцами в спорный период.

При данных обстоятельствах исковые требования Левашовой Е.Н., МалаховойС.В., Морочковской Н.Н., Постниковой Е.Н., РешетовойС.С. о взыскании заработной платы удовлетворению не подлежат. Следовательно, не имеется и оснований для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы и компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Левашовой ФИО14, Малаховой ФИО15, Морочковской ФИО16, Постниковой ФИО17, Решетовой ФИО18 к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Северодвинская городская больница №2 скорой медицинской помощи» о взыскании заработной платы, компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

П.М. Баранов

2-3352/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Левашова Е.Н.
Решетова С.С.
Постникова Е.Н.
Малахова С.В.
Морочковская Н.Н.
Ответчики
ГБУЗ АО "Северодвинская городская больница № 2 скорой медицинской помощи"
Другие
Министерство здравоохранения Архангельской области
Матигоров И.Г.
Суд
Северодвинский городской суд Архангельской области
Дело на странице суда
seversud.arh.sudrf.ru
31.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2017Передача материалов судье
31.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.07.2017Предварительное судебное заседание
17.08.2017Судебное заседание
09.10.2017Судебное заседание
16.10.2017Судебное заседание
17.10.2017Судебное заседание
23.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее