№ 2-8721/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2016 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.,
при секретаре Трофимовой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митруковой М.А. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском по следующим основаниям. Она является лицом, имеющим право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, также является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. В настоящее время она постоянно и одиноко проживает в неблагоустроенной двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в ее собственности. В указанной квартире проживать невозможно в виду следующих причин: отсутствует горячее водоснабжение, печное отопление обеспечивает теплом не всю квартиру (печь установлена только в гостиной комнате, соответственно зимой остальная часть квартиры остается холодной), пахнет сыростью и плесенью из-за подтеков на потолке и стенах на кухне. По данным технического паспорта, выданного ГУП РК РГЦ «Недвижимость», износ дома (1953 года постройки) составляет 64 %. Кроме того, приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства от 02.04.2015 № 60 все квартиры, находящиеся в указанном доме, признаны непригодными для проживания. Истец просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа (управление жилищного комитета) предоставить социальную поддержку в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи жилищного сертификата или предоставление жилья вне очереди.
Определением судьи от 03.10.2016 к участию в деле в качестве третьего лица с учетом положений ст.43 ГПК РФ привлечено Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.
Определением судьи от 27.10.2016 Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия привлечено к участию в деле в качестве соответчика с учетом положений ст.40 ГПК РФ.
Определением судьи от 16.11.2016 к производству суда приняты уменьшенные исковые требования, в соответствии с которыми истец просит обязать надлежащего ответчика предоставить социальную поддержку в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи свидетельства (сертификата).
Истец в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте слушания дела.
Представитель истца Митруков М.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уменьшенные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте слушания дела. До судебного заседания представили отзыв на исковое заявление, просят в удовлетворении иска отказать, полагают себя ненадлежащим ответчиком по делу, ходатайствуют о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика - Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия в судебное заседание не явился, извещены о слушании дела, представили отзыв на заявление, полагают исковые требования не подлежащими удовлетворению, просят рассмотреть дело без их участия.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец является лицом, имеющим право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, также является вдовой ветерана Великой Отечественной войны.
После смерти супруга Митрукова М.П. повторно в брак не вступала, что подтверждается сведениями, представленными органами ЗАГС.
Жилое помещение, в котором проживает истец (<адрес>), принадлежит ей на праве собственности. Иных жилых помещений на праве собственности истец не имеет.
Распоряжением Главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № квартиры № 1-8 многоквартирного дома <адрес> признаны непригодными для проживания.
Городской комиссией по жилищным вопросам администрации Петрозаводского городского округа Митрукова М.А. признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, о чем издано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином по Республике Карелия списком ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 17.08.2016 Митрукова М.А. стоит в очереди за №, на 25.10.2016 – за №, среди ветеранов – под номером №, что стороной ответчика не оспаривается.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Президент Российской Федерации постановил, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Из буквального содержания указанного выше Указа Президента Российской Федерации следует, что его действие распространяется на ветеранов Великой Отечественной Войны и членов их семей, к каковым относятся и вдовы, при наличии двух условий: 1) нуждаемость в улучшении жилищных условий; 2) наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем по ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с подп.«з» п.1 ч.1 ст.2 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Пунктом 4 статьи 17 ФЗ «О ветеранах» установлено, что военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период, подлежат обеспечению жильем как участники Великой Отечественной войны.
В силу п.4 ч.1 ст.21 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Положением п.3 ч.2 ст.21 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Согласно ч. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14-19 и 21 настоящего ФЗ, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17-19 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ч.ч. 2, 4 и 6 той же статьи средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета субъектов РФ; форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
В соответствии с п.«ж» ч.1 ст.72, ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по этим вопросам, не могут противоречить федеральным законам.
Правительство Республики Карелия в силу Конституции Республики Карелия является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия. В соответствии со ст.58 Конституции Республики Карелия Правительство Республики Карелия в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые не должны противоречить федеральному законодательству, Конституции и законам Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 13.09.2011 № 241-П утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее – Порядок).
Настоящий Порядок регулирует правоотношения по предоставлению ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее - граждане), мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно ст.1 Закона Республики Карелия от 28 июля 2010 года № 1414-ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» в соответствии с федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти Республики Карелия, переданным Российской Федерацией, относится обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, если указанные граждане относятся к одной из следующих категорий, в частности - члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.
Обеспечение жильем граждан, относящихся к одной из указанных в частях 1 и 2 статьи 1 Закона Республики Карелия от 28 июля 2010 года № 1414-ЗРК «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия» категорий, осуществляется по их выбору, в том числе в форме предоставления гражданину единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - единовременная денежная выплата).
При этом главным распорядителем средств бюджета Республики Карелия, предусмотренных на предоставление гражданам субсидий, является Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия. Право на получение субсидии удостоверяется именным документом - свидетельством о предоставлении субсидии. Свидетельство о предоставлении субсидии выдается Министерством на основании документов, указанных в пункте 7 настоящего Порядка. Срок действия свидетельства о предоставлении субсидии составляет не более 12 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве о предоставлении субсидии (п.п.29, 32 Порядка).
Учитывая установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание положения действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца.
Учитывая вышеизложенное, надлежащим ответчиком по делу является Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым обязать Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия предоставить Митруковой М.А. социальную поддержку в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи свидетельства о предоставлении субсидии.
В удовлетворении требований к администрации Петрозаводского городского округа надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Митруковой М.А. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Обязать Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия предоставить МИтруковой М.А. социальную поддержку в форме субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения путем выдачи свидетельства о предоставлении субсидии.
В иске к администрации Петрозаводского городского округа отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Е.М.Бингачова
Мотивированное решение составлено 21.11.2016.