Решение по делу № 33а-1767/2021 от 24.12.2020

Дело № 2а-76/2020 (№33а-1767/2021)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 января 2021 г. г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Масагутова Б.Ф.,

судей Багаутдиновой А.Р. и Субхангулова А.Н.,

при секретаре Латыповой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Совету сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре Республики Башкортостан, Прокуратуре Уфимского района Республики Башкортостан о признании незаконным и необоснованным решения совета сельского поселения, признании незаконным и необоснованным представления прокурора, обязании отменить решение совета сельского поселения,

по апелляционной жалобе представителя ФИО5 – Мулюкова И.Н. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Янгубаев И.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным и необоснованным решение совета сельского поселения о досрочном прекращении полномочий депутата, обосновывая тем, что Янгубаевым И.Р. 05 сентября 2018 года в Совет сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан подано заявление о досрочном прекращении полномочий депутата совета по избирательному округу №8, которое было удовлетворено решением Совета от 06 сентября 2018 года №90 о досрочном прекращении полномочий депутата Совета сельского поселения по избирательному округу №8 Янгубаева И.Р.

Однако заместителем прокурора Уфимского района Республики Башкортостан Хайруллиным И.Р. 14 июня 2019 года № 51Д-2019 вынесено представление об устранении нарушений законодательства и противодействии коррупции, в котором требует отменить решение Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 06 сентября 2018 года №90 и рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Янгубаева И.Р. в связи с утратой доверия.

Во исполнение представления прокуратуры от 14 июня 2019 года №51Д-2019 Совет сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан своим решением от 18 июня 2019 года № 176 отменил решение Совета от 06 сентября 2018 года № 90 и принял решение от 18 июня 2019 года №176 о досрочном прекращении полномочий депутата Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по избирательному округу № 8 Янгубаева И.Р. в связи с утратой доверия.

С данным решением Совета Янгубаев И.Р. не согласен, так как ранее самим Янгубаевым И.Р. подавалось заявление о досрочном прекращении полномочий депутата Совета сельского поселения и на момент рассмотрения он уже не был депутатом, в полномочиях депутата он не восстановлен, им не скрывались какие-либо доходы его дочери - Янгубаевой А.И. О принятом решении Янгубаеву И.Р. стало известно 18 июня 2019 года, потому срок на подачу административного искового заявления в суд соблюден.

В последующем административный истец уточнил административные исковые требования, заявив их к Совету сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре Республике Башкортостан, Прокуратуре Уфимского района Республики Башкортостан, и указал, что депутат Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Янгубаев И.Р. не представил руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Главе Республики Башкортостан сведения о зарегистрированном имуществе на свою несовершеннолетнюю дочь Янгубаеву А.И., подал в Совет сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан личное заявление о досрочном прекращении полномочий и 06 сентября 2018 года Совет сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в присутствии представителя прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан рассмотрел заявление депутата Янгубаева И.Р. о досрочном прекращении полномочий, заслушал объяснение Янгубаева И.Р., рассмотрел представленные документы: об отсутствия транспортных средств, оформленных на Янгубаеву А.И., о наличии денежных средств у Янгубаевой А.И., об отсутствия объектов недвижимости, зарегистрированных на имя Янгубаевой А.И. в период с 01 января 2018 года по 01 июля 2019 года. Совет сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан вынес решение №90 о досрочном прекращении полномочий депутата Янгубаева И.Р. по собственному желанию.

Прокуратура Уфимского района Республики Башкортостан не согласилась с решением Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и провела проверку, по результатам которой вынесла представление от 14 июня 2019 года №51Д-2019, обязывающее орган местного самоуправления: отменить решение Совета сельского поселения от 06 сентября 2018 года №90 и досрочно прекратить полномочия депутата Совета сельского поселения по избирательному округу №8 Янгубаева И.Р. в связи с утратой доверия, что является незаконным и подлежит отмене по тем основаниям, что в нарушение ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 (в ред. от 27 декабря 2019 года) «О прокуратуре Российской Федерации», Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 марта 2017 года № 172, прокуратура Уфимского района Республики Башкортостан не уведомила Янгубаева И.Р. о принятии решения по проведении проверки решения Совета сельского поселения от 06 сентября 2018 года №90 и не представила представление прокурора Уфимского района Республики Башкортостан от 14 июня 2019 года №51Д-2019, нарушив, в том числе, сроки проведения проверки, что составило более 90 дней.

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» досрочное прекращение полномочий в выборном органе местного самоуправления в связи с утратой доверия не предусмотрено действующим законодательством.

Кроме того, признание нормативного правового акта не действующим полностью может быть оспорено в течение трех месяцев. Учитывая, что представитель прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан принимал участие в принятии решения Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №90 от 06 сентября 2018 года, соответственно срок для прокурорского реагирования следует исчислять с 06 сентября 2018 года, в то время, как представление прокуратуры Уфимского района Республики Башкортостан №51Д-2019 вынесено 14 июня 2019 года, то есть через 9 месяцев, с нарушением сроков Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Прокуратура Уфимского района Республики Башкортостан должна представить доказательства, коррупционный характер в действиях депутата Янгубаева И.Р. который скрыл (утаил) свое имущественное положение, не представив сведения на свою несовершеннолетнюю дочь Янгубаеву А.И. Решение Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №176 от 18 июня 2019 года, является незаконным и подлежит отмене по тем основаниям, что в Решении Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, №90 от 06 сентября 2018 года (по собственному желанию) и в Решении Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №176 от 18 июня 2019 года (в связи с утратой доверия) указаны одни и те же правовые нормы, Совет сельского поселения не представил правовое основание, что отмененный им нормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства.

Доказательств коррупционного характера в действиях депутата Янгубаева И.Р., который скрыл (утаил) свое имущественное положение, не представив сведения на свою несовершеннолетнюю дочь Янгубаеву А.И., Советом сельского поселения представлено не было.

Янгубаев И.Р. с учетом уточнения административных исковых требований просил суд признать незаконным и необоснованным решение Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №176 от 18 июня 2019 года о досрочном прекращении полномочий депутата Янгубаева И.Р. в связи с утратой доверия; признать незаконным и необоснованным представление прокурора Уфимского района Республики Башкортостан от 14 июня 2019 года №51Д-2019; обязать Совет сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на ближайшей сессии Совета, со дня вступления в законную силу решения суда, отменить решение Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №176 от 18 июня 2019 года о досрочном прекращении полномочий депутата Янгубаева И.Р. в связи с утратой доверия; принятое решение Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан опубликовать в газете «Уфимские нивы» и разместить на интернет сайте.

Решением Уфимского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 мая 2020 года постановлено: в удовлетворении исковых требований ФИО5 к Совету сельского поселения Юматовский сельсовет МР Уфимский район РБ, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре Республики Башкортостан, Прокуратуре Уфимского района РБ о признании незаконным и необоснованным решения совета сельского поселения, признании незаконным и необоснованным представления прокурора, обязании отменить решение совета сельского поселения, отказать в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Янгубаева И.Р. – Мулюков И.Н. просит отменить решение, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы приводит обстоятельства, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Указывает, что прокуратурой Уфимского района Республики Башкортостан не представлен надлежащим образом оформленный материал проверки с описью документов, на основании которого было вынесено представление № 51-Д-2019; в материалах прокурорской проверки отсутствуют задание Прокуратуры Республики Башкортостан о проведении проверки, уведомление Янгубаева И.Р. о времени и месте проведения прокурорской проверки. Судом оставлено без внимания, что у депутата Янгубаева И.Р. не было умысла на сокрытие сведений о доходах, расходах, о имуществе и обязательствах имущественного характера, то есть в действиях Янгубаева И.Р. отсутствует коррупционный характер.

Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Проверив материалы административного дела, выслушав Янгубаева И.Р., его представителя Мулюкова И.Н., представителя администрации сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Антипину Ф.Ф., прокурора Шарафутдинова А.Г., прокурора Сафина И.Ф., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.

Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ и части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае непредставления лицом, занимающим муниципальную должность, в том числе и депутатом представительного органа муниципального образования сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, это лицо подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ).

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий самостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации с учетом конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимой со статусом депутата (Определение от 24 октября 2019 года N 2952-О).

Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года N 104-О).Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.

Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.

Согласно ч. 10.1 ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (ч. 11 ст. 40 названного Федерального закона).

Как установлено судом и следует из материалов дела, по итогам осуществления отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений и реализации антикоррупционной политики Аппарата межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан комплекса мероприятий в рамках декларационной компании за отчетный период (2017 год) было установлено, что депутат Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Янгубаев И.Р. 24 апреля 2018 года представил в администрацию главы Республики Башкортостан через Совет сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера только в отношении себя.

Однако в срок до 30 апреля 2018 года (и до настоящего времени) не представил главе Республики Башкортостан сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своего несовершеннолетнего ребенка – ФИО5, дата года рождения, тем самым не исполнил обязанность, установленную Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

С заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своего несовершеннолетнего ребенка за 2017 год не обращался.

Межведомственный Совет общественной безопасности Республики Башкортостан письмом от 23 августа 2018 года №3-738-СБ сообщил о необходимости в установленные ст. 40 Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сроки сообщить о результатах рассмотрения указанной информации и о досрочном прекращении полномочий депутата Совета сельского поселения Юматовский сельсовет МР Уфимский район РБ Янгубаева И.Р.

Данное письмо было получено Янгубаевым И.Р. под расписку 04.09.2018.

05.09.2018 Янгубаев И.Р. обратился с заявлением в Совет сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о досрочном прекращении своих полномочий депутата «в связи с отставкой по семейным обстоятельствам».

В связи с возникшими основаниями (заявление Янгубаева И.Р.) 06 сентября 2018 года Совет сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан рассмотрел заявление депутата Янгубаева И.Р. о досрочном прекращении полномочий, вынес решение №90 о досрочном прекращении полномочий депутата Янгубаева И.Р. с формулировкой «по собственному желанию».

Заместителем прокурора Уфимского района Республики Башкортостан Харуллиным И.Р. 03 июня 2019 года принято решение №91 о проведении проверки в администрации сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с целью проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции, по заданию прокуратуры республики о проведении проверки исполнения законодательства о государственной, муниципальной службе и противодействии коррупции. Срок проверки установлен с 03 июня 2019 года по 14 июня 2019 года.

С данным решением глава сельского поселения ФИО5 ознакомлена 03 июня 2019 года.

14 июня 2019 года до сведения главы администрации сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан – председателя Совета сельского поселения ФИО5, доведена справка о результатах проведенной проверки, согласно которой установлено, что отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений и реализации антикоррупционной политики Аппарата межведомственного Совета общественной безопасности Республики Башкортостан комплекса мероприятий в рамках декларационной компании за отчетный период (2017 год) был выявлен факт того, что депутат Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Янгубаев И.Р. в установленный законодательством срок не представил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своего несовершеннолетнего ребенка – ФИО5, дата года рождения, с заявлением о невозможности по объективным причинам представить указанные сведения не обращался, о чем Межведомственный Совет общественной безопасности Республики Башкортостан сообщил о наличии оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Совета.

Между тем, Советом принято решение об отставке Янгубаева И.Р. по собственному желанию, не исполнены требования законодательства, согласно которым сведения о применении к лицу, замещающему муниципальную должность, взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются органом местного самоуправления в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Представлением от 14 июня 2019 года №51Д-2019 заместитель прокурора Уфимского района Республики Башкортостан Хайруллин И.Р. на основании ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» потребовал принять исчерпывающие меры к устранению выявленных по результатам проверки нарушений законодательства и недопущению их впредь, отменить решение Совета от 06 сентября 2018 года №90, разрешить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Янгубаева И.Р. в связи с утратой доверия.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Решением №176 от 18 июня 2019 года Совет сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Решение Совета №90 от 06 сентября 2018 года отменил, досрочно прекратил полномочия депутата Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по избирательному округу №8 Янгубаева И.Р. в связи с утратой доверия.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что депутатом Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по избирательному округу №8 Янгубаевым И.Р. были нарушены ограничения, не исполнены обязанности, которые установлены федеральными законами по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе, своего несовершеннолетнего ребенка, что является основанием для досрочного прекращения полномочий депутата в связи с утратой доверия.

Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное нарушение.

Факт неисполнения административным истцом предписаний антикоррупционного законодательства документально подтвержден, в установленный законодательством срок Янгубаевым И.Р. не представлены в установленные законодательством сроки сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своего несовершеннолетнего ребенка – Янгубаевой А.И., 2002 года рождения, с заявлением о невозможности по объективным причинам представить указанные сведения не обращался, что административным истцом Янгубаевым И.Р. в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Как разъяснено в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан по избирательному округу №8 Янгубаева И.Р. принято уполномоченным на то органом - Советом сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом.

Процедура принятия оспариваемого решения административным ответчиком соблюдена, под первым пунктом отменив решение №90 от 06 сентября 2018 года, чем восстановил Янгубаева И.Р. в полномочиях депутата, далее в последовательности под пунктом вторым прекратив досрочно его полномочия в связи с утратой доверия.

Административным ответчиком доказано, что обжалуемые действия совершены в рамках предоставленной законом компетенции, порядок совершения оспариваемых действий соблюден, основания для совершения оспариваемых действий имелись, принятое решение в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства.

Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов ответчиками.

В соответствии со ст. ст. 21, 24, 28 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» у прокурора имелись полномочия на проведение проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции и внесении представления о рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата у административного истца.

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (п. п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

Внесенные 03 апреля 2017 года в статью 40 Федерального закона N 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе с органами местного самоуправления (подпункт «д» п. 7 ст. 18 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ставит перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, и не свидетельствуют об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Таким образом, доводы административного истца об отсутствии у прокурора права на проверку достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, об отсутствии уведомления Янгубаева И.Р. о проведении проверки, нарушении сроков проведения проверки и обращения с представлением о прекращении полномочий депутата в связи с утратой доверия, основаны на неверном толковании правовых норм.

Как установлено в судебном заседании суда первой инстанции проверка проводилась не в отношении депутата Янгубаева И.Р., а в отношении сельского поселения Юматовский сельсовет, о чем был уведомлен глава сельского поселения.

Доводы административного истца о том, что материал проверки прокуратуры не прошит, не пронумерован, не могут являться основанием для отмены решения суда, поскольку факт неисполнения депутатом Янгубаевым И.Р. установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей установлен судом.

Оценивая доводы об отсутствии умысла на не представление сведений о доходах несовершеннолетнего ребенка и малозначительности совершенного нарушения, судебная коллегия признает их несостоятельными, поскольку для принятия решения о прекращении полномочий депутата досрочно достаточно лишь факта непредставления им сведений, при этом направленность целей такого непредставления, отсутствие корыстной заинтересованности в этом, иные факторы, правового значения не имеют.

Выбрав возможность осуществления депутатских полномочий, депутат принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этими условиями деятельности ограничения, а потому возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий за несоблюдение соответствующих ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Доводы апелляционной жалобы Янгубаева И.Р. о пропуске административным ответчиком срока основаны на ошибочном понимании норм права. Нарушение срока принятия оспариваемого решения о прекращении полномочий депутата установлено не было, кроме того данный срок не является пресекательным.    

Иные, приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы не опровергают правильных выводов суда по обстоятельствам рассматриваемого дела, при этом суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам административного истца и ответчика, основываясь на совокупности представленных сторонами доказательств. По существу доводы жалобы сводятся к позиции административного ответчика и заинтересованных лиц, изложенной в ходе рассмотрения дела, и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, они не опровергают правильность выводов суда и в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить основанием к отмене решения.

Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда правильным, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб, не усматривает.

Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО5 – Мулюкова И.Н. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий                 

Судьи                              

                                    

Справка: судья Моисеева Г.Л.

33а-1767/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Заместитель прокурора Уфимского района РБ Хайруллин И.Р.
Янгубаев Ильфат Ринатович
Ответчики
Совет сельского поселения Юматовский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Генеральная прокуратура РФ
Прокуратура РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Субхангулов Азамат Нургалеевич
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
24.12.2020Передача дела судье
20.01.2021Судебное заседание
12.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2021Передано в экспедицию
20.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее