Решение по делу № 2а-2958/2017 от 27.04.2017

<данные изъяты>

Дело №2а-2958/17

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2017 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего Шумейко Е.С.,

При секретаре: Даниловой Н.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костиной Светланы Александровны к администрации городского округа город Воронеж:

- о признании незаконным бездействия в части не принятия мер по переселению из аварийного жилого помещения,

- о возложении обязанности произвести переселение из аварийного жилого помещения путем приобретения за счет бюджетных средств отдельного жилого помещения,

установил:

Административный истец Костина С.А. обратилась в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к администрации городского округа город Воронеж. Просит о признании незаконным бездействия в части не принятия мер по переселению из аварийного жилого помещения, о возложении обязанности произвести переселение из аварийного жилого помещения путем приобретения за счет бюджетных средств отдельного жилого помещения.

Обосновывая заявленные исковые требования, Костина С.А. указывает, что Постановлением администрации городского округа город Воронеж № 885 от 23.11.2012 года многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением на Департамент муниципальной собственности была возложена обязанность произвести переселение граждан в срок до 31.12.2014 г. Аварийный дом не включен в региональную адресную программу, не принято никаких иных мер по расселению граждан.

Административный истец Костина С.А. о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена. Просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного истца, действующая на основании доверенности, Севальнева В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме. Обращает внимание, что в случае признания бездействия незаконным, истец просит обязать ответчика принять меры по расселению квартиры, расположенной в аварийном жилом доме.

Представитель административного ответчика администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности, Сафонова А.Ю. заявленные требования не признала, полагая их необоснованными. Суду предоставлены письменные возражения.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЖК РФ).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 ЖК РФ).

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 7 этого Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

Согласно абз. 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п. 44 Положения).

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Судом установлено, что административный истец Костина С.А. является собственником комнаты, назначение: жилое, общая площадь 11,9 кв.м., этаж 2, расположенной по адресу: <адрес>.

Заключением городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по оценке непригодности жилого <адрес> для проживания, утвержденным постановлением Администрации городского округа г. Воронеж № 885 от 23.10.2012 г., жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, администрацией городского округа город Воронеж в рамках предоставленных данному органу полномочий проведены мероприятия, предусмотренные законодательством: определен статус жилого дома как аварийный и подлежащий сносу.

Указанным постановлением установлен срок до ДД.ММ.ГГГГ по проведению переселения граждан из многоквартирного жилого <адрес>.

Как следует из письменного мотивированного ответа администрации городского округа город Воронеж на обращение Костиной С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание, что дом признан аварийный и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ, то основания для расселения дома <адрес> в рамках Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» отсутствуют.

В региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилого помещения не включен.

Переселение до сих пор не осуществлено, другое жилое помещение административному истцу не предоставлено.

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном чч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

На основании объяснений представителя административного ответчика судом установлено, что на момент предъявления иска, рассмотрения дела судом требований к собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме о его сносе или реконструкции, в том числе к истцу, в порядке статьи 32 ЖК РФ предъявлено не было.

До настоящего времени земельный участок под многоквартирным домом не изъят администрацией городского округа город Воронеж, снос помещений не произведен.

Принимая во внимание, что основания для расселения аварийного многоквартирного <адрес>, в котором находится спорное жилое помещение, в рамках Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» отсутствуют, учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования городского округа горд Воронеж (с 31.12.2014 г. до 07.07.2017 г.), выразившееся в непринятии мер, определенных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, суд приходит к выводу о том, что права административного истца являются нарушенными и он вправе требовать возложения на административного ответчика обязанности по принятию мер, предусмотренных законом.

Доводы административного ответчика о том, что в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, планируется начать процедуру изъятия земельного участка, не может свидетельствовать о законности бездействия администрации городского округа город Воронеж.

Ссылка на отсутствие возможности обеспечить финансирование указанных мероприятий не может повлиять на выводы суда о том, что со стороны административного ответчика имеется бездействие, которое нарушает права административного истца.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено изъятие жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд, либо путем предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

Признавая незаконным бездействие администрации городского округа город Воронежа, выразившееся в непринятии мер по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес>, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, и переселению граждан из многоквартирного жилого, суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, осуществить действия по принятию мер по исполнению п. 2 Постановления администрации городского округа город Воронеж от 23.10.2012 года № 885 по переселению из аварийного жилого помещения, расположенного в <адрес> в <адрес>.

При этом суд принимает во внимание, что Костина С.А. обратилась в администрацию городского округа город Воронеж с требованием об исполнении обязанности по переселению, указывая, что помещение, признанное в установленном порядке аварийным, представляет особую опасность для жизни и здоровья человека, так как имеется угроза разрушения здания по причине его аварийного состояния.

Административный истец, обосновывая заявленные требования, в целях восстановления нарушенного права, просит возложить на административного ответчика обязанность произвести переселение из аварийного жилого помещения путем приобретения за счет бюджетных средств отдельного жилого помещения.

Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание, что многоквартирный жилой дом <адрес> не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", соглашение между истцами и ответчиком о предоставлении взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, другого жилого помещения и переселении достигнуто не было, обеспечение жилищных прав истцов возможно лишь путем выплаты им покупной цены за изымаемое жилое помещение.

Кроме того, у ответчика в отношении истицы отсутствует обязанность по предоставлению последней другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности, равнозначного занимаемому, несмотря на то, что спорная квартира, где проживает истица, находится в аварийном доме, непригодном для проживания, поскольку такая обязанность у ответчика возникает только когда собственник жилого помещения признан малоимущим и состоит на учете у ответчика как лицо, нуждающееся в получении жилого помещения.

По указанным основаниям административные исковые требования Костиной С.А. в части возложения на административного ответчика обязанности произвести переселение из аварийного жилого помещения путем приобретения за счет бюджетных средств отдельного жилого помещения не основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем, данная часть административных исковых требования удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Костиной Светланы Александровны к администрации городского округа город Воронеж частично удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа город Воронеж в части непринятия мер по исполнению п. 2 Постановления администрации городского округа город Воронеж от 23.10.2012 года № 885 по переселению из аварийного жилого помещения, расположенного в <адрес> в <адрес>.

Обязать администрацию городского округа город Воронеж инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ N 47 от 28 января 2006 года.

Административные исковые требования о возложении обязанности на администрацию городского округа город Воронеж произвести переселение из аварийного жилого помещения путем приобретения за счет бюджетных средств отдельного жилого помещения оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течении месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

2а-2958/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Костина С. А.
Ответчики
Администрация городского округа г.Воронеж
Администрация городского округа город Воронеж
Суд
Центральный районный суд г. Воронеж
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centralny.vrn.sudrf.ru
27.04.2017Регистрация административного искового заявления
28.04.2017Передача материалов судье
28.04.2017Решение вопроса о принятии к производству
13.06.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2017Судебное заседание
07.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее