УИД: 91RS0019-01-2019-004229-86;
К 2.146; дело № 2-184/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
резолютивная часть решения объявлена 2 июня 2020 года
решение в окончательной форме принято 8 июня 2020 года
г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулишова А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катакли Э.А., с участием представителя истца Парфеновой К.А., представителя ответчика Глушенко М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» к Бредучевой Татьяне Витальевне, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: ООО «Институт «Шельф», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ООО «Проектный институт «Геоплан», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о принудительном изъятии недвижимого имущества для государственных нужд и определении размера возмещения, -
УСТАНОВИЛ:
ГКУРК «Служба автомобильных дорог» обратилось в Симферопольский районный суд Республики Крым с иском к Бредучевой Т.В. о принудительном изъятии для государственных нужд земельного участка площадью 620 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> №, с выплатой денежной компенсации путем перечисления Государственным казенным учреждением Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» 15350 рублей на банковский счет ответчика или на депозитный счет нотариуса; признании права собственности Республики Крым на вышеуказанный земельный участок.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Совета министров Республики Крым от 16 мая 2017 года №507-р «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для государственных нужд», в целях строительства автомобильной дороги «<адрес>» принято решение об изъятии земельных участков, в том числе и вышеуказанного земельного участка, принадлежащего ответчику. Ответчиком в установленный законодательством срок не было подписано соглашение об изъятии земельного участка, что стало основанием для обращения в суд с указанным иском.
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования и дала пояснения по сути спора, просила принять решение о выплате денежной компенсации за изымаемый земельный участок на основании заключения эксперта.
Ответчик и его представитель не возражали против удовлетворения иска, в том числе в части определения суммы возмещения за изъятие земельного участка.
Иные участники в суд не явились, уведомлены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Заслушав явившихся участников, исследовав материалы дела и оценив предоставленные доказательства в их совокупности, судом установлено следующее.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 16 мая 2017 года №507-р «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для государственных нужд», в целях строительства автомобильной дороги «<адрес>» принято решение об изъятии земельных участков, в том числе и земельного с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> № (площадь изъятия – 620 кв. м), который принадлежит ответчику на праве собственности.
В целях изъятия у ответчика части выше указанного земельного участка ООО «Институт «ШЕЛЬФ» проведены необходимые землеустроительные и кадастровые работы в отношении земельного участка, в целях изъятия у ответчика земельного участка было обеспечено проведение необходимых оценочных работ. Размер возмещения ответчику за прекращения прав на изымаемый земельный участок, в том числе размер убытков, подлежащий возмещению в связи с изъятием объекта недвижимости в целях обеспечения реализации строительства, определен на основании отчетов ООО «Проектный институт Геоплан» №700ОН/105-1 и №700ОН/105-2 от 9 января 2019 года.
В соответствии с указанными отчетами размер возмещения в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером №, подлежащий уплате посредством перечисления денежных средств ответчику, составил в совокупности 15350 рублей, а именно: рыночная стоимость земельного участка составила 15000 рублей, размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием, составил 350 рублей.
Проект соглашения об изъятии земельного участка был направлен ответчику, однако до настоящего времени не подписан, реквизиты расчетных счетов для перечисления возмещения не предоставлены.
Согласно статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
В силу статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, с ходатайством об изъятии вправе обратиться орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка в соответствии с подпунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, а также в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.
В силу статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ «О почтовой связи», предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.
Согласно пункту 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно части 2 статьи 9.4 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости в случае, если по истечении двадцати дней со дня получения проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости.
Принимая во внимание то, что принятое решение об изъятии земельного участка ответчика для государственных нужд не оспорено, не отменено и недействительным не признано, учитывая, что соглашение о выкупе недвижимости в досудебном порядке и в период рассмотрения дела не достигнуто, процедура изъятия соблюдена, суд приходит к выводу, что требования о принудительном изъятии земельного участка подлежат удовлетворению.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года, отмечено, что по смыслу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Учитывая это, размер компенсации за изъятие земельного участка суд рассчитывает на основании заключения эксперта ООО «Институт экспертных исследований» ФИО7 №41/19 от 10 января 2020 года, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка площадью 620 кв. м с кадастровым номером № на дату проведения исследования исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка (сельскохозяйственное использование) составляет 58000 рублей, а размер убытков, включая упущенную выгоду, возникающих в связи с изъятием данного земельного участка составляет 350 рублей.
У суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта, поскольку заключение мотивировано, в нем указаны критерии для проведения исследования с указанием источников получения информации, перечень документов, используемых экспертом и устанавливающих количественные и качественные характеристики земельных участков. Из приложенных к заключениям документов усматривается, что эксперт имеет необходимую квалификацию, состоит в саморегулируемой организации. Заключение подробно мотивировано в исследовательской части, подкреплено нормативной базой, объективно построено на научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность сделанных выводов.
В соответствии со статьей 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая, что обеспечение строительства и реконструкции автомобильной дороги «Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь» предусмотрено федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», а несоблюдение сроков строительства может привести к срыву выполнения государственной федеральной программы, имеются основания для обращения решения суда к немедленному исполнению.
Экспертным учреждением также заявлено ходатайство о компенсации судебных расходов на проведение экспертизы в сумме 35000 рублей. Учитывая предмет иска и характер спора, а также то, что расходы по проведению экспертизы изначально был возложены на истца, суд полагает необходимым взыскать 35000 рублей с истца в пользу экспертной организации.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, -
РЕШИЛ:
Иск Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» к Бредучевой Татьяне Витальевне, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: ООО «Институт «Шельф», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ООО «Проектный институт «Геоплан», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о принудительном изъятии недвижимого имущества для государственных нужд и определении размера возмещения удовлетворить.
Изъять у Бредучевой Татьяны Витальевны для государственных нужд и прекратить ее право собственности на земельный участок площадью 620 кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> №, образованный путем раздела из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> №, участок №, с выплатой денежной компенсации путем перечисления Государственным казенным учреждением Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» 58350 рублей на банковский счет Бредучевой Татьяны Витальевны или на депозитный счет нотариуса.
Признать право собственности Республики Крым на земельный участок площадью 620 кв. м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> №.
Прекратить право собственности Бредучевой Татьяны Витальевны на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> №.
Признать право собственности Бредучевой Татьяны Витальевны на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 13436 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> №.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в пользу ООО «Институт судебной экспертизы» судебные расходы по оплате услуг эксперта в сумме 35000 рублей.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности Республики Крым и ответчика на указанное имущество.
Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором и другими лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле, если вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Дата принятия мотивированного решения (в окончательной форме) 8 июня 2020 года.
Судья