Решение по делу № 33-4301/2018 от 16.04.2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-4301/2018                                                         председательствующий судья суда первой инстанции Халдеева Е.В.

                                                                          судья-докладчик суда апелляционной инстанции Корсакова Ю.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 мая 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в составе:

председательствующего Сыча М.Ю.
судей Корсаковой Ю.М.,Белоусовой В.В.,
при секретаре           Минасян Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Красногвардейского района Республики Крым на решение Администрации Красноперекопского района Республики Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 26 февраля 2018 года по гражданскому делу по иску Красноперекопского межрайонного прокурора в интересах Лащенко Нины Ивановны к Администрации Красноперекопского района Республики Крым об обеспечении лица из числа детей – сирот благоустроенным помещением.

Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора Алескерова Д.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красноперекопский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов Лащенко Н.И. к Администрации Красноперекопского района Республики Крым, просил обязать Администрацию Красноперекопского района Республики Крым предоставить Лащенко Н.И. благоустроенное применительно к муниципальному образованию Красноперекопского района жилое помещение по договору найма жилых помещений.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки по обращению Лащенко Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по факту соблюдения жилищных прав детей - сирот, детей, оставшихся без родительского попечения, лиц из их числа, установлены нарушения требований закона, связанные с непредставлением жилья Лащенко Н.И., включенной в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 27 декабря 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен орган опеки и попечительства в лице сектора по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Красноперекопского района Республики Крым.

Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 26 февраля 2018 года исковые требования удовлетворены, суд обязал Администрацию Красноперекопского района Республики Крым предоставить Лащенко Нине Ивановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное, применительно к муниципальному образованию Красноперекопский район, жилое помещение по договору найма жилых помещений.

Не согласившись с указанным решением, Администрация Красноперекопского района Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить.

        В письменных возражениях межрайонный прокурор Красноперекопского района Республики Крым просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор Алескеров Д.А., который возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В судебное заседание не явились истец Лащенко Н.И., представитель Администрации Красноперекопского района Республики Крым, третье лицо - орган опеки и попечительства в лице сектора по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Красноперекопского района Республики Крым, о дате и времени рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции.

Судебная коллегия считает возможным на основании части 3 статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело при указанной явке.

Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора Алескерова Д.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

    В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

    Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

    Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

    В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).

    Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

    Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с нормами действующего законодательства

    Администрация Красноперекопского района Республики Крым в рамках предоставленных ей полномочий обязана предоставить Лащенко Н.И., имеющей статус ребенок-сирота, после достижения ею 18 лет жилое помещение для проживания.

         Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

         В соответствии с частями 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

         Согласно ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

         Статьей 98.1 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

         В соответствии с частью 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

         Согласно пунктам 1, 3, 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

         Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

         По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

         Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

         При этом ни статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»», ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

         Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

               Как усматривается из материалов дела, в соответствии с актовой записью о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, составленной исполкомом Воинского сельского совета народных депутатов <адрес> <адрес> Лащенко Нина Ивановна родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями ей приходятся ФИО2 и ФИО3.

              Согласно копии паспорта гражданина Российской Федерации, серии , Лащенко Нина Ивановна уроженка <адрес>, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.4).

             На основании решения Красноперекопского горрайонного суда от 2004 года ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Лащенко Нины Ивановны, ФИО4, таким образом несовершеннолетним присвоен статус детей, оставшихся без попечения родителей.

             Согласно решения исполнительного комитета Воинского сельского <адрес> АР ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения», в связи с помещением несовершеннолетних в приют <адрес> и подготовкой материалов о лишении родительских прав в отношении ФИО3 и ФИО2, за Лащенко Н.И. и ФИО4 закреплено жилую площадь, находящуюся в <адрес>, до достижения ими 18 летнего возраста (л.д.6).

             Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Красноперекопской районной государственной Администрацией Автономной Республики Крым «Об определении в государственное учреждение интернатного типа несовершеннолетних» Лащенко Нина и ФИО4 направлены в государственное учебное заведение интернатного типа, для дальнейшего обучения и проживания, а также за ними закреплено жилую площадь по адресу: <адрес> (л.д.6)

              Согласно решения исполнительного комитета Воинского сельского совета Красноперекопского района АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке на квартирный учет» Лащенко Н.И. и ФИО4 поставлены на квартирный учет, и включены в список лиц на первоочередное получение жилой площади (л.д.7).

              Согласно справке о составе семьи выданной ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Воинского сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым по адресу: <адрес> <адрес>, зарегистрированы: Лащенко Нина Ивановна, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, согласно акта о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ дом сгорел, отец истицы ФИО3 - умер (л.д.9).

           Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу: <адрес>, в доме зарегистрировано 5 человек, помещение не отвечает установленным нормам, ремонт и реконструкция данного помещения с 2017 г. не проводилась, данное жилое помещение не пригодно для проживания (л.д. 10).

           Согласно решения Воинского сельского Совета Красноперекопского района Республики Крым 37 заседания депутатов 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О перерегистрации в очереди на получение жилого помещения Лащенко Н.И., ФИО1 включена в список лиц на первоочередное получение жилой площади на одного человека, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.8).

            Согласно справки филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г. Красноперекопск от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 01 января. 2013 года объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. за Лащенко Ниной Ивановной не зарегистрирован, предоставить информацию о наличии зарегистрированной за ФИО1 недвижимости на территории города Красноперекопска и Красноперекопского района не представляется возможным (л.д. 9).

            Согласно уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на правообладателя Лащенко Н.И. отсутствуют (л.д.7-8).

            Из предоставленной Администрацией Красноперекопского района РК информации от 22 ноября 2017 г. усматривается, что суммы денежных средств, которые выделяются на Администрацию Красноперекопского района Республики Крым, для обеспечения всех детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достаточно, поскольку количество денежных средств на 2018 г., предназначенных для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа составляет 1 230 986,47 рублей, а объем необходимого финансирования расходов на исполнение обязательств в указанной сфере по всем лицам, включенным в список (26 человек) составляет 24 265,800 рублей (л.д.11).

              Из предоставленной начальником финансового правления администрации Красноперекопского района РК информации от 22 ноября 2017 г. .01-07/488 усматривается, что бюджетом Республики Крым на 2018 г. и на плановый период 2019 г. - 2020 г. будут предусмотрены Субвенции, на предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2018 год в сумме 1 230 986, 47 рублей (л.д.11).

             По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Лащенко Н.И. числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, в Красногвардейском районе Республики Крым под (л.д. 68-70).

             Так как Лащенко Н.И. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в очереди на получение жилья по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях", жилого помещения в собственности не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

               Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» (далее - Закон № 46-ЗРК/2014).

             В силу ст. 9 Закона № 46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

              Согласно пункту 1 ст. 3 Закона № 46-ЗРК/2014 список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

             В соответствии с пунктом 2 ст. 8 Закона № 46-ЗРК/2014 жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка сироту, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

              В соответствии со ст. 9 данного Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: - по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; - по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; - по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

             Согласно ст. 11 Закона № 46-ЗРК/2014 финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

              Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных ч.ч. 1 - 4 ст. 8 данного Закона, определяется исходя                из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений              в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.

             Субвенции, указанные в ч. ч. 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования,      и утверждаются Законом Республики Крым о бюджете Республики Крым     на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

              Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

               При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

              Следовательно, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

                Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.07.2016г.       № 359 утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

                Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается Законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п. 5 Порядка).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора в интересах Лащенко Н.И. к Администрации Красноперекопского района Республики Крым.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 26 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения

Председательствующий:

Судьи:

33-4301/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Корсакова Юлия Михайловна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
24.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее