Судья Соколов Д.В.. Дело № 33-4748/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 апреля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Серова Д.В., судей Крайневой Н. А., Леонтенковой Е.А.,
при секретаре Ахмадьяновой А. Д.
с участием прокурора Усова М. С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Леонтенковой Е.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 13 февраля 2017 года
по иску прокурора ЗАТО г. Саров Нижегородской области в интересах Семеренко М.Ю. к Министерству социальной политики Нижегородской области, ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения г. Саров» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор ЗАТО г. Саров Нижегородской области в интересах Семеренко М.Ю. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области, ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения г. Саров» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», указав, что проведенной проверкой установлено, что истец в 1984г. принята на работу в ФГБУЗ «КБ-50» ФМБА России. Общий трудовой стаж истца составляет 32 года. Приказом государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 04.10.2010 г. № 1/358-лс Семеренко М.Ю. награждена знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности». Истец обратилась в ГКУ НО «УСЗН г. Саров» с заявлением о включении ее в списки граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» для направления этих списков в комиссию по присвоению указанного звания на территории Нижегородской области и представила необходимые документы. Письмом от 29 декабря 2016г. УСЗН г. Саров ей было отказано во включении в соответствующие списки мотиву отсутствия данного права. Не соглашаясь с данным отказом, прокурор обратился в суд и просил признать право Семеренко М.Ю. на присвоение звания «Ветеран труда».
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 13 февраля 2017 года иск удовлетворен. Постановлено признать за Семеренко М.Ю. право на присвоение звания «Ветеран труда».
В апелляционной жалобе Министерством социальной политики Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, либо их представители, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом и заблаговременно.
В соответствии со ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором на основании обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.
Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» регулируя правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 2 пункта 1 статьи 7), устанавливает, что меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами (пункт 2 статьи 10, статья 22), предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» (пункт 4 статьи 7).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Закона Нижегородской области от 29.11.2004г. № 133-З «О мерах социальной поддержки ветеранов» к ветеранам труда, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, относятся лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Правительством Нижегородской области (п.2.1 ст.3 Закона Нижегородской области № 133-З).
Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006г. № 203 создана комиссия по присвоению звания «Ветеран труда» на территории Нижегородской области. При этом истцом, ответчиком и третьим лицом в суде по вопросам, связанным с исполнением решений комиссии, является министерство социальной политики Нижегородской области (п.8 Положения).
На основании п.1 указанного Положения звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, зарегистрированным по месту жительства на территории Нижегородской области.
Согласно пп. «а» п.2 указанного Положения звание «Ветеран труда» присваивается, в том числе, лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж для назначения пенсии по старости или за выслугу лет не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, исчисленный в календарном порядке.
Пунктами 3, 7 Положения предусмотрено, что лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», подают документы через государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения» по месту жительства заявителя, а государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения» направляют в комиссию по присвоению звания «Ветеран труда» на территории Нижегородской области списки граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», с заверенными копиями документов, подтверждающих основания для присвоения звания «Ветеран труда».
В силу пп. «а» п.4 Положения лица, указанные в пп. «а» п.2 Положения, представляют документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде по решению органов государственной власти СССР, РСФСР, а также от их имени, либо федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что комиссия в срок не позднее 10 рабочих дней рассматривает документы граждан, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», и принимает решение о подготовке проекта распоряжения Губернатора Нижегородской области о присвоении звания «Ветеран труда» по каждому рассмотренному заявлению либо, в случае несоответствия представленных документов на присвоение звания «Ветеран труда» действующему законодательству, в том числе несоблюдения условий, предусмотренных пунктами 4, 5 настоящего Положения, об отказе в присвоении звания «Ветеран труда».
По поручению комиссии министерство социальной политики Нижегородской области готовит письменное уведомление гражданину об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», которое в срок не позднее 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения направляется заявителю, а копия - государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения».
Как следует из материалов дела, истец является гражданином Российской Федерации, имеет регистрацию по месту жительства на территории Нижегородской области. Приказом государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 04 октября 2010 года №1/358-лс истец награждена знаком отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности». Общий трудовой стаж составляет более 32 лет.
Семеренко М.Ю. обратилась в территориальный орган Управления социальной защиты населения г. Сарова и комиссию по присвоению звания с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», в чем ей было отказано письмом от 29 декабря 2016 года по мотиву отсутствия данного права, поскольку истец не состоит в штате организаций (учреждений), подведомственных государственной корпорации по атомной энергии Росатома и не имеет специального 15 летнего стажа в соответствующей сфере деятельности.
Таким образом, право истца на присвоение звания «Ветеран труда» было нарушено.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из необоснованности данного отказа.
Выводы суда являются правильными.
С доводами апелляционной жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.
При решении вопроса о наличии оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда» ответчиком не учтено, что согласно пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации № 314 от 09.03.2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральное агентство по атомной энергии являлось федеральным органом исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2008г. № 369 «О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Федеральное агентство по атомной энергии упразднено.
Согласно ст.20 Федерального закона от 21.11.1995г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» государственное управление использованием атомной энергии осуществляют федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
Согласно ч.6 ст.6 Федерального закона от 01.12.2007г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (в действующей редакции) со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии корпорации передаются в том же объеме и на тех же условиях права и обязанности главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика, предусмотренные государственным оборонным заказом, федеральными целевыми программами, межгосударственными программами, федеральной адресной инвестиционной программой, государственным заказчиком по которым определено Федеральное агентство по атомной энергии, а также полномочия по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, права награждать ведомственными знаками отличия в труде работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.
Согласно п.4.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006г. № 203, при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются награды, решение о награждении которыми принято коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных и Всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, патенты или авторские свидетельства, дипломы и иные поощрения, свидетельствующие о квалификации работника, подтверждающие ученое, спортивное звание или степень, за участие или победу в конкурсах, выставках, спортивных и иных соревнованиях.
Приказом Федерального агентства по атомной энергии от 06.04.2005г. № 174 учрежден знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности» и Положение о данном знаке отличия, в соответствии с которым награждение этим знаком отличия в труде производится приказом руководителя агентства по согласованию с ЦК РПРАЭП.
Следовательно, до образования Госкорпорации «Росатом» знаком «Ветеран атомной энергетики и промышленности» награждало Федеральное агентство по атомной энергии, данный знак признавался ведомственной наградой и являлся основанием для присвоения награжденному лицу звания «Ветеран труда».
Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» приняты Положения о знаке отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности» (приказ от 29.02.2012г. №1/165-П, приказ от 03.06.2014г. №1/18-НПА).
Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что с 20 марта 2008 года - даты упразднения Федерального агентства по атомной энергии - Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» являлась уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии в соответствии с главой IV Федерального закона от 21.11.1995г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии, равнозначной в своих правах и функциях с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, следовательно, знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности» полностью соответствует критериям ведомственной награды, учрежденной органом, имеющим в соответствии с федеральным законодательством полномочия принимать такие решения.
Награждая истца 04 октября 2010 года знаком отличия в труде, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» была наделена полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное регулирование использования атомной энергии в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.1995г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и Федерального закона от 01.12.2007г. №317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
При таких обстоятельствах являются обоснованными выводы суда первой инстанции, что знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности», присвоенный истцу Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», относится к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем, имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании за истцом права на присвоение указанного звания.
Кроме того, требование к лицам, претендующим на присвоение звания "Ветеран труда", о награждении их ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), установлено подпунктом "а" п. 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006г. N 203, лишь в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 21.06.2016г. N 381, в то время как спорные правоотношения возникли до указанной даты.
При этом судебная коллегия также исходит из того, что частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016г. ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Следовательно, награждение истца знаком «Ветеран атомной энергетики и промышленности» произведено Приказом государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», данный знак признавался ведомственной наградой и являлся основанием для присвоения награжденному лицу звания «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах являются обоснованными выводы суда первой инстанции, что знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности», присвоенный истцу Приказом государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», относится к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем, имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании за истцом права на присвоение указанного звания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального права и установленным обстоятельствам дела.
В целом доводы жалобы повторяют позицию ответчика, являвшуюся предметом рассмотрения суда первой инстанции и признанную несостоятельной.
Выводы суда первой инстанции мотивированы и доводами апелляционной жалобы не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы относительно отсутствия нарушения права истца со стороны Министерства социальной политики Нижегородской области в связи с непоступлением документов на рассмотрение комиссии по присвоению звания «Ветерана труда», отклоняются судебной коллегией как несостоятельные. Из материалов дела следует, что при рассмотрении дела судом первой инстанции Министерство социальной политики Нижегородской области не признавало исковые требования по мотиву отсутствия у истца права на присвоение звания «Ветеран труда», в связи, с чем отсутствие решения комиссии по присвоению данного звания при отказе УСЗН г. Саров в направлении документов истца для рассмотрения по мотиву отсутствия права на его присвоение, не может являться формальным поводом для отказа в удовлетворении требований истца по существу.
Аргументы жалобы относительно того, что истец не состояла в штате Государственной корпорации и ее трудовая деятельность не протекала в организациях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, следовательно, истец не может быть награждена наградой указанного ведомства, также признаются несостоятельными, поскольку решение о награждении ведомственной наградой принимается соответствующим ведомством в пределах его компетенции, данное решение не оспорено и не отменено, в связи, с чем оснований для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» при наличии ведомственной награды в отношении истца не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Саровского городского суда Нижегородской области от 13 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи