Дело № 2- 2395/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд города Волгограда
В составе председательствующего судьи Снегиревой Н.М.
При секретаре Юриной А.В.
С участием прокурора Ходыревой Л.М., ответчика- представителя администрации Волгограда по доверенности Сироткиной О.С..
26 апреля 2017 г. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда, действующего в интересах Зеренинова ФИО12 к администрации Волгограда, Обществу с ограниченной ответственностью «Красноармейская Жилищная компания о понуждении и к исполнению законодательства о защите инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноармейского района города Волгограда обратился в суд с иском в интересах Зеренинова А.П. к ООО «КЖК» о понуждении к исполнению требований закона.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в <адрес> проживает Зеренинов А.П., являющийся <данные изъяты>) в связи с чем, он может передвигаться только при помощи инвалидной коляски.
Проверкой также установлено, что жилой дом не оборудован пандусом и поручными, что исключает возможность беспрепятственного доступа инвалиду на улицу и домой.
Зеренинов А.П. неоднократно обращался в ООО «КЖК» по вопросу установки пандуса в указанном доме, однако получал отрицательные ответы.
В этой связи, просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившиеся в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалида Зеренинова А.П. в дом, обязать обеспечить беспрепятственный доступ в подъезд дома в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика привлечена администрация Волгограда.
В судебном заседании помощник прокурора Ходырева Л.М. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Истец Зеренинов А.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился по состоянию здоровья.
Третье лицо- представитель ГКУ «Центр социальной защиты населения по Красноармейскому району г. Волгограда извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик- представитель администрации Волгограда по доверенности Сироткина О.С. исковые требования не признала, считает администрацию Волгограда ненадлежащим ответчиком.
Ответчик – представитель ООО «КЖК» надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства путем направления судебной повестки заказной почтовой корреспонденцией, в судебное заседание не явился, причин своей неявки суду не сообщил.
Таким образом, по мнению суда, им исполнена обязанность по извещению стороны о месте и времени рассмотрения дела, поэтому в соответствии с ч.2 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным разрешить спор по существу в отсутствие не явившегося ответчика.
Неявка ответчика является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Закон РФ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с Законом РФ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Согласно ч. 1 ст. 15 данного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивными сооружениями, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Предусмотренные настоящим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.2 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых норм и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зеренинов А.П. проживает в <адрес>, является инвалидом первой группы ( ампутированы нижние конечности), в связи с чем, передвигается только при помощи инвалидной коляски.
С учетом состояния здоровья Зеренинова А.П. беспрепятственный доступ в квартиру, в том числе подъезд дома, может осуществляться только при помощи технического приспособления.
Между тем, подъезд дома не оборудован техническими приспособлениями в соответствии с требованиями СП59.13330.2012.
Таким образом, Зеренинов А.П., являясь инвалидом-колясочником первой группы, лишен возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры, так как расположенная в подъезде лестница не приспособлена под инвалидные коляски, он не имеет возможности выхода на улицу.
Доказательством тому является акт проверки прокуратуры Красноармейского района г. Волгограда от 18.01.2017 г. ( л.д.58).
Тем не менее, указанный выше Закон РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает конкретный порядок доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В свою очередь СП59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п.4.1.14 указанного свода правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами.
Статьей ст.11.1 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательные технические средства реабилитации инвалидов).
Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п.1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
Положения указанных выше норм направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Как установлено судом, обслуживание жилого многоквартирного дома № 2 по бульвару Энгельса г. Волгограда осуществляет ООО "КЖК", которое обязано обеспечить благоприятные условия проживания граждан.
Согласно п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ. Материалами дела подтверждается, что управляющая компания приняла в управление многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец-инвалид, следовательно, при управлении общим имуществом многоквартирного дома управляющая компания обязана соблюдать в том числе требования законодательства об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно техническому заключению ООО «Фирма Рось» о возможности устройства пандуса на лестничном марше в многоквартирном доме, рекомендуется установка указанного оборудования- пандуса, который является универсальным и может использоваться для перемещения детских колясок. ( л.д.53).
При этом, по мнению суда, оборудование объектов социальной инфраструктуры средствами, обеспечивающими их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в т.ч. не имеющих таких приспособлений согласно проектной документации, производится в порядке их приспособления для доступности маломобильных групп населения, на что прямо указано в СП59.13330.2012.
В соответствии с п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием).
В этой связи, разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь положениями Конституции РФ, Законом РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 "О представлении льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", учитывая заключение ООО "Фирма Рось»", подтверждающего наличие технической возможности для установки пандуса, исходя из того, что отсутствие данных приспособлений нарушает право Зеренинова А.П. на беспрепятственный доступ в жилое помещение, находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит основания для удовлетворения требований, направленных к администрации Волгограда по следующим основаниям.
Как установлено нормами жилищного законодательства собственникам помещений принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, перечень которого указан с ст. 36 ЖК РФ.
В силу ст. 40 ЖК РФ вопрос о реконструкции или переустройстве помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В этой связи, по мнению суда, переоборудование лестничного марша, крыльца и устройство пандуса должно решаться с учетом согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
По указанным основаниям суд приходит к выводу о необоснованном возложении на администрацию Волгограда обязанностей по оборудованию пандуса.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования по иску прокурора Красноармейского района г. Волгограда, действующего в интересах Зеренинова ФИО12 к администрации Волгограда, Обществу с ограниченной ответственностью «Красноармейская Жилищная компания о понуждении и к исполнению законодательства о защите инвалидов - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Красноармейская Жилищная компания», выразившегося в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп в дом № 2 по бульвару Энгельса г.Волгограда.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Красноармейская жилищная компания» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в подъезд многоквартирного жилого дома № 2 по бульвару Энгельса г.Волгограда в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении требований прокурора Красноармейского района г. Волгограда направленных к администрации Волгограда – отказать.
Решение может быть в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решение в окончательно форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2017 г.
Председательствующий Снегирева Н.М.