Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Магистральный 26 октября 2017 года
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Антоневич М.Ф.,
при секретаре Степанович Е.А.,
с участием помощника прокурора Казачинско-Ленского района Урбаева О.В.,
представителя административного ответчика главы администрации Магистральнинского городского поселения Егорова П.А. (удостоверение от 15.09.2017г.), Бусыгиной А.В. (по доверенности от 10.08.2017г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-368 /2017 по административному исковому заявлению прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Магистральнинского городского поселения, выразившееся в не заключении концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области ( далее по тексту - прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействие администрации Магистральнинского городского поселения, выразившееся в не заключении концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Магистральнинского городского поселения и возложении обязанности в срок до 01.11.2017г. заключить концессионное соглашение в отношении указанных объектов.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере водоснабжения и теплоснабжения на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области. Установлено, что с 11.01.2017 года на территории Магистральнинского городского поселения услуги по теплоснабжению оказывает ООО «СТЭК» на основании договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом Магистральнинского городского поселения, заключаемых ежемесячно. Также в ходе проверки установлено, что услуги по холодному водоснабжению, водоотведению оказывает ООО «Жилкомсервис» на основании договоров безвозмездного пользования, заключаемых ежемесячно. В нарушение требований ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», частями 1 и 3 ст. 41.1 Закона о водоснабжении, частями 1и 3 ст. 28.1 Закона о теплоснабжении данные договоры о безвозмездном пользовании, предусматривающих переход права пользования в отношении муниципального имущества, заключены с ООО «СТЭК» без проведения конкурса или аукциона на право заключения этих договоров, тогда как в отношении таких объектов может быть заключено только концессионное соглашение. Полагает, что указанное бездействие по не проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения может нарушить права граждан - населения Магистарльнинского городского поселения на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, имуществу, может возникнуть угроза срыва отопительного периода 2017-2018г.г.
В связи с чем, просил признать незаконным бездействие администрации Магистральнинского городского поселения по не заключению концессионных соглашений на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, и о возложении обязанности в срок до 01.11.2017г. обеспечить передачу указанных объектов по концессионным соглашениям.
17.10.2017г. прокурором требования были уточнены, просит признать незаконным бездействие администрации Магистральнинского городского поселения, выразившееся в не заключении концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Магистральнинского городского поселения и возложении обязанности в срок до 01.03.2018г. заключить концессионное соглашение в отношении указанных объектов.
В судебном заседании помощник прокурора Казачинско-Ленского района Урбаев О.В. заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Глава Магистральнинского городского поселения и представитель Бусыгина А.В. в судебном заседании просили административное исковое заявление удовлетворить частично, отказать в удовлетворении требования прокурора о признании бездействия незаконным. Не возражали по существу требования о возложении обязанности заключить концессионные соглашения на указанные объекты, считали срок - до 01.03.2018г. достаточным сроком исполнения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. ст. 60, 61 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного закона, к вопросам местного значения, в том числе, отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в редакции Закона № 279) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2010 N 152-ФЗ)
В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 11 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение и прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона «О теплоснабжении» и частью 3 статьи 41.1 Закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного объекта таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Судом установлено, что в собственности Магистральнинского городского поселения имеются объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, что подтверждается Актом от ДД.ММ.ГГГГ приема-передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Казачинско-Ленский район» и подлежащего передаче в муниципальную собственность Магистральнинского муниципального образования, выпиской из реестра муниципальной собственности Магистарльнинского муниципального образования, выписками из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Также административным ответчиком подтверждено, что указанное имущество имеет срок ввода в эксплуатацию более 5 лет.
Указанное имущество в целях организации в границах поселения бесперебойной подачи тепловой энергии, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения Администрацией Магистральнинского городского поселения передается предприятиям с января 2017 года по договорам безвозмездного пользования, заключаемых ежемесячно, в нарушение указанных выше требований закона, без заключения концессионных соглашений, что не оспаривалось представителями Администрации Магистральнинского городского поселения в судебном заседании, подтверждается копиями Договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом, заключенных с ООО «Жилкомсервис» и ООО «СТЭК».
При этом суд считает, что доказательств, что административный ответчик не бездействовал, суду в соответствии со ст. 62 КАС РФ не представлено.
Указанные в обоснование своих возражений доводы административного ответчика о том, что с их стороны бездействия не было, поскольку: с января 2017 года ООО «СТЭК» информировало администрацию поселения о том, что компания планирует выйти с инициативой о заключении концессионного соглашения в течение 3 месяцев и разрабатывает для этого концессионное соглашение, но до настоящего времени так и не вышли с инициативой заключения концессии; по этому вопросу администрация поселения вела переписку с ООО «СТЭК»; только после этого с 09.08.2017 года администрация поселения разработала проекты концессионных соглашений на организацию теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и необходимые документы к ним, которые в настоящее время проходят согласование в Региональной службе по тарифам Иркутской области до 14.10.2017года, - подтверждают факт бездействия с января 2017 г. до августа 2017 года, то есть до проведения прокуратурой района соответствующей проверки и получения представления прокурора района, поскольку только в августе 2017 года административный ответчик принял реальные меры по выполнению требований закона и подготовки мероприятий по проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении указанного имущества. То обстоятельство, что ООО «СТЭК» планировала выйти с инициативой о заключении концессионного соглашения, в связи с чем и администрация поселения ждала их инициативы, вела с обществом переписку по данному вопросу, не может быть признано уважительными причинами, не снимает с Администрации поселения обязанности выполнения требований закона по заключению в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, со сроком введения в эксплуатация свыше пяти лет, именно концессионных соглашений.
Бездействие администрации Магистральнинского городского поселения по не проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения может повлечь нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, причинение вреда их жизни и здоровью вследствие угрозы срыва отопительного периода, поскольку передача указанных объектов муниципальной собственности без проведения конкурсных процедур препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, его реконструкции, приводит к его ненадлежащему содержанию, препятствует развитию конкуренции.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
В связи с чем, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме, необходимо признать незаконным бездействие администрации Магистральнинского городского поселения, выразившееся в не заключении концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности, и обязать заключить концессионное соглашение в отношении указанных в срок до 01 марта 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Магистральнинского городского поселения, выразившееся в не заключении концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Магистральнинского городского поселения, выразившееся в не заключении концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности.
Обязать администрацию Магистральнинского городского поселения заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности, в срок до 01 марта 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись М.Ф.Антоневич
Решение не вступило в законную силу.