Решение по делу № 2а-760/2018 от 08.06.2018

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

05 июля 2018 года                                                    г.Тулун

        Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Захарченко Е.Г., с участием представителя административного истца помощника Тулунской межрайонной прокуратуры прокурора Городецкой Т.О., представителя административного ответчика и.о. главы Усть-Кульского сельского поселения Морозовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-760/2018 по административному иску Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Кульского сельского поселения об обязании организовать на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела

установил

       Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации Усть-Кульского сельского поселения, указывая в обоснование, что прокуратурой в рамках осуществления надзорной деятельности за исполнением федерального законодательства в сфере организации похоронного дела на территории Усть-Кульского сельского поселения выявлены нарушения требований п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ч. 2 ст. 25, ч. 2 ст. 29 ФЗ «О погребении и похоронном деле». Установлено отсутствие созданной администрацией Усть-Кульского сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела.

        Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от ...... № 8-ФЗ «О погребении и похоронном делу» (далее - Федеральный закон от ...... № 8-ФЗ), Указом Президента РФ от ...... *** «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» в целях обеспечения государственных социальные гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

       Согласно ст. 25 Федерального закона от ...... № 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного Дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

        В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ...... № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

        Статьей 9 Федерального закона от ...... № 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.

        Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона от ...... № 8-ФЗ).

        Из положений ст. 29 Федерального закона от ...... № 8-ФЗ следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

        Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ...... № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

        Согласно ст. 2 Закона Иркутской области № 96-оз от 02.11.2015 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» за сельскими поселениями с 01.01.2017 закреплены вопросы местного значения, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

        В пункте 22 части 1 статьи 6 Устава Усть-Кульского муниципального образования определено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.

        Пунктом 3 статьи 8 Устава Усть-Кульского муниципального образования к органу местного самоуправления предоставлено право создания муниципальных предприятий и учреждений, осуществления финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

        В нарушение вышеуказанных норм закона на территории Усть-Кульского сельского поселения специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась. Указанный факт подтверждается информацией администрации Усть-Кульского сельского поселения.

        Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой, либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение. Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела затрагивает права всех без исключения граждан, проживающих на территории муниципального образования, поскольку в правоотношениях, возникших в связи со смертью человека, его погребением, участвует неограниченное число субъектов, в связи с чем, прокурор обращается в защиту неопределенного круга лиц.

         Пункт 1 ст. 12 Федерального закона от ...... *** «О муниципальной службе в Российской Федерации» одной из главных обязанностей органов; местного самоуправления при осуществлении своих полномочий определяем соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иным нормативных правовых актов Российской Федерации, и обеспечение их исполнения.

        Одним из способов защиты прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре, ст. 12 ГК РФ.

        В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

        В силу ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требуем защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства РФ, просит суд обязать администрацию Усть-Кульского сельского поселения создать на территории Усть-Кульского сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

        В судебном заседании помощник прокурора Городецкая Т.О. требования административного иска изменила, поддерживает по доводам, изложенным в нем, просит суд обязать администрацию Усть-Кульского сельского поселения организовать на территории поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

        Представитель административного ответчика - и.о.главы администрации Усть-Кульского сельского поселения А.С. требования иска в судебном заседании признает.

        Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

        В силу требований ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично, часть 3.

        Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц, часть 5.

        В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

       Из материалов дела следует, что Тулунской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Усть-Кульского сельского поселения. В ходе проверки выявлены нарушения действующего законодательства в части непринятия мер к организации в границах муниципального образования похоронного дела и оказания услуг по погребению, включая создание специализированных служб, осуществления контроля за их деятельностью, а также организации деятельности кладбищ.

       В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

        В силу п. 22 ст. 14 Федерального закона от ...... ***-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

        Согласно ч. 3 ст. 14 ФЗ ***-Ф3, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

        В соответствии со ст. 25 Федерального закона от ...... № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в РФ похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуги по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

        В силу ст. 29 ФЗ № 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

        В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 9 ФЗ № 8-ФЗ, оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе осуществляют специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления согласно п. 2 ст. 25 указанного Закона. Супругу, близким родственникам или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела умершего на кладбище, погребение.

        В силу ст. 12 ФЗ № 8-ФЗ на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего.

        Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению в пределах размера социального пособия на погребение, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

        Согласно п. 2 Указу Президента РФ от ...... *** «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от ...... № 8-ФЗ, а также своевременно реагировать на жалобы граждан, связанные с нарушением специализированными службами по вопросам похоронного дела прав граждан на предоставление гарантированных безвозмездных услуг по погребению умерших.

        Статьей 9 ФЗ № 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службой по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

       В пункте 22 части 1 статьи 6 Устава Усть-Кульского муниципального образования определено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.

        Пунктом 3 статьи 8 Устава Усть-Кульского муниципального образования к органу местного самоуправления предоставлено право создания муниципальных предприятий и учреждений, осуществления финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

       Судом установлено, что администрация Усть-Кульского муниципального образования, являясь органом местного самоуправления, в соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 6 Устава Усть-Кульского муниципального образования, осуществляет решение вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования.

       Вопросы организационного характера в сфере похоронного дела администрацией муниципального образования не урегулированы.

       Специализированная служба, оказывающая услуги в сфере похоронного дела и погребения на территории муниципального образования, отсутствует. Какой-либо организации, оказывающей гарантированный перечень услуг по погребению на территории населенных пунктов муниципального образования, не имеется. Бюджетом муниципального образования расходы, связанные с погребением граждан, не имеющих родственников, не предусмотрены.

        Таким образом, к компетенции администрации поселения относится организация ритуальных услуг в границах муниципального образования, что должно быть реализовано посредством создания условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, указанное возможно, как силами специально учрежденной муниципальной организации, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности, исходя из целесообразности и потребностей в ритуальных услугах.

       При этом органом местного самоуправления должно быть обеспечено правовое регулирование правоотношений в сфере похоронного дела муниципальными нормативными правовыми актами (определение порядка деятельности общественных кладбищ, установление перечня, критериев качества и стоимости гарантированных услуг по погребению).

       Отсутствие специализированной службы, как и в целом организации ритуальных услуг в границах муниципального образования нарушает права неопределенного круга лиц на возможность реализации предоставленных государством социальных гарантий безвозмездного получения услуг по погребению.

       Бездействие органа местного самоуправления по организации похоронного дела в границах муниципального образования свидетельствует об уклонении от разрешения отнесенных к его компетенции вопросов, что ведет к нарушению функционирования всей системы органов муниципальной власти.

       При таких обстоятельствах суд находит требования административного иска подлежащими удовлетворению.

       На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 46, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л

       Требования административного иска Тулунского межрайонного прокурора - удовлетворить.

       Обязать администрацию Усть-Кульского сельского поселения организовать на территории Усть-Кульского сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

       Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.

       Судья                                            Н.А. Рыжова

2а-760/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тулунская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Усть-Кульского сельского поселения
Суд
Тулунский городской суд Иркутской области
Судья
Рыжова Нэля Асгатовна
Дело на странице суда
tulunsky.irk.sudrf.ru
08.06.2018Регистрация административного искового заявления
08.06.2018Передача материалов судье
09.06.2018Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2018Судебное заседание
02.07.2018Судебное заседание
05.07.2018Судебное заседание
10.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2018Дело оформлено
01.11.2018Дело передано в архив
10.05.2020Регистрация административного искового заявления
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Дело оформлено
10.05.2020Дело передано в архив
05.07.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее