Решение по делу № 12-3/2022 (12-23/2021;) от 04.10.2021

                                                                                                      Дело № 12-3/2022

                                                                               УИД76RS0018-01-2021-000404-90

Р Е Ш Е Н И Е

с. Большое Село

Ярославской области                                                         «19» января       2022    г.

Судья Большесельского районного суда Ярославской области Киселева Е.В.,

при секретаре Селеховой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, специалиста –эксперта отдела государственного экологического надзора по <адрес> Емельяновой А.А. от 27.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Коммунальник», юридический адрес: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, специалиста –эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Емельяновой А.А. от 27.09.2021      Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальник» было признано    виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2    КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) руб. в связи с неисполнением обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

В ходе производства по делу об административном правонарушении должностным лицом было установлено, что на основании распоряжения Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.06.2021 была проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия «Коммунальник». По результатам проверки согласно акту проверки от 06.08.2021 установлено, что у МУП «Коммунальник имеется объект – Полигон ТБО (код объекта ), расположенный по адресу: <адрес>.

Указанный объект МУП «Коммунальник» поставлен на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, внесен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объекту присвоена II категория негативного воздействия, категория риска - значительная (3).

Согласно форме № 2-ТП (отходы) за 2020 год на объекте с кодом на начало отчетного года наличие отходов на предприятии составляло 0,000 тонн, на конец отчетного года - 0,000 тонн.

Согласно ч.1 ст. 19 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 19 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Данные учета движения отходов на предприятии должны вестись по формам, утвержденным законодательством.

До 01.01.2021 - по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721.

Согласно Приказу Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

Таким образом, при изучении документации МУП «Коммунальник» было установлено, что учет движения отходов за 2020 год не ведется.

В действиях юридического лица МУП «Коммунальник» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления. Время совершения указанного административного правонарушения МУП «Коммунальник» - 06.08.2021.

МУП «Коммунальник», считая указанное постановление    незаконным,    обратилось     в суд с жалобой, юридическое лицо просило      постановление от 27.09.2021 отменить., освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

В обоснование доводов жалобы МУП «Коммунальник» указало, что совершенное предприятием административное правонарушение может быть признано малозначительным в соответствии с положениями ст.2.9 КоАП РФ.

         Исходя из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» совершенное правонарушение следует признать малозначительным, поскольку с учетом характера совершенного деяния, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не влечет существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

        В судебном заседании защитник юридического лица Смирнов А.В., действующий согласно доверенности, поддержал доводы жалобы, также просил учесть финансовое положение предприятия, имеющего убытки, подтвержденные бухгалтерским балансом МУП «Коммунальник» на 31.12.2020.

        В судебном заседании государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, специалист –эксперт отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Емельянова А.А., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, не присутствовала.

Согласно п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ дело было рассмотрено в отсутствие должностного лица Емельяновой А.А.

Заслушав защитника юридического лица,    исследовав материалы дела, проверив дело об административном правонарушении в полном объёме, судья приходит к выводу о том, что имеются основания для изменения    постановления.

Согласно ч.1 ст. 19 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Как следует из положений ч.2 ст. 19 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

        В соответствии с п.3 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I - IV категории и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

Положениями части десять статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом - государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, специалистом –экспертом отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Емельяновой А.А. было установлено, что МУП «Коммунальник» имеет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, (Полигон ТБО (код объекта ), расположенный по адресу: <адрес>). В нарушение положений ч.1 ст. 19 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721, Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № №1028, указанным юридическим лицом учет движения отходов за 2020 год не велся.

Вина МУП «Коммунальник» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается письменными материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 13.09.2021, актом проверки Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования юридического лица от 06.08.2021, из которого следует, что в период проверки, проведенной 25.06.2021 – 22.07.2021, было установлено, учет движения отходов за 2020 год МУП «Коммунальник» не велся, согласно форме № 2-ТП (отходы) за 2020 год, представленной МУП в Межрегиональное управление, на объекте с кодом на начало отчетного года наличие отходов на предприятии составляло 0,000 тонн, на конец отчетного года - 0,000 тонн, учитывая, что данные, отраженные в отчетности 2-ТП (отходы), основываются исключительно на информации учета движения отходов, установить достоверность представленных данных статотчетности по форме 2-ТП за 2020 год не представляется возможным.

Оценив представленные доказательства в совокупности, должностное лицо в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении пришло к обоснованному выводу о виновности юридического лица МУП «Коммунальник» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, в неисполнении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

В жалобе МУП «Коммунальник» не оспаривает его вину в совершении указанного административного правонарушения.

         Судья считает несостоятельными доводы жалобы юридического лица о том, что совершенное предприятием указанное административное правонарушение является малозначительным.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

     Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Требования законодательства в области охраны окружающей среды направлены на охрану и защиту окружающей среды и граждан, создание условий для их безопасной жизнедеятельности и являются обязательными для исполнения.

    Совершенное юридическим лицом правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, в результате которых могут возникнуть факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды в целом, отдельных ее элементов.

           Нарушение МУП «Коммунальник» указанных требований влечет нарушение значимых общественных интересов и нарушение прав граждан.

Кроме того, учитывая характер состава административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, факт совершения указанного правонарушения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) причиненного ущерба.

      Учитывая изложенное, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера совершенного юридическим лицом правонарушения, оснований для признания его малозначительным и освобождения МУП «Коммунальник» от административной ответственности на основании положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в отношении МУП «Коммунальник» также не имеется.

        Согласно ч.10 ст.8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2).

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.3.3).

МУП «Коммунальник» должностным лицом за совершенное административное правонарушение было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб.

Учитывая, что необратимых последствий в виде негативного воздействия на окружающую среду совершенное юридическим лицом правонарушение не повлекло, принимая во внимание финансовое положение МУП «Коммунальник», судья в соответствии с положениями ч.3.2, ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ считает необходимым снизить МУП «Коммунальник» наказание в виде административного штрафа до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.10 ст.8.2 КоАП РФ для юридических лиц, - до 100000 руб.

С учетом изложенного, согласно п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, специалиста –эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Емельяновой А.А. от 27.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении МУП «Коммунальник» подлежит изменению в части размера назначенного административного наказания. В остальной части постановление от 27.09.2021 следует оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

                                             РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, специалиста –эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Емельяновой А.А. от 27.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» изменить:

Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» снизить размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ, на основании положений ч.3.2, ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ до 100000 руб. (ста тысяч руб.)

В остальной части постановление     от 27.09.2021 оставить без изменения, жалобу Муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Большесельский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

       Судья

12-3/2022 (12-23/2021;)

Категория:
Административные
Ответчики
МУП "Коммунальник"
Суд
Большесельский районный суд Ярославской области
Судья
Киселева Екатерина Валентиновна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
bolsheselsky.jrs.sudrf.ru
05.10.2021Материалы переданы в производство судье
05.10.2021Истребованы материалы
24.11.2021Поступили истребованные материалы
10.01.2022Судебное заседание
18.01.2022Судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.01.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
31.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2022Вступило в законную силу
08.02.2022Дело оформлено
19.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее