Дело № 12-228/2016
Р Е Ш Е Н И Е
08 декабря 2016 года г. Миасс
Судья Миасского городского суда Челябинской области Лыжина В.И., при секретаре Ромасько Е.А.,
рассмотрев в помещении Миасского городского суда Челябинской области жалобу Федерального государственного бюджетного природоохранного учреждения науки «Ильменский государственный заповедник» на постановление НОМЕР от ДАТА по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении юридического лица Федерального государственного бюджетного природоохранного учреждения науки «Ильменский государственный заповедник», юридический адрес: АДРЕС,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением НОМЕР от ДАТА по делу об административном правонарушении, вынесенным главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области Поповым Л.Н., юридическое лицо - Федеральное государственное бюджетное природоохранное учреждение науки «Ильменский государственный заповедник» привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей.
Федеральное государственное бюджетное природоохранное учреждение науки «Ильменский государственный заповедник» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление НОМЕР от ДАТА отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указано на то, что дело было рассмотрено с грубым нарушением процессуальных норм, о дате и времени рассмотрения дела ИГЗ не был уведомлен, лицо, вынесшее постановление, в момент вынесения постановления на рабочем месте отсутствовало. По мнению заявителя жалобы, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков его составления, в протоколе и постановлении не установлены событие административного правонарушения, дата его совершения, в отношении кого оно совершено.
В судебном заседании представитель Федерального государственного бюджетного природоохранного учреждения науки «Ильменский государственный заповедник» Патрушева Н.С. просила постановление главного государственного инспектора труда отменить, производство по делу прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, т.к. решением Миасского городского суда от 14.07.2016 г. и Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 03.10.2016 г. пункты 1 и 4 предписания Государственной инспекции труда по Челябинской области НОМЕР от ДАТА признаны незаконными, соответственно, постановление о привлечении к административной ответственности за указанные нарушения также является незаконным.
Лицо, вынесшее постановление и составившее протокол по делу об административном правонарушении, главный государственный инспектор Государственной инспекции труда в Челябинской области Попов Л.Н., представитель Государственной инспекции труда в Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены, причина неявки не известна.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, судья считает постановление по делу об административном правонарушение подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении.
Как установлено судом и следует из обжалуемого постановления, Федеральному государственному бюджетному природоохранному учреждению науки «Ильменский государственный заповедник» вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ.
Частью 3 ст.5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Объективная сторона данного состава правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда, Главного Государственного инспектора труда в Челябинской области от ДАТА, с целью защиты прав и интересов работников (в связи с рассмотрением обращения от ДАТА НОМЕР), в отношении ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник», расположенного по адресу: АДРЕС была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся в том, что в нарушение ст.57 ТК РФ в трудовом договоре НОМЕР от ДАТА, заключенном с ФИО4 отсутствует указание на характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы), а также не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 57 Трудового кодекса РФ определены условия подлежащие включении в трудовой договор, обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); условия труда на рабочем месте.
Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Согласно ст.221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 года N 1122н утверждены «Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда»
Согласно п.9 Стандарта нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.
При выдаче смывающих и (или) обезвреживающих средств работодатель обязан информировать работников о правилах их применения(п.10).
Подбор и выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда(п.12).
Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, составляются службой охраны труда (специалистом по охране труда) либо иным уполномоченным структурным подразделением (должностным лицом) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Указанный перечень рабочих мест и список работников формируются на основании Типовых норм и в соответствии с результатами специальной оценки условий труда с учетом особенностей существующего технологического процесса и организации труда, применяемых сырья и материалов.
До получения работодателем результатов проведения специальной оценки условий труда или в случае их отсутствия у работодателя перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на основании Типовых норм (п.13).
В силу п.20 Стандарта на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, для использования в душевых или в помещениях для умывания работникам выдаются очищающие средства в виде твердого туалетного мыла или жидких моющих средств (гель для рук, гель для тела и волос, жидкое туалетное мыло и другие).
На работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства, а обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.
Так, согласно протоколу об административном правонарушении НОМЕР, составленным ДАТА уполномоченным должностным лицом, и постановлению НОМЕР от ДАТА ФГБПУН «Ильменский государственный заповедник» признан виновным в совершении административного правонарушения в связи с нарушением ст. 56, 57 Трудового кодекса РФ, а именно в виду отсутствия условий труда на рабочем месте в трудовом договоре НОМЕР от ДАТА с ФИО4, а также в виду отсутствия в трудовых договорах, заключенных с работниками, ФИО8 указания нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующих условиям труда на рабочем месте работника.
По результатам внеплановой, документарной проверки в отношении ФГБПУН «ИГЗ» было возбуждено административное дело и ДАТА Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области ФИО9 вынесено предписание, которым ФГБПУН «ИГЗ» обязано устранить нарушения требований законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе п. 1 - внести изменения в трудовой договор с работником ФИО4 в части включения условий определяющих характер работы и условий труда на рабочем месте (основание ст.57 ТК РФ), п. 4 - в трудовых договорах указать нормы выдачи смывающих и(или) обезвреживающих средств(ст.57 ТК РФ, п.9 Стандарта безопасности труда).
При этом решением Миасского городского суда от 14 июля 2016 года по административному иску Федерального государственного бюджетного природоохранного учреждения науки «Ильменский государственный заповедник» к Государственной инспекции труда в Челябинской области, сектор по Миасскому городскому округу Государственной инспекции труда в Челябинской области о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области пункт 4 предписания Государственной инспекции труда в Челябинской области НОМЕР от ДАТА признан незаконным, а при рассмотрении данного дела в апелляционной инстанции апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 03 октября 2016 года решение Миасского городского суда в этой части остановлено без изменения, но в дугой части принято новое решение, которым п. 1 в части внесения в трудовой договор, заключенный с ФИО4, характера работы, п. 6 предписания Государственной инспекции груда Челябинской области от ДАТА НОМЕР признаны незаконными.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Таким образом, поскольку решениями судов указанные Государственной инспекцией труда в Челябинской области в п. 1 и п. 4 предписания нарушения требований трудового законодательства, положенные в основу обвинения юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, признаны незаконными, соответственно, в виду отсутствия таковых отсутствует состав административного правонарушения, что влечет прекращение производства по делу и отмену постановления должностного лица.
На основании изложенного и, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу Федерального государственного бюджетного природоохранного учреждения науки «Ильменский государственный заповедник» удовлетворить, постановление НОМЕР о назначении административного наказания от ДАТА, вынесенное главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Челябинской области Поповым Л.Н. в отношении юридического лица Федерального государственного бюджетного природоохранного учреждения науки «Ильменский государственный заповедник» по ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствие состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.
Судья