Дело №
91RS0№-25
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
27 октября 2021 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Охоты Я.В.,
при секретаре – ФИО4,
с участием
представителя истца – ФИО5,
представителя ответчика – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации <адрес> к ФИО2, третье лицо – ФИО1, о признании объекта самовольной постройкой, обязательстве снести самовольно возведенный объект, –
у с т а н о в и л :
Администрация <адрес> Республики Крым обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просила, признать объекты, возведённые ФИО2, расположенные по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010220:1376, объекты капитального строительства: 3-х этажный капитальный объект (нежилое здание) с кадастровым номером 90:22:010220:6262, общей площадью 373,2 кв.м., 1 этажный объект капитального строительства общей площадью 52,1 кв.м., с кадастровым номером 90:22:010220:6219, а также два жилых дома с кадастровыми номерами 90:22:010220:6217 площадью 65,5 кв.м., и с кадастровым номером 90:22:010220:6218 площадью 141,8 кв.м. - самовольной постройкой и обязать ФИО2, собственный счет снести самовольно возведённые объекты капитального строительства: в течение 3-х месяцев с момента вступления с законную силу судебного акта по настоящему делу.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки установлено самовольное возведение ответчиком на указанном земельном участке спорных объектов недвижимости с нарушением минимального расстояния от границ земельного участка до основного строения, превышением коэффициента застройки. Учитывая изложенное, возведенные ответчиком постройки подлежат сносу.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражала, просила в удовлетворении требований отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судом установлено и из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ Управлением муниципального контроля администрации <адрес> была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ответчика, по результатам которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № З.
В ходе проведения осмотра установлено, что в границах сформированного земельного участка с кадастровым номером 90:22:010220:1367, размещены объекты капитального строительства: 3-х этажный капитальный объект (нежилое здание) с кадастровым номером 90:22:010220:6262, общей площадью 373,2 кв.м., 1 этажный объект капитального строительства общей площадью 52,1 кв.м., с кадастровым номером 90:22:010220:6219, а также два жилых дома с кадастровыми номерами 90:22:010220:6217 площадью 65,5 кв.м., и с кадастровым номером 90:22:010220:6218 площадью 141,8 кв.м., зарегистрированные на праве собственности за ФИО2
В ходе проверки установлено, что объекты капитального строительства (нежилые здания) с кадастровыми номерами 90:22:010220:6262 и 90:22:010220:6219, а также жилые дома с кадастровыми номерами 90:22:010220:6217 и 90:22:010220:6218 созданы с нарушением Временных правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в части нарушения отступов от красной линии, границ земельного участка до здания, строения, сооружения при осуществлении строительства (вместо допустимого расстояния от границы земельного участка до объектов капитального строительства - 3 м, фактическое расстояние составляет от 0 м., до 1 м.).
Земельный участок с кадастровым номером 90:22:010220:1367, расположен в зоне для индивидуального жилищного строительства (Ж-1).
В соответствии с частью 5 статьи 16 ВПЗЗ для земельных участков, предназначенных для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов, минимальное расстояние от границ смежного земельного участка до основного строения - не менее 3 м, до построек для содержания скота и птицы - не менее 4 м, до прочих хозяйственных построек, строений, сооружений вспомогательного использования, открытых стоянок - не менее 1 м; отступ от красной линии до зданий, строений, сооружений при осуществлении строительства - не менее 5 м; в условиях сложившейся застройки - не менее 3 м; высота ограждения земельных участков - не более 2,0 м; коэффициент застройки - не более 0,3.
При этом, согласно информации из Службы государственного строительного надзора Республики Крым уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 51.1. Градостроительного кодекса РФ по указанному адресу в Службу не поступали.
Таким образом, на момент проверки проверяющим органом в действиях гр. ФИО2 установил признаки нарушений градостроительного законодательства.
Согласно Закону Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2018 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> и органами государственной власти Республики Крым» и Постановлению Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о службе государственного строительного надзора Республики Крым» Служба осуществляет полномочия органов местного самоуправления установленные осуществляет на территории Республики Крым полномочия органов местного самоуправления, установленные пунктами 5 и 5.1 части 1, пунктами 5 и 5.1 части 2, пунктами 5 и 5.1 части 3 статьи 8, пунктом 3 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 20 части 1 статьи 14, пунктом 15 части 1 статьи 15, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в области градостроительной деятельности, а именно:
- полномочия по выдаче разрешений на строительство в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- полномочия по направлению уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленньм параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках в соответствии со статьей 51.1, частями 17, 19, 20, 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- полномочия по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По результатам вышеуказанной проверки Управлением муниципального контроля администрации <адрес> составлено Уведомление о выявлении самовольной постройки от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно требованиям ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.
Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.
Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
В целях правильного разрешения спора по настоящему гражданскому делу была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза и представлено заключение эксперта №СТ/2021 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Крымэкспертиза».
Как усматривается из указанного заключения экспертизы, объект капитального строительства (двухэтажный жилой дом), расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010106:13771, градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам, предъявляемым к жилым домам, соответствует.
Объекты капитального строительства нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6262, нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6219, жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6218 и жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6217, расположенные по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010220:1367, строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам, соответствует.
Возведение нежилого здания с кадастровым номером 90:22:010220:6262, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010220:1367, нарушает градостроительные нормы в части соблюдения санитарно-бытовых расстояний от объекта экспертизы до границ смежных земельных участков и красных линий, а именно: пп. 4 п. 4 ст. 16 Гл. 7 «Временных Правил землепользования и застройки…».
Возведение нежилого здания с кадастровым номером 90:22:010220:6219, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010220:1367, нарушает градостроительные нормы в части соблюдения санитарно-бытовых расстояний от объекта экспертизы до границ смежных земельных участков, а именно: пп. 4 п. 4 ст. 16 Гл. 7 «Временных Правил землепользования и застройки…».
Возведение жилого дома с кадастровым номером 90:22:010220:6218, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010220:1367, нарушает градостроительные нормы в части соблюдения санитарно-бытовых расстояний от объекта экспертизы до границ смежных земельных участков, а именно: пп. 4 п. 4 ст. 16 Гл. 7 «Временных Правил землепользования и застройки…».
Возведение жилого дома с кадастровым номером 90:22:010220:6217, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010220:1367, нарушает градостроительные нормы в части соблюдения санитарно-бытовых расстояний от объекта экспертизы до границ смежных земельных участков, а именно: пп. 4 п. 4 ст. 16 Гл. 7 «Временных Правил землепользования и застройки…».
Нарушения градостроительных норм допущенные при возведении объектов капитального строительства нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6262, нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6219, жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6218 и жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6217, расположенных по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010220:1367, не влекут уничтожение объектов капитального строительства.
Устранить нарушение градостроительных норм, допущенное при возведении объектов капитального строительства нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6262, нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6219, жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6218 и жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6217, расположенных по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010220:1367, без сноса объектов капитального строительства, тех-нически не представляется возможным.
Нарушения градостроительных норм, а именно: пп. 4 п. 4 ст. 16 Гл. 7 «Временных Правил землепользования и застройки…», угрозу жизни и здоровью граждан в процессе эксплуатации, объектов капитального строительства нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6262, нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6219, жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6218 и жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6217, расположенных по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010220:1367, не создают, ОКСы возведены в границах земельного участка с кадастровым номером 90:22:010220:1367, следовательно, права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности, права смежных землепользователей, не наруша-ют.
Нарушения градостроительных норм, а именно: пп. 4 п. 4 ст. 16 Гл. 7 «Временных Правил землепользования и застройки…», допущенные при возведении объектов капитального строительства нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6262, нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6219, жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6218 и жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6217, расположенных по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010220:1367, являются не существенными, угрозу жизни и здоровью граждан не создают и не нарушают права смежных землепользователей, поэтому эксперт считает их устранение необязательным.
Объекты капитального строительства нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6262, нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6219, жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6218 и жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6217, расположенные по адресу: <адрес>, возведены в границах земельного участка с кадастровым номером 90:22:010220:1367, находятся в работоспособном техническом состоянии, т.е. обеспечена их механическая безопасность, и как следствие отсутствует угроза жизни и здоровью граждан связанная с техническим состоянием (механическая безопасность объектов экспертизы – обеспечена).
Объекты капитального строительства нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6262, нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6219, жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6218 и жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6217, расположенные по адресу: <адрес>, возведены в границах земельного участка с кадастровым номером 90:22:010220:1367, т.е. указанные объекты капитального строительства права и законные интересы других лиц не нарушают.
Размещение объектов капитального строительства нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6262, нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010220:6219, жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6218 и жилой дом с кадастровым номером 90:22:010220:6217, расположенных по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010220:1367, целевому назначению земельного участка с кадастровым номером 90:22:010220:1367, соответствует.
Учитывая изложенное, а также те обстоятельства, что спорные объекты недвижимости соответствует целевому назначению земельного участка, соответствуют строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам, а имеющиеся нарушения градостроительных норм не создают угрозу жизни и здоровью граждан и нарушают прав смежных землепользователей, в связи с чем эксперт пришел к выводу о необязательности устранения указанных нарушений, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельств дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 144 ГПК РФ, в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным отменить принятые определением суда от ДД.ММ.ГГГГ меры по обеспечению иска.
Руководствуясь статьями 194-198,321 ГПК РФ, –
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> к ФИО2, третье лицо – ФИО1, о признании объекта самовольной постройкой, обязательстве снести самовольно возведенный объект – отказать.
Отменить принятые определением Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ меры обеспечения иска, которым наложен запрет Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществлять любые регистрационные действия, а также любым юридическим и физическим лицам осуществлять действия, направленные на строительство или реконструкцию по объекту недвижимого, имущества расположенного на земельном участке площадью 800 кв.м, с кадастровым номером 90:22:010220:1367, по адресу: <адрес>, а также в отношении объектов капитального строительства: 3-х этажный капитальный объект (нежилое здание) с кадастровым номером 90:22:010220:6262, общей площадью 373,2 кв.м., 1 этажный объект капитального строительства общей площадью 52,1 кв.м., с кадастровым номером 90:22:010220:6219, а также два жилых дома с кадастровыми номерами 90:22:010220:6217 площадью 65,5 кв.м., и с кадастровым номером 90:22:010220:6218 площадью 141,8 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховном Суде Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Я.В. Охота
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Я.В. Охота