А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 марта 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Подлесной И.А.,
Чистяковой Т.И.,
при секретаре Андрейченко М.С.,
с участием истца Корнюшенко А.В.,
представителя ответчика Кувшиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Корнюшенко Аллы Владимировны к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Киевского районного суда Республики Крым от 16 сентября 2021 года,
у с т а н о в и л а:
в марте 2021 года Корнюшенко А.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии, мотивируя свои требования тем, что 25.12.2018 она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением медицинской деятельности. Решением ответчика от 17.01.2019 № 912951/18 в назначении пенсии ей отказано по мотиву отсутствия необходимого документально подтвержденного льготного стажа. При этом безосновательно не были учтены периоды трудовой деятельности. Просила: признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым от 17.01.2019. г. № 912951/18 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым включить Корнюшенко А.В. в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды прохождения курсов повышения квалификации с 18.07.1993 по 17.07.1994, с 22.02.1995 по 22.03.1995, с 05.04.2000 по 05.05.2000, с 05.09.2005 по 30.09.2005, с 19.04.2010 по 18.05.2010, с 29.01.2014 по 25.02.2014; период работы фельдшером станции скорой и неотложной медицинской помощи г. <данные изъяты> с 01.11.1999 по 04.04.2000, период работы фельдшером станции скорой и неотложной медицинской помощи г. <данные изъяты> с 06.05.2000 по 04.09.2005, период работы фельдшером станции скорой и неотложной медицинской помощи г. <данные изъяты> с 01.10.2005 по 18.04.2010, период работы фельдшером станции скорой и неотложной медицинской помощи <адрес> с 11.02.2019 по 21.03.2019, и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым с момента обращения 25.12.2018.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 сентября 2021 года исковые требования Корнюшенко А.В. признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым от 17.01.2019 № 912951/18об отказе в назначении Корнюшенко А.В. досрочной страховой пенсии по старости. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым возложена обязанность включить в специальный стаж Корнюшенко А.В. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды прохождения курсов повышения квалификации с 18.07.1993 по 17.07.1994, с 22.02.1995 по 22.03.1995, с 05.04.2000 по 05.05.2000, с 05.09.2005 по 30.09.2005, с 19.04.2010 по 18.05.2010, с 29.01.2014 по 25.02.2014; - периоды работы фельдшером станции скорой и неотложной медицинской помощи <адрес> с 01.11.1999 по 04.04.2000, с 06.05.2000 по 04.09.2005, с 01.10.2005 по 18.04.2010, с 11.02.2019 по 21.03.2019. На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым возложена обязанность назначить Корнюшенко А.В. досрочную страховую пенсию по старости с 25.12.2018.
Определением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 октября 2021 года исправлена описка, допущенная в абзаце 2 резолютивной части решения суда от 16 сентября 2021 года, указано: «Признать решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым» от 17.01.2019 № 912951/18 – незаконным…».
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принят новое, которым в удовлетворении исковых требований Корнюшенко А.В. отказать. По мнению ответчика, суд неправомерно возложил на него обязанность зачесть в специальный стаж истца периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком и обучения на курсах повышения квалификации.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 25 марта 2022 года произведена замена ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения представителя ответчика – Кувшиновой А.В., поддержавшей апелляционную жалобу, пояснения истца Корнюшенко А.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости, как предусмотрено частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (в редакции до 01.01.2020).
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Досрочная пенсия медицинским работникам может быть назначена не ранее чем через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа. Данный период в 2021 году составляет 36 месяцев. Однако, если такие лица приобрели стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия может быть назначена за полгода до истечения установленного срока.
Судом установлено, что 25.12.2018 Корнюшенко А.В. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Пенсионным органом принято решение от 27.07.2020 № 246398/20 об отказе в установлении Корнюшенко А.В. пенсии по старости, как работнику, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого стажа.
Согласно решению пенсионного органа № 912551/18 от 17.01.2019, в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не включены периоды с ДД.ММ.ГГГГ– отпуска по уходу за ребенком; с 18.07.1993 по 17.07.1994, с 22.02.1995 по 22.03.1995, с 05.04.2000 по 05.05.2000, с 05.09.2005 по 30.09.2005, с 19.04.2010 по 18.05.2010, с 29.01.2014 по 25.02.2014 с указанием, что истец находилась на курсах повышения квалификации; период работы фельдшером станции скорой и неотложной медицинской помощи - <адрес> с 01.11.1999 по 04.04.2000;
- период работы фельдшером станции скорой и неотложной медицинской помощи <адрес> с 06.05.2000 по 04.09.2005;
- период работы фельдшером станции скорой и неотложной медицинской помощи <адрес> с 01.10.2005 по 18.04.2010;
- период работы фельдшером станции скорой и неотложной медицинской помощи <адрес> с 11.02.2019 по 21.03.2019.
Отказывая во включении спорных периодов в специальный стаж, ответчик исходил из того, что документально подтвержденный специальный стаж работы истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости составляет 29 лет 04 месяца 01 день, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ), предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к указанному Федеральному закону.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом "н" пункта 1 данного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из системного анализа приведенных положений закона судом сделан вывод о том, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Льготный порядок исчисления стажа предусмотрен Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, и Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066.
Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 5 названных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Из содержания трудовой книжки Корнюшенко А.В. серии №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ, справок об условиях и характере работы истца, о заработной плате и отчислениях, копий лицевых счетов, суд установил, что истец осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в <данные изъяты>», с 01.07.1991 принята на должность выездного фельдшера в порядке служебного перевода, согласно приказу №3-к от 31.07.1991, с 22.02.2007 переведена на должность фельдшера станции скорой неотложной медицинский помощи, согласно приказу № 89-лс от 22.02.2007; 31.12.2012 уволена в порядке перевода, согласно приказу № от 25.12.2012; с 01.01.2013 принята на должность фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи <данные изъяты> в порядке перевода из <данные изъяты>, согласно приказу № 691-к от 02.01.2013; с 02.06.2014 должность «<данные изъяты> (обще профильной бригады), переименована на должность «фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи», согласно приказу 628-ЗП от 02.06.2014 <данные изъяты>» с 27.12.2014 переименовано в <данные изъяты> в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 25.11.2014 № 1425; с 19.01.2015 должность фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи переименована на фельдшера скорой медицинской помощи для приведения в соответствие со штатным расписанием.
С учетом приведенного, а также положений ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в силу которого периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), суд пришел к выводу о необходимости включения в специальный стаж Корнюшенко А.В. периодов работы: с 06.05.2000 по 04.09.2005 в должности фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи <данные изъяты>; с 01.10.2005 по 18.04.2010 в должности фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи <данные изъяты>, поскольку в указанные периоды трудовая деятельность истца протекала на территории Республики Крым, в период действия законодательства Украины, которое предусматривало включение в специальный стаж по осуществлению трудовой деятельности, дающей право на пенсию по выслуге лет, работу в медицинских учреждениях врачей и среднего медицинского персонала (независимо от наименования должности), а именно: ст. 52, п. "е" ст. 55 Закона Украины от 5 ноября 1991 года № 1788-ХП «О пенсионном обеспечении», постановление Кабинета Министров Украины № 909 (в редакции от 04 ноября 1993 года) «О перечне заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию по выслуге лет» и пункт 2 этого Перечня. Причем, требование о выполнении в этот период времени нормы рабочего времени данным законодательством предусмотрено не было.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж Корнюшенко А.В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд обоснованно исходил из положений ст. 187 ТК РФ, которыми предусмотрена обязанность работодателя при направлении работника на профессиональное обучение сохранять за работником место работы и средний заработок; так как с заработной платы работника работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.
В указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации Корнюшенко А.В. работала в должности и в учреждении, дающих право на назначение пенсии на льготных основаниях, в связи с чем, время нахождения на курсах повышения квалификации обоснованно расценено судом как продолжение профессиональной деятельности истца и включено в ее специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.
Вместе с тем, разрешая исковые требования в части включения в льготный стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии, периодов нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 18.07.1993 по 17.07.1994, суд первой инстанции не учел постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также разъяснения, приведенные в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по смыслу которых, если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Кроме того, судом первой инстанции ошибочно повторно включен в специальный страховой стаж указанный период с 18.07.1993 по 17.07.1994, как период прохождения курсов повышения квалификации. Вместе с тем, материалами дела не подтверждается прохождения истцом в указанный период курсов повышения квалификации, в связи с чем, он также не может быть включен в специальный страховой стаж истца.
Учитывая, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, отсутствовали все необходимые условия, предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», приложением 7 к закону, специальный трудовой стаж составил 29 лет 7 месяцев 11 дней, оснований для понуждения ответчика назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию у суда первой инстанции не имелось.
Поскольку в данном случае судом неправильно применена норма материального права, решение в этой части не может оставаться в силе, и подлежит отмене, как не отвечающее требованиям ст. 195 ГПК РФ, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении данного требования.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 16 сентября 2021 года в части возложения на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в специальный стаж Корнюшенко Алле Владимировне, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период с 18.07.1993 по 17.07.1994 и в части назначения Корнюшенко Алле Владимировне досрочной страховой пенсии по старости – с 25.12.2018 – отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 марта 2022 года.
Судьи: