Дело № 2-457/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 марта 2018 г. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,
при секретаре Стольной Ю.Н.,
с участием истца Комарова А.В.,
представителя истца Комарова А.В. – Руднева А.А., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от 25.01.2018, зарегистрированной в реестре нотариуса №....,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комарова А.В. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке, третье лицо - Министерство энергетики Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просит обязать Администрацию города Новошахтинска заключить с ним, зарегистрированным и проживающим по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в срок до конца второго квартала 2018 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом был признан ветхим, а граждане, зарегистрированные в нем, включены в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой ..... ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности. Согласно ответу Администрации города Новошахтинска от 16.01.2018 №.... он включен в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья под №...., список утвержден в 2016 году протоколом АЯ-236 пр от 29.04.2016. Согласно указанному ответу Администрации города Новошахтинска им предоставлен необходимый пакет документов для переселения из ветхого жилья, но рекомендовано предоставить, обновленную справку, подтверждающую состав семьи в настоящее время. 25.01.2018 им предоставлена справка о регистрации, выданная информационно-вычислительным центром жилищно-коммунального хозяйства г. Новошахтинска от 25.01.2018 №.....
В настоящее время ему положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 33 кв.м. Он желает направить положенную ему социальную выплату на приобретение жилья на вторичном рынке, соответствующего критериям для переселения в него в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков».
В декабре 2017 года он обратился в Администрацию города с требованием заключить договор на предоставление ему социальной выплаты для покупки жилья на вторичном рынке в 2017 году.
На данное обращение он получил ответ от 16.01.2018 под № 58/170 согласно которому в настоящий момент, на специализированном счете Администрации города денежные средства на реализацию мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого отсутствуют. При наличии денежных средств на специализированном счете Администрации города с ним может быть заключен договор о предоставлении социальной выплаты.
Он считает, что Администрация города Новошахтинска уклоняется от заключения с ним договора на предоставление социальной выплаты для покупки жилья на вторичном рынке. Из жилого дома по адресу: <адрес> уже все жильцы дома расселены. Дом почти разрушен, существуют только нежилые помещения, в которых располагается магазин автозапчастей и похоронное бюро. Ввиду нежилого состояния его жилища по адресу: <адрес>, ему приходится снимать квартиру, что существенно влияет на его и без того тяжелое финансовое положение. Без преувеличения, ему жизненно необходимо получить жилое помещение.
Считает, что он имеет право первоочередного переселения, поскольку в соответствии с п. 6 Положения от 04.03.2016 № 149 о рабочей комиссии по содействию гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности, очередность предоставления гражданам социальных выплат формируется исходя из случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей.
В судебном заседании истец Комаров А.В. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.
Представитель истца Комарова А.В. - Руднев А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя по основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Ранее предоставил возражение на заявленные требования, в котором просил в удовлетворении иска отказать. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Возражений в отношении заявленных требований не предоставил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Министерства энергетики РФ в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца, его представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (п. 8).
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий в том числе и по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого (п. 5 Правил).
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил).
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (п. 8 Правил)
Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 12 Правил).
В соответствии с п. 13 Правил гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (далее - Рабочая комиссия).
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован по адресу: <адрес> 10.12.2004 (л.д. 11).
Данная квартира является муниципальной собственностью на основании постановления Главы Администрации <адрес> от 04.04.1996 №.... «О передаче жилого фонда, жилищно-коммунальных объектов в муниципальную собственность» (л.д. 12).
Как следует из материалов дела, истец включен в Список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в связи с ведением горных работ ш. ..... АО «Ростовуголь» под №..... Данный список утвержден протоколом Минэнерго от 29.04.2016 № АЯ-236пр.
Из материалов дела также следует, что 22.08.2016 истец, в лице своего представителя, заполнил информационную карту, в которой указал, что желает направить социальную выплату на участие в долевом строительстве, указав условный адрес жилого помещения – <адрес>.
На обращение истца в Администрацию города по вопросу заключения с ним договора о предоставлении социальной выплаты, в адрес Комарова А.В. 19.01.2018 был направлен ответ о том, что необходимый пакет документов для заключения с ним договора о предоставлении соцвыплаты представлен им в полном объеме, рекомендовано предоставить обновленную справку о составе семьи. Также указано на то, что денежные средства на 2018 год по этой статье расходов уже распределены, при наличии денежных средств, вопрос о включении его в список и заключении договора может быть рассмотрен.
25.01.2018 истец направил в адрес ответчика справку о составе семьи от 25.01.2018.
Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска в возражении на заявленные требования указывает, что первоочередное право на возмещение ущерба от деятельности ликвидированных организаций имеют те лица, которым ущерб причинен ранее, поэтому в списки на финансирование истец не был включен. Удовлетворение заявленных требований грубым образом нарушит права граждан, которые включены в основные списки, поскольку такие граждане имеют преимущественное право на возмещение ущерба от предприятий угольной промышленности.
Суд находит указанную позицию ответчика неверной, не последовательной по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2.6. Положения о порядке оказания содействия переселяемым из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города непригодным для проживания по критериям безопасности, гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы от 05.02.2013 № 403 (ред. от 03.11.2015, с изм. от 12.05.2017), ежегодно управление жилищной политики с целью установления объема денежных средств, подлежащих направлению гражданами по способам приобретения жилья (первичный рынок жилья, вторичный рынок, участие в долевом строительстве, исполнение решений суда, вступивших в законную силу), проводит анализ информационных карт, поступивших от граждан в Администрацию города, и в срок до 1 марта текущего года предоставляет Рабочей комиссии сведения об объемах средств, необходимых для переселения обратившихся граждан.
Согласно п. 1.5 Положения…, установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Из материалов дела следует, что дом по <адрес> является 9-квартирным, при этом часть данного дома представляет собой нежилые помещения, в которых расположены магазин автозапчастей и ритуальное бюро. Владельцы пяти квартир реализовали свое право на переселение, путем направления соцвыплаты на участие в долевом строительстве и приобретение жилого помещения у застройщика в период с 19.04.2016 – еще даже до утверждения Списка граждан.. в Минэнерго РФ – по 26.04.2017.
Указанный дом представляет собой фактически нежилое помещение, что следует из представленных истцом фотографий.
Из материалов дела также следует, что дом, расположенный по адресу: <адрес> о приобретении квартиры в котором истец выразил желание, заполнив информационную карту, сдан в эксплуатацию 09.01.2017, кв. 32 в данном доме также числится за застройщиком.
Изложенное выше позволяет суду сделать вывод о том, что Администрация г. Новошахтинска, переселив практически всех жильцом дома по <адрес>, умышленно, по неустановленным причинам, при наличии полного пакета документов, представленного истцом, уклонилась от заключения с ним договора о предоставлении соцвыплаты для участия в долевом строительстве, причины и обоснования проведения столь выборочного варианта переселения ответчиком, суду не представлены, в связи с чем суд полагает, что в настоящее время истец вправе требовать направление данной выплаты как на приобретение жилья у застройщика, так и на приобретение его на вторичном рынке.
Доводы ответчика о том, что финансирование на настоящий год уже освоено, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку они не подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами.
В связи с изложенным, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Решая вопрос об установлении срока, в течение которого ответчик обязан заключить договор с истцом в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд считает указанный в иске срок некорректным, и приходит к выводу об обязании ответчика исполнить указанные в решении действия до 31.12.2018.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области заключить с Комаровым А.В., зарегистрированным по адресу: <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в срок до 31.12.2018.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение составлено в окончательной форме 12.03.2018.